Бюджетное научное учреждение имеет на праве оперативного управления котельную. Для обслуживания данной котельной создается общество с ограниченной ответственностью. Бюджетное научное учреждение планирует передать до 50% вклада в уставный капитал такого общества с ограниченной ответственностью. В уставе предусмотрено, что бюджетное научное учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.
Может ли федеральное бюджетное учреждение науки быть учредителем в данном обществе с ограниченной ответственностью?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Участие научного бюджетного учреждение в указанном в вопросе хозяйственном обществе, на наш взгляд, не соответствует закону.
Обоснование позиции:
Согласно п. 6 ст. 66 ГК РФ учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ (к которым в силу п. 3 той же статьи относятся и общества с ограниченной ответственностью) с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Запрета на участие в обществах с ограниченной ответственностью для бюджетных учреждений законодательство не устанавливает. Более того, возможность участия бюджетных научных учреждений в хозяйственных обществах прямо предусмотрена абзацем третьим п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Если деятельность такого общества не связана с практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учреждению (абзац первый п. 3.1 той же статьи), то для участия в обществе с ограниченной ответственностью учреждению требуется получить согласие собственника.
Разумеется, возможность участия бюджетного учреждения в обществе с ограниченной ответственностью обусловлена не только наличием согласия собственника, но и соблюдением общих требований, предусмотренных законом. В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (к числу которых относится и бюджетное учреждение) может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Основной деятельностью бюджетного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых оно создано. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений. При этом согласно п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ (смотрите также п. 4 ст. 50 ГК РФ) осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность (к которой в силу этой же нормы относится и участие в хозяйственных обществах) бюджетное учреждение может лишь при одновременном соблюдении следующих условий:
- осуществление такой деятельности служит достижению целей, ради которых создано учреждение, и соответствует указанным целям;
- такая деятельность указана в уставе учреждения.
Таким образом, одного лишь указания в уставе учреждения на общую возможность осуществления учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (равно как и на конкретные виды такой деятельности) недостаточно для решения вопроса о том, вправе ли учреждение осуществлять такую деятельность. Если осуществление учреждением конкретного вида деятельности (пусть и указанного в его уставе) не соответствует целям, для достижения которых учреждение создано, осуществлять эту деятельность учреждение не вправе. Это косвенно подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 15.10.2013 по делу N 33-3721/2013).
Вопрос же о том, насколько осуществление учреждением того или иного вида деятельности служит достижению целей, для которых создано учреждение, и соответствует им, является оценочным, поэтому ответ на него зависит от конкретных обстоятельств и в спорной ситуации может быть дан лишь судом (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 07.10.2014 N Ф06-15396/13, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2010 N 19АП-8426/2010, решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2014 по делу N А60-32901/2013).
Применительно к приведенной в вопросе ситуации мы можем высказать лишь нашу позицию, которая состоит в том, что участие научного учреждения в указанном вопросе ООО не может рассматриваться как деятельность, служащая достижению целей, для которых создается научное учреждение, и соответствующая им (п. 1 ст. 5, абзацы первый-пятый ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"). Потребности учреждения, связанные с содержанием и обслуживанием указанного в вопросе имущества (котельной), как нам представляется, должны удовлетворяться иными способами (в том числе путем осуществления соответствующих закупок по правилам, предусмотренным Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ и от 18.07.2011 N 223-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
27 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.