Государственное бюджетное учреждение здравоохранения планирует заключить контракт на приобретение оборудования по цене 300 тыс. руб. Источник финансирования - внебюджетные средства: обязательное медицинское страхование - 50 тыс. руб. (код вида финансового обеспечения "7"), платные услуги - 250 тыс. руб. (код вида финансового обеспечения "2").
В случае возможности заключения указанного договора приобретенное оборудование планируется учитывать по коду вида финансового обеспечения "7".
Согласно письму Фонда ОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и о вопросах расходования средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) за счет средств ОМС разрешается приобретение оборудования стоимостью до 100 тыс. руб., а стоимость закупаемого оборудования превышает данный предел.
Как правильно и по какому коду вида финансового обеспечения следует принять в бухгалтерском учете данное имущество?
Не будет ли в рассматриваемой ситуации приобретение оборудования стоимостью 300 тыс. руб. за счет двух источников нарушением (нецелевым использованием) по отношению к средствам ОМС?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение бюджетным учреждением договора, предметом которого является приобретение медицинского оборудования по цене, превышающей сто тысяч рублей, при условии, что одним из источников оплаты обязательств в рамках договора являются средства ОМС, увеличивает риск возникновения разногласий по вопросам целевого использования средств ОМС в ходе контрольных мероприятий, проводимых уполномоченными органами.
При этом порядок принятия к учету объекта основных средств, приобретение которого частично оплачено за счет средств ОМС, действующими нормативными актами не установлен.
Обоснование вывода:
Прежде всего напомним, что средства, получаемые медицинскими учреждениями по программе ОМС, являются финансовым обеспечением государственных полномочий по организации оказания медицинской помощи. Указанные средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Исчерпывающий перечень направлений расходования средств ОМС, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержится в п. 7 ст. 35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Отметим, что Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 (п. 8 ст. 35 Закона N 326-ФЗ), также не предусматривает дополнительных элементов структуры тарифа на оплату медицинской помощи (п. 8 ст. 35 Закона N 326-ФЗ).
Из дословного прочтения п. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи предполагает осуществление расходов за счет средств ОМС на приобретение основных средств, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей за единицу. По нашему мнению, данной норной установлено именно ограничение стоимости основных средств, которые могут быть приобретены за счет средств ОМС, а не предельный размер средств, которые могут быть направлены на их приобретение за счет конкретного источника финансового обеспечения деятельности.
При этом механизм софинансирования расходов за счет нескольких источников финансового обеспечения деятельности, одним из которых являются средства ОМС, Законом N 326-ФЗ не предусмотрен.
Полагаем, что заключение бюджетным учреждением договора, предметом которого является приобретение медицинского оборудования по цене, превышающей сто тысяч рублей, при условии, что одним из источников оплаты обязательств в рамках договора являются средства ОМС, увеличивает риск возникновения разногласий по вопросам целевого использования средств ОМС в ходе контрольных мероприятий, проводимых уполномоченными органами.
Кроме того, при заключении указанного договора бюджетное учреждение столкнется с проблемой постановки на учет объекта основных средств, приобретенного за счет двух источников финансового обеспечения деятельности. Дело в том, что ни положениями "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, ни положениями ныне действующей редакции Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, порядок отражения в бухгалтерском учете операций по приобретению нефинансовых активов с привлечением нескольких источников финансирования не определен.
К сведению.
Предусмотренные п. 3.90 проекта приказа Минфина России "О внесении изменений, в приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н..." корреспонденции, позволяющие принятие к учету вложений в нефинансовые активы при приобретении (создании) объекта за счет разных источников финансового обеспечения, предполагают, что такие нефинансовые активы в дальнейшем будут учитываться по виду финансового обеспечения деятельности 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания". Так, например, в случае приобретения объекта нефинансовых активов за счет двух источников финансового обеспечения деятельности, одним из которых являются субсидии на иные цели (КФО 5), а вторым - собственные средства учреждения (КФО 2), объект принимается к учету в рамках деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (КФО 4).
В свою очередь, привлечение для оплаты обязательств средств ОМС, имеющих целевой характер, предполагает дальнейшее отражение в учете объекта нефинансовых активов в рамках вида деятельности 7 "Средства по обязательному медицинскому страхованию".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Ответ прошел контроль качества
8 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.