Может ли квалифицироваться в ходе контрольного мероприятия в качестве нарушения несоблюдение соответствия показателей, отраженных в формируемом органом Федерального казначейства Отчете о состоянии лицевого счета бюджетного учреждения (код формы по КФД - 0531965), аналитическим данным, отраженным на забалансовых счетах 17 и 18 при осуществлении бюджетным учреждением операций по уточнению кода КОСГУ (суммы доходов зачислены казначейством на лицевой счет по коду КОСГУ "Прочие доходы" и подлежат уточнению на код КОСГУ 130)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Требование о соответствии показателей, отраженных в графе 2 и графе 3 Отчета (КФД 0531965) по соответствующим кодам КОСГУ, аналитическим данным по забалансовым счетам 17 и 18, по нашему мнению, противоречит действующей методологии бухгалтерского учета, а также положениям Инструкции N 33н.
Обоснование вывода:
Прежде всего напомним, что в соответствии с п. 11 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н (далее - Порядок N 11н), суммы поступлений на счет по учету средств клиентов учитываются на лицевом счете клиента по кодам КОСГУ, указанным в расчетном документе плательщика.
При этом суммы, зачисленные на счет по учету средств клиентов на основании расчетных документов, в которых не указан или указан ошибочный (несуществующий) код КОСГУ, отражаются на лицевом счете клиента по коду КОСГУ "Прочие доходы" (п. 12 Порядка N 11н).
Отметим, что согласно п. 16 Порядка N 11н клиент вправе в течение финансового года представить в орган Федерального казначейства Уведомление для уточнения кодов КОСГУ, по которым операции были отражены на лицевом счете клиента.
Корреспонденция счетов, применяемая для отражения в бюджетном учете органа Федерального казначейства операции по уточнению на лицевом счете бюджетного учреждения кодов КОСГУ, приведена в письме Минфина России от 15.12.2014 N 02-06-10/64662.
Вместе с тем детальный порядок отражения операций по уточнению бюджетным учреждением на лицевом счете кодов КОСГУ в Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения (код формы по КФД 0531962) (далее - Выписка (КФД 0531962)), а также в Отчете о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения (код формы по КФД 0531965) (далее - Отчет (КФД 0531965)), положениями Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее - Порядок N 24н), не предусмотрен.
Согласно положениям п. 365 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), операция по уточнению на лицевом счете бюджетного учреждения кода КОСГУ на забалансовых счетах в рассматриваемой ситуации подлежит отражению в следующем порядке*(1):
- увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)";
- уменьшение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по КОСГУ 180 "Прочие доходы".
В свою очередь, положения Методических рекомендаций по заполнению форм документов - приложений к Порядку N 24н, доведенных письмом Федерального казначейства от 06.03.2015 N 07-04-05/05-141 (далее - Методические рекомендации), не предусматривают возможности отражения в Отчете (КФД 0531965) и Выписке (КФД 0531962) показателей со знаком "минус", а также раскрытия информации об остатках средств учреждения в разрезе кодов КОСГУ по состоянию на отчетную дату.
В частности, согласно п.п. 46, 49 Методических рекомендаций суммы поступлений и суммы восстановления ранее произведенных выплат отражаются в графе 7 Выписки (КФД 0531962) и в графе 2 Отчета (КФД 0531965). При этом суммы выплат и суммы возвратов ранее зачисленных поступлений подлежат отражению в графе 8 Выписки (КФД 0531962) и в графе 3 Отчета (КФД 0531965).
Таким образом, при уточнении на лицевом счете бюджетного учреждения кода КОСГУ в Выписке (КФД 0531962), а также в Отчете (КФД 0531965) указанная операция будет отражена следующим образом:
- в графе "Поступления" (код КОСГУ 130) - увеличение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по КОСГУ 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)";
- в графе "Выплаты" (код КОСГУ 180) - уменьшение забалансового счета 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 180 "Прочие доходы".
Напомним, что согласно п.п. 42, 43 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н, аналитические данные по видам поступлений (выбытий), отраженные на забалансовых счетах 17 и 18 по соответствующим кодам доходов и расходов, являются основанием для отражения показателей в разделах 1 и 2 Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) соответственно.
При этом следует отметить, что сверка показателей Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) органами Федерального казначейства не осуществляется*(2).
Учитывая, что порядок отражения операций по уточнению кодов КОСГУ на лицевом счете бюджетного учреждения в бухгалтерском учете самого учреждения и в бюджетном учете органа Федерального казначейства различен, требование о соответствии показателей, отраженных в графе 2 и графе 3 Отчета (КФД 0531965) по соответствующим кодам КОСГУ, аналитическим данным по забалансовым счетам 17 и 18, по нашему мнению, противоречит действующей методологии бухгалтерского учета, а также положениям Инструкции N 33н.
К сведению:
В качестве невыясненных поступлений в соответствии с п. 13 Порядка N 11н с органами ФК учитываются суммы, зачисленные на счет по учету средств клиентов, если:
- по расчетным документам отсутствует информация, позволяющая определить принадлежность поступивших сумм к клиенту;
- в расчетном документе не указан и (или) указан ошибочный номер лицевого счета клиента.
При этом невыясненные поступления учитываются органом ФК в составе общего остатка на счете по учету средств клиентов. Таким образом, суммы невыясненных поступлений не зачисляются органом ФК на лицевой счет конкретного бюджетного (автономного) учреждения и, соответственно, не найдут отражения в Выписке из лицевого счета бюджетного учреждения по форме согласно приложению N 50 к Порядку N 24н (код формы по КФД 0531962), а также в Отчете о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения по форме согласно приложению N 53 к Порядку N 24н (код формы по КФД 0531965).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
21 мая 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также письмо Минфина России от 15.12.2014 N 02-06-10/64662.
*(2) Смотрите, в частности, ответ на вопрос 217 к видеоконференции (Казначейство России (Федеральное казначейство) по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности) (Информация Федерального казначейства от 30.10.2014).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.