В казенном учреждении были построены автобусные остановки. Автобусные остановки представляют собой сварные металлические конструкции, изготовленные сторонней организацией и принятые по актам форм КС-2 и КС-3. Установка этих конструкций осуществлена путем их крепления в бетонное основание (плиту), приемка установленных объектов производилась по актам формы КС-1. Разрешения на строительство и выделение земельных участков под объекты не оформлялось.
К какому виду имущества (движимое, недвижимое) относятся данные объекты (для целей бухгалтерского учета и для решения вопроса о необходимости осуществления государственной регистрации объекта в случае отнесения его к недвижимому имуществу)? Какой ОКОФ следует присвоить данным объектам?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации автобусные остановки могут быть отнесены либо к сооружениям - иному движимому имуществу либо к прочим основным средствам - иному движимому имуществу.
Окончательное решение вопроса о порядке принятия к бухгалтерскому учету автобусных остановок и отнесения их к движимому или недвижимому имуществу остается за профильной комиссией учреждения, которая должна вынести заключение, основанное на их профессиональном суждении, исходя из конкретных характеристик объектов и соответствующей документации.
В зависимости от принятого решения автобусные остановки можно отнести на код ОКОФ 12 0001090 "Прочие сооружения, не включенные в другие группировки" класса 12 0001000 "Сооружения, не включенные в другие группировки" или код 19 0009000 "Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках", так как автобусная остановка является скорей элементом автомобильной дороги, нежели самостоятельным сооружением.
Обоснование позиции:
1. В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
При этом в соответствии с п. 5 ст. 3 Закона N 257-ФЗ элементы обустройства автомобильных дорог представляют собой сооружения, к которым в том числе относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, остановочные пункты.
К недвижимым вещам (недвижимости) в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Какого-либо перечня недвижимого имущества или формализованных критериев отнесения тех или иных объектов к нему законодательство не содержит. В связи с этим решение вопроса о возможности отнесения к недвижимости того или иного объекта во многом зависит от характеристик конкретного объекта.
Так, помимо тесной связи с землей, объект недвижимого имущества, должен соответствовать и таким критериям, как:
- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится;
- обладание объектом полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от других находящихся на общем земельном участке зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности собственника такого имущественного комплекса;
- невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Кроме того, по смыслу указанной нормы ст. 130 ГК РФ имущество, обладающее таким признаком, как физическая связь с землей, может быть признано недвижимостью лишь в том в случае, если оно создано как объект недвижимости в установленном законом и иными правовыми актами порядке, с получением необходимых разрешений (согласно ст. 51 и ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае возведения объекта недвижимости обязательно получение разрешения органа местного самоуправления на строительство и последующий ввод объекта в эксплуатацию) и соблюдением градостроительных норм и правил на земельном участке, предоставленном под строительство объекта недвижимости.
В рассматриваемой ситуации созданию и установке автобусных остановок не предшествовало получение учреждением решения органа местного самоуправления на строительство и соответствующее оформление земельного участка (участков) под строительство, что, по нашему мнению, уже не позволяет отнести полученные объекты к недвижимому имуществу.
Судебные органы по искам о признании остановок общественного транспорта (остановочных комплексов) в качестве недвижимого имущества выносят решения о признании таких объектов временными постройками, не являющимися объектами капитального строительства, которые возможно переместить без нанесения ущерба объекту (смотрите, например, решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.03.2015 по делу N А42-7095/2014, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 15.08.2012, решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.12.2013 по делу N А40-50944/2013).
Отметим, что в некоторых случаях суды все же признают подобные объекты недвижимостью исходя из их технических характеристик и конкретных обстоятельств ситуации (смотрите, например, решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 10 апреля 2013 г.) (Извлечение).
Окончательное решение вопроса о порядке принятия к бухгалтерскому учету автобусных остановок и отнесения их к движимому или недвижимому имуществу остается за профильной комиссией учреждения, которая должна вынести заключение, основанное на их профессиональном суждении, исходя из конкретных характеристик объектов и соответствующей документации.
2. В соответствии с п. 45 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), группировка основных средств по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ).
В то же время подробный алгоритм отнесения основных средств к кодам ОКОФ действующими нормативными правовыми актами не определен. А существующие разъяснения уполномоченных органов, по сути, допускают достаточно произвольные трактовки положений ОКОФ (смотрите, например, письмо Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73).
В ситуации, когда определенный вид нефинансовых активов прямо не указан в ОКОФ, но в соответствии с условиями отнесения нефинансовых активов к основным средствам он обоснованно может быть отнесен именно к основным средствам, должностные лица учреждения могут принимать решение об учете актива на том или ином аналитическом счете балансового счета 101 00 "Основные средства". При этом должны учитываться конкретные характеристики объекта основных средств и перечень активов, учитываемых на конкретном аналитическом счете (относящихся к определенному коду ОКОФ).
Решение уполномоченных должностных лиц об отнесении актива к тому или иному коду ОКОФ основывается на их профессиональном суждении.
Согласно ОКОФ инженерно-строительные объекты, предназначенные в том числе для осуществления различных непроизводственных функций, относятся к подразделу "Сооружения".
Однако имеющийся в данном подразделе подкласс 12 4526040 "Сооружения дорожного транспорта" не содержит наименования "Автобусная остановка" или каких-либо аналогичных наименований объектов.
По нашему мнению, такой объект можно отнести на код ОКОФ 12 0001090 "Прочие сооружения, не включенные в другие группировки" класса 12 0001000 "Сооружения, не включенные в другие группировки".
В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, объекты подраздела 12 0000000, не отнесенные к другим группам, отнесены к десятой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Вместе с тем согласно Введению в ОКОФ к подразделу "Сооружения" относятся инженерно-строительные объекты, назначением которых является создание условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Так, например, к данному подразделу относится автомобильная дорога, которая в установленных границах включает в себя земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги (дорожные знаки и т.п.), другие, относящиеся к дороге, сооружения.
Как видим, автобусная остановка является скорее элементом автомобильной дороги, нежели самостоятельным сооружением. Поэтому она также может быть отнесена на код 19 0009000 "Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках".
Срок полезного использования активов в этом случае учреждение устанавливает самостоятельно на основании документов производителя и (или) решения профильной комиссии с учетом положений п. 44 Инструкции N 157н.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
21 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.