В организации с 05.05.2015 по 08.05.2015 были дни простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника. Работник представил больничный лист с 05.05.2015 по 15.05.2015.
Как произвести расчет листка нетрудоспособности? С какого числа следует выплачивать пособие за счет работодателя, а с какого - за счет средств ФСС?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Пособие по временной нетрудоспособности должно быть назначено сотруднику на следующий календарный день после окончания периода простоя, то есть с 9 по 15 мая 2015 г.
При этом выплачивается назначенное пособие в общем порядке, а именно за первые три оплачиваемых дня временной нетрудоспособности (с 9 по 11 мая 2015 г.) - за счет средств работодателя, а за остальной период (с 12 по 15 мая 2015 г.) - за счет средств бюджета ФСС России.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу во всех случаях, указанных в частях 1-7 этой статьи, за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за период простоя застрахованному лицу не назначается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ. Согласно этой норме (ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ) в случае временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя, пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия по временной нетрудоспособности, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.
В рассматриваемом случае временная нетрудоспособность наступила одновременно с периодом простоя. Соответственно, ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ к этой ситуации неприменима. А значит, за период простоя (с 5 по 8 мая 2015 г.) пособие по временной нетрудоспособности работнику не назначается, как следствие, не рассчитывается и не выплачивается (смотрите также определение КС РФ от 17.01.2012 N 8-О-О "По запросу Левобережного районного суда города Липецка о проверке конституционности пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности должно быть назначено сотруднику за период болезни начиная со следующего дня после дня окончания периода простоя, то есть с 09.05.2015 по 15.05.2015. Аналогичной позиции придерживается Фонд социального страхования РФ (смотрите информацию на сайте ФСС РФ: http://r18.fss.ru/archive/51151.shtml).
Данная точка зрения подтверждается и судебной практикой. В частности, судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в апелляционном определении от 05.03.2013 (Извлечение) указала, что время простоя, наступившего по вине работодателя или по не зависящим от работодателя и работника причинам, подлежит оплате работодателем, т.е. у работника сохраняется доход, а потому страховой риск, с реализацией которого Закон N 255-ФЗ связывает возникновение обязанности по назначению и выплате пособия по временной нетрудоспособности, не реализуется. Соответственно, п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ, исключающий назначение застрахованному лицу на время простоя пособия по временной нетрудоспособности, наступившей в период простоя, обусловлен целевым назначением данного вида страхового обеспечения и в системной связи со ст. 157 ТК РФ не нарушает конституционное право граждан на социальное обеспечение в случае временной нетрудоспособности.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлено, что выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется застрахованным лицам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, - за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ.
По нашему мнению, данная норма сформулирована не совсем удачно. Это становится очевидным, когда перед работодателем встает вопрос о том, какие дни нетрудоспособности, подтвержденные листком нетрудоспособности, выданным работнику в установленном порядке медицинской организацией, следует считать первыми тремя днями временной нетрудоспособности в целях соблюдения положений о финансовом обеспечении расходов на выплату страхового обеспечения.
Назначение и выплата застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности производится на основании предоставленного работником листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в установленном порядке и подтверждающего наступление страхового случая - временной нетрудоспособности застрахованного лица. Пунктом 14 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.06.2011 N 624 (далее - Порядок), установлено, что при заболеваниях, профессиональных заболеваниях (травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве), когда лечение осуществляется в амбулаторно-поликлинических условиях, листок нетрудоспособности выдается в день установления временной нетрудоспособности на весь период временной нетрудоспособности, включая нерабочие праздничные и выходные дни. Ограничений на выдачу листка нетрудоспособности застрахованному лицу в период простоя, объявленного в организации, Порядок не содержит. Учитывая, что в п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ говорится о первых трех днях временной нетрудоспособности, можно прийти к выводу о том, что ими должны считаться те дни, которые следуют друг за другом, начиная с первого дня нетрудоспособности, указанного в листке нетрудоспособности.
Вместе с тем нельзя не учитывать то, что предметом регулирования п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ является вопрос распределения обязательств между страхователем и страховщиком по финансированию оплаты только таких дней временной нетрудоспособности застрахованных лиц, которые должны быть оплачены последним в виде пособия. Несмотря на то, что в календарные дни, приходящиеся на период простоя, работник был нетрудоспособен (что подтверждается листком нетрудоспособности, выданным работнику), эти дни в силу прямого указания в Законе не подлежат оплате в виде пособия по временной нетрудоспособности (за исключением случая, предусмотренного п. 7 ст. 7 Закона 255-ФЗ). При этом вопрос о финансировании расходов на оплату таких дней не может являться предметом регулирования ни ст. 3 Закона 255-ФЗ, ни других норм Закона N 255-ФЗ. Поэтому мы считаем, что в данном случае первыми тремя днями временной нетрудоспособности, оплачиваемыми за счет работодателя, следует считать именно те дни нетрудоспособности работника, за которые работнику должно выплачиваться пособие (в рассматриваемом случае - с 9 по 11 мая 2015 г.).
Обращаем Ваше внимание, что высказанная позиция по вопросу о том, какие из дней нетрудоспособности должен оплачивать работодатель, если нетрудоспособность работника наступила в первый день периода простоя и продлилась после окончания простоя, является нашим экспертным мнением. К сожалению, каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу, как и примеры из судебной практики по аналогичным ситуациям, нам обнаружить не удалось. В связи с этим мы рекомендуем Вам обратиться с запросом в ФСС РФ за официальными разъяснениями по почте (107139, Москва, Орликов переулок, д. 3а) или оставив обращение на официальном сайте ведомства (http://fss.ru/ru/fund/feedback/index.shtml).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
27 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.