Можно ли проводить закупку препарата "Мильгамма" путем проведения аукциона? Если нет, то по какой причине?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Объектом закупки, осуществляемой путем проведения электронного аукциона, не может быть лекарственное средство под торговым наименованием "Мильгамма (Milgamma)". В документации о закупке следует указывать международное непатентованное наименование лекарственного средства.
Обоснование вывода:
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не устанавливает ограничений по формированию предмета контракта. Он содержит только правила описания объекта закупки (ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Так, согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования (далее - МНН) лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства.
Таким образом, по общему правилу, если объектом закупки являются лекарственные средства, в документации о закупке (в том числе в документации о проведении электронного аукциона) указывается МНН лекарственных средств, а при отсутствии таких наименований - химические, группировочные наименования.
Этим пунктом ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрены некоторые исключения из данного правила: заказчик, при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Отметим, что в настоящее время упомянутый перечень лекарственных средств не утвержден, приняты лишь правила его формирования (постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан").
Таким образом, указывать торговые наименования лекарственных средств заказчик вправе только при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ - путем проведения запроса предложений с целью закупки лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Аналогичные разъяснения даны представителями ФАС России (смотрите ответ на вопрос: Вправе ли заказчик указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении соответствующей закупки?).
Согласно определениям, данным в ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон о лекарственных средствах), к лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (п. 1 указанной статьи). Под фармацевтическими субстанциями понимаются лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность (п. 2 этой статьи), которые обозначаются МНН (п. 16 той же статьи).
Под лекарственными же препаратами понимаются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности (п. 4 указанной статьи). Лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 13 Закона о лекарственных средствах). При этом из ч. 6 ст. 13, п. 2 ч. 2 ст. 18, пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о лекарственных средствах следует, что регистрация лекарственных препаратов производится под МНН действующего вещества и торговым наименованием препарата. Оба наименования указываются на упаковке товара (ч. 1 ст. 46 Закона о лекарственных средствах). При этом одному и тому же МНН могут соответствовать несколько различных торговых наименований, каждое из которых может быть защищено товарным знаком.
В связи с этим отметим, что наименование "Мильгамма (Milgamma)" является торговым наименованием лекарственного средства под международным названием "Пиридоксин+Тиамин+Цианокобаламин+Лидокаин& (Pyridoxine+Thiamine+Cyanocobalamin+Lidocaine)".
Таким образом, объектом закупки, осуществляемой путем проведения электронного аукциона, не может быть лекарственное средство под торговым наименованием "Мильгамма (Milgamma)", в документации о закупке необходимо указывать МНН данного препарата. Аналогичной позиции в отношении иных лекарственных средств придерживаются контролирующие органы (смотрите, например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай от 19.11.2014 N 89-К/14 "О нарушении законодательства о контрактной системе").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
20 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.