При проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта по ОСАГО были поданы 4 заявки. До окончания срока подачи заявок участник, зарегистрированный под вторым номером, представил дополнительный конверт с изменениями, внесенными в заявку. В дальнейшем выяснилось, что в его первом конверте подшита копия платежного поручения на обеспечение заявки без отметки банка, а во втором конверте, который он принёс позже, находится оригинал платежного поручения.
Должна ли комиссия отклонить заявку этого участника, вернув ему оба конверта?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации у конкурсной комиссии есть формальное основание для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе. Однако нельзя исключить вероятность того, что в случае обжалования решения заказчика участником закупки контрольный орган в сфере закупок или суд придет к иному выводу по этому вопросу.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе, которая должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, перечень которой приведен в этой норме. В частности, такая заявка должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения, или включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия) (п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку на участие в открытом конкурсе в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота).
Частью 2 ст. 53 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заявка на участие в открытом конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Если заявка на участие в открытом конкурсе признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, конкурсная комиссия отклоняет такую заявку (ч. 3 той же статьи).
Статья 43 Закона N 44-ФЗ предусматривает право участника конкурса изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона N 44-ФЗ. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
Закон N 44-ФЗ не указывает, что подразумевается под изменением заявки в контексте ст. 43 этого федерального закона, какие действия участника закупки входят в понятие "изменение заявки". По мнению, которое высказывается контролирующими органами, внесение изменений в заявку на участие в конкурсе предполагает процесс замены конкурсной заявки или дополнения содержания заявки в целях приведения их в соответствие с содержанием действующих документов (замена слов, предложений, цифр, исключение или дополнение предложений и т.д.) (решение Алтайского республиканского УФАС России от 12.05.2014 N 38-К/14).
Действительно, из буквального прочтения ст. 43 Закона N 44-ФЗ не следует, что в порядке изменения заявки участник торгов может дополнить ее недостающими сведениями или устранить недостатки первоначально поданной заявки. С этой точки зрения представляется логичным существующий в правоприменительной практике подход, в соответствии с которым участник открытого конкурса не вправе дополнить заявку сведениями, которые отсутствовали в первоначальной заявке, если с учетом отсутствия таких сведений первоначальная заявка должна быть признана не отвечающей требованиям, предъявляемым Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией. Такое дополнение не является изменением заявки в контексте правил ст. 43 Закона N 44-ФЗ. В этом случае участник закупки вправе подать новую заявку, однако для соблюдения требования ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ он должен отозвать первоначальную заявку (смотрите, в частности, решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.2014 по делу N А40-110598/2014, решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.01.2015 по делу N А76-24909/2014, а также постановление АС Уральского округа от 16.02.2015 N Ф09-9930/14).
Поскольку в рассматриваемой ситуации первоначально представленная участником закупки копия платежного поручения на бумажном носителе не содержала отметки банка, а следовательно, не соответствовала требованию п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, полагаем, что с формальной точки зрения у конкурсной комиссии есть основание отклонить такую заявку. В соответствии с изложенным правовым подходом последующее предоставление надлежащим образом оформленного платежного документа не устраняет недостатков первоначально поданной заявки, поэтому не может считаться ее изменением.
Вместе с тем в судебной практике представлен и иной подход к решению рассматриваемого вопроса. Так, Арбитражный суд Ростовской области в решении от 17.10.2014 по делу N А53-16504/2014 пришел к выводу об отсутствии оснований для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе, в порядке изменения которой участник закупки представил платежное поручение с отметкой банка о списании денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах при том, что при первоначальной подаче заявки представленное в ее составе платежное поручение такой отметки не содержало. При этом суд основывался на достоверности информации, содержащейся в платежном поручении, в частности, обратил внимание, что денежные средства фактически списаны с банковского счета участника закупки и зачислены на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. То есть вывод суда по существу был основан на том, что документы, предоставленные участником закупки, в том числе в порядке изменения заявки на участие в открытом конкурсе, позволяли установить, что денежные средства в обеспечение заявки на участие в таком конкурсе в действительности были внесены.
Таким образом, мы вынуждены констатировать, что единообразного подхода к решению рассматриваемого вопроса в правоприменительной практике на сегодняшний день не выработано, а официальных разъяснений не имеется. В связи с этим мы не можем исключить вероятности того, что отклонение заказчиком указанной в вопросе заявки на участие в открытом конкурсе может быть признано неправомерным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
2 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.