По итогам проведенного электронного аукциона 10.02.2014 был заключен контракт, который действует до полного исполнения сторонами обязательств. Срок исполнения контракта - до 31.12.2014. В соответствии с условиями контракта поставка товара осуществлялась по заявке заказчика. По окончании срока исполнения товар был выбран не полностью (т.е. заказчик больше не нуждался в этом товаре). По электронной почте поставщику был послан акт сверки и соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон, но поставщик не ответил. В дальнейшем связаться с ним не удалось. Поставщик был занесен в реестр недобросовестных поставщиков 18.11.2014.
Имеет ли заказчик право расторгнуть контракт в одностороннем порядке на основании части 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приведенные обстоятельства сами по себе не являются основанием для принятия заказчиком решения об отказе от исполнения контракта.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 15 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Буквально из формулировки приведенной нормы следует, что заказчик обязан отказаться от исполнения контракта, в частности, в том случае, если на момент заключения контракта контрагент соответствовал всем установленным заказчиком в соответствии со ст. 31 Закона N 44-ФЗ требованиям к участникам закупки, однако перестал соответствовать какому-либо из них в ходе исполнения контракта, о чем стало известно заказчику.
Формально это означает, что если в документации об электронном аукционе заказчиком было установлено требование, предусмотренное ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, то, обнаружив в ходе исполнения контракта, что сведения о контрагенте включены в реестр недобросовестных поставщиков, заказчик будет обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем нельзя не отметить, что приведенный подход вызывает и вполне обоснованные возражения. В частности, он предполагает, что ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ обязывает заказчика требовать расторжения контракта каждый раз в случае обнаружения несоответствия контрагента требованиям, установленным документацией о закупке: например при возникновении у контрагента в ходе исполнения контракта задолженности по налогам и сборам, наличии у руководителя (главного бухгалтера) контрагента судимости или наказаний, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, либо при обнаружении факта родства (вступления в брак) представителей заказчика и контрагента в случаях, указанных п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Более того, нельзя не учитывать, что в силу ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А значит, применяя подход, основанный на формальном понимании ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, мы вынуждены будем признать, что законодательство позволяет заказчику отказаться от исполнения контракта даже в том случае, если контрагент на момент заключения контракта соответствовал всем предъявляемым к нему требованиям, а обязательства по этому контракту исполняются контрагентом надлежащим образом. Отсюда следует, что Закон N 44-ФЗ допускает возможность включения добросовестного контрагента в реестр недобросовестных поставщиков в связи с нарушениями, допущенными этим контрагентом по иным контрактам. Подобные допущения, на наш взгляд, вряд ли могут считаться обоснованными.
В связи с вышеизложенным более логичным нам представляется противоположный подход, состоящий в том, что обязанность отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возникает лишь в том случае, если такие основания возникли до заключения контракта и контрагент либо не сообщил о них, либо предоставил информацию о своем соответствии требованиям, предъявляемым к участникам закупки. Косвенно подтверждение правомерности второго из приведенных подходов можно обнаружить в письме Минэкономразвития России от 18.02.2015 N Д28И-403, а также в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2014 N 17АП-15953/14. За официальными же разъяснениями, учитывая отмеченную выше неопределенность, рекомендуем Вам обратиться в ФАС России (п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, пп. "г" п. 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
5 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.