В организацию в рамках осуществляемого прокурорского надзора поступил запрос, содержащий, в частности, требование предоставить сведения о персональных данных членов семьи работников организации (паспортные данные).
Обязан ли работодатель предоставлять такие сведения, так как они являются персональными данными граждан?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рамках проводимой прокурорской проверки прокурор вправе требовать от работодателя предоставления информации, содержащей сведения о персональных данных работника и членов его семьи.
Обоснование вывода:
Обработка персональных данных, в том числе их предоставление (действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц), как правило, требует согласия субъекта персональных данных (п.п. 3, 6 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ)). Однако при наличии оснований, предусмотренных п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 данного Закона, согласия субъекта персональных данных на их обработку не требуется (ч.ч. 2, 3 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). Обязанность доказать наличие этих оснований закон возлагает на оператора - орган или лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку персональных данных (п. 2 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).
Так, в частности, обработка персональных данных без согласия субъектов персональных данных допускается, если обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).
Как следует из вопроса, в организацию, в рамках осуществляемого прокурорского надзора, поступил запрос, содержащий, в частности, требование предоставить сведения о персональных данных членов семьи работников организации (паспортные данные).
Отметим, что в соответствии с п. 2.1 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) органы прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора вправе получать доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Обращаем Ваше внимание на то, что данным пунктом Закон о прокуратуре был дополнен Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с уточнением полномочий органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам обработки персональных данных", вступившим в силу 3 августа 2013 года.
До внесения изменений в Закон о прокуратуре от 23.07.2013 правом получения доступа к необходимой для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлением обработки персональных данных, органы прокуратуры не обладали (постановление Верховного Суда РФ от 7 октября 2013 г. N 94-АД13-1; постановление Верховного Суда РФ от 20 августа 2013 г. N 19-АД13-1). Следует отметить, что поскольку указанные постановления отменяли решения, вынесенные мировыми судьями до внесения изменений, то в настоящее время данные судебные акты вошли в противоречие с действующими положениями Закона о прокуратуре.
Таким образом, при решении вопроса о полномочиях органов прокуратуры в сфере обработки персональных данных необходимо руководствоваться нынешней редакцией п. 2.1 ст. 4 Закона о прокуратуре. Кроме того, в целях установления единого порядка обработки персональных данных в органах прокуратуры Российской Федерации при осуществлении прокурорского надзора была принята и введена в действие Инструкция о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора (далее - Инструкция), утвержденная приказом Генеральной прокуратуры РФ от 20 ноября 2013 г. N 506.
Согласно п. 1.3 Инструкции персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), получаемая в связи с осуществлением прокурорского надзора, реализацией прокурорами иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Перечень информации о субъекте персональных данных, которую вправе получать прокуроры при осуществлении своих полномочий, также содержится в п. 1.3 Инструкции. К такой информации относятся:
1) анкетные и биографические данные, включая адрес места жительства и проживания;
2) сведения о гражданстве, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность и гражданство (включая серию, номер, дату выдачи, наименование органа, выдавшего документ);
3) сведения об образовании, квалификации и о наличии специальных знаний или специальной подготовки;
4) сведения о трудовой деятельности, опыте работы, занимаемой должности, трудовом стаже, повышении квалификации и переподготовке;
5) сведения о составе семьи и наличии иждивенцев, о месте работы или учебы членов семьи;
6) сведения о состоянии здоровья и наличии заболеваний, о нахождении на различных медицинских учетах;
7) сведения об отношении к воинской обязанности;
8) сведения о доходах, расходах, налоговых обязательствах и иных обязательствах имущественного характера;
9) сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
10) сведения о социальных льготах и о социальном статусе;
11) сведения о судимости, о привлечении к уголовной, административной или иного вида ответственности;
12) сведения об имуществе (недвижимости, транспортных средствах и др.);
13) сведения о предпринимательской деятельности субъекта персональных данных и членов его семьи;
14) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные лиц, на которых распространяются обязанности, предусмотренные ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и иными правовыми актами Российской Федерации (в том числе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и иные персональные данные их супругов и несовершеннолетних детей);
15) персональные данные лиц, на которых распространяются установленные законодательством о противодействии коррупции запреты, ограничения и обязанности;
16) персональные данные иных лиц в целях выявления правонарушений (в том числе нарушений законодательства о противодействии коррупции);
17) иные персональные данные, необходимые для целей осуществления прокурорского надзора.
Как видно, указанный перечень не является исчерпывающим. Соответственно, в случае поступления в организацию запроса прокурора (в рамках осуществляемого прокурорского надзора) с требованием предоставить сведения о персональных данных членов семьи сотрудников организации руководитель указанной организации обязан такое требование прокурора удовлетворить, предоставив запрашиваемые сведения (решение Туапсинского городского суда от 23 июля 2014 г. по делу N 12-79/2014, решение Нехаевского районного суда Волгоградской области от 17 декабря 2013 г. N 12-44/2013).
К сведению:
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 17.7 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
29 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.