У представительства иностранной организации срок аккредитации закончился 18.03.2015. С налогового учета в налоговом органе иностранная организация не снята, но никакой деятельности не осуществляет. В настоящее время представительство проходит процедуру аккредитации в налоговом органе.
Требовалось ли представительству сниматься с учета в налоговом органе по истечении срока аккредитации и какая ответственность предусмотрена за неисполнение этого требования?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Снятие и постановка иностранной организации на учет в налоговом органе должны быть осуществлены налоговым органом на основании данных, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Неисполнение налоговым органом обязанности по снятию с учета иностранной организации не является основанием для привлечения ее к ответственности. Представлять в налоговый орган какие-либо заявления для снятия с учета иностранная организация не должна.
Обоснование позиции:
До 1 января 2015 года положения НК РФ устанавливали, что в случае прекращения деятельности обособленного подразделения иностранной организации снятие с учета организации налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется на основании полученного налоговым органом заявления иностранной организации в течение 10 дней со дня получения этого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки организации в случае ее проведения (п. 5 ст. 84 НК РФ). Это правило конкретизировалось в утвержденных приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. N 117н на основании п. 1 ст. 83 НК РФ Особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (далее - Особенности). Согласно этому документу (смотрите Раздел X Особенностей) для снятия иностранной организации с учета в налоговом органе необходимо предоставление в налоговый орган в том числе соответствующего заявления.
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в п. 5 ст. 84 НК РФ внесены изменения, и с указанной даты в случаях прекращения иностранной организацией деятельности через аккредитованные филиал или представительство снятие ее с учета налоговым органом по месту осуществления деятельности на территории Российской Федерации осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц*(1).
Таким образом, с указанной выше даты предусмотренный Особенностями порядок снятия с учета в налоговом органе иностранной организации не соответствует правилам, установленным НК РФ, а значит, не может применяться (п. 1 ст. 4, ст. 6 НК РФ). Иные нормативные акты не предусматривают для иностранной организации обязанности в течение какого-либо срока предоставить в налоговый орган заявление о снятии с учета в налоговом органе при истечении срока аккредитации (разрешения на открытие представительства). Следовательно, в приведенной ситуации непредставление иностранной организацией в налоговый орган заявления о снятии с учета не может рассматриваться как правонарушение (ст.ст. 126, 129.1 НК РФ, ст. 15.6 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
25 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) С этой же даты ФНС России является органом, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц и ведение соответствующего реестра (п. 1, п. 5.9.48 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506), а значит, его территориальные подразделения должны обладать теми сведениями, которые являются основаниями для снятия иностранной организации с учета в налоговом органе и постановки ее на учет (смотрите также ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 106-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.