Организация (ООО) открыла обособленное подразделение (представительство) в г. Москве, которое зарегистрировано по месту нахождения с присвоением КПП. Обязанность составления бухгалтерской и налоговой отчетности остается за головной организацией, представительство имеет свой расчетный счет. Руководством холдинга принято решение о том, что представительство начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу своих работников самостоятельно и страховые взносы уплачиваются по месту нахождения подразделения. Соответственно, отчетность в фонды (ФСС и ПФР) представляется представительством по месту нахождения самостоятельно.
В соответствии с п. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае отсутствия у обособленного подразделения отдельного баланса страховые взносы уплачиваются по месту нахождения головной организации. Начисление и уплата страховых взносов в ФСС от несчастных случаев производится по месту нахождения головной организации.
Каковы риски в части недоначисления страховых взносов по месту нахождения головной организации?
Что собой представляет отдельная бухгалтерская отчетность ("отдельный баланс") подразделения? Каков порядок выделения представительства на "отдельный баланс"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для правомерной уплаты страховых взносов и предоставления отчетности по ним по месту нахождения ОП необходимо одновременное выполнение трех условий:
- ОП имеет отдельный баланс;
- ОП имеет расчетный счет;
- ОП начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Если обособленное подразделение не обладает хотя бы одним из перечисленных признаков, уплата страховых взносов и представление отчетности должны осуществляться организацией по месту нахождения головной организации.
Понятия "отдельный баланс" в настоящее время нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат. Отдельный баланс не является документом бухгалтерского учета и отчетности, а относится к управленческому учету. Каждая организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией.
Обоснование вывода:
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов организацией, производящей выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлены ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В силу части 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ ОП, расположенные на территории РФ, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения при одновременном выполнении следующих условий:
- ОП имеет отдельный баланс;
- ОП имеет расчетный счет;
- ОП начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Если обособленное подразделение не обладает хотя бы одним из перечисленных признаков, уплата страховых взносов и представления отчетности должны осуществляться организацией по месту своего нахождения (регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС России головной организации). Смотрите также письма Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 N 492-19, ФСС России от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п.
В аналогичном порядке осуществляется уплата и страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пп. 1 п. 1 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения ОП и физических лиц в исполнительных органах ФСС РФ, утвержденного постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).
В том случае, если страховые взносы подлежащие уплате по месту нахождении головной организации, фактически уплачиваются по месту нахождения ОП (которое расположенного в другом муниципальном образовании головная организация), возможны следующие негативные последствия:
- в виде привлечения к ответственности за непредставление расчетов по страховым взносам. Так, согласно ч. 1 ст. 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом N 212-ФЗ срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
- в виде привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов. На основании ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов. Эти же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов.
Здесь поясним, что в силу п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов признается неисполненной, если в платежном поручении на перечисление суммы страховых взносов неправильно указан номер счета Федерального казначейства.
- начисление соответствующих сумм пеней за несвоевременную уплату страховых взносов (ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
Отметим, что независимо от того, кто именно не исполнил обязанность по уплате взносов и представлению отчетности: головная организация или ОП, к ответственности привлекается (должна уплачивать недоимку, пени и штрафы) головная организация, а не ее обособленное подразделение. Решения о привлечении к ответственности ОП суды признают недействительными (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2015 N 10АП-16239/14, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 N 02АП-840/12).
В рассматриваемом случае ОП самостоятельно осуществляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, а также имеет свой расчетный счет.
Что касается "отдельного баланса", то в соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения (смотрите также п. 8 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций", п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).
Обособленное подразделение, выделенное на отдельный баланс, имеющее собственный расчетный счет и осуществляющее деятельность по получению дохода, может самостоятельно осуществлять ведение бухгалтерского учета и "передавать" головной организации только финансовый результат от осуществленной деятельности.
Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, указывает, что для обобщения информации обо всех видах расчетов с обособленным подразделением (представительством), выделенным на отдельный баланс, в частности расчетов по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по продаже продукции, работ, услуг, по передаче расходов по общеуправленческой деятельности, по оплате труда работникам подразделений и т.п., предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты".
Поэтому на практике для расчетов с филиалом (представительством), выделенным на отдельный баланс, применяется счет 79. При наличии обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, счет 79 "Внутрихозяйственные расходы" не применяется.
Между тем понятия "отдельный баланс" в настоящее время нормативные документы по бухгалтерскому учету не содержат. Ранее определение отдельного баланса присутствовало в п. 3.4 ПБУ 4/96 "Бухгалтерская отчетность организации" (в настоящее время не действует). Согласно этой норме под отдельным балансом понималась система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности. В применяемом сейчас ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организаций" такое определение отсутствует. Из письма Минфина России от 29.03.2004 N 04-05-06/27 также следует, что отдельный баланс не является документом бухгалтерского учета и отчетности, а относится к управленческому учету. При этом организация самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления организацией от 03.06.2004 N 03-05-06/62.
Таким образом, решение о выделении обособленного подразделения на отдельный баланс, может принять руководитель организации, этим же решением ему необходимо закрепить перечень показателей, которые он считает необходимыми для формирования отдельного баланса конкретного ОП. Перечень указанных показателей отражается также в учетной политике.
Что касается документооборота между ОП и головной организацией, то этот вопрос также решается организацией самостоятельно. Поэтому в данном случае руководителю организации следует также утвердить перечень и формы документов, необходимых для передачи финансовых показателей и результатов (формы внутренней бухгалтерской отчетности, карточки учета, акты сверки и т.д.) от ОП в головную организацию, порядок и график их передачи в головную организацию. Все эти сведения могут найти свое отражение в таком самостоятельно разработанном локальном акте, как Положение об ОП.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
1 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.