Физическое лицо (пенсионер, ветеран труда) имеет в собственности земельный участок (6 соток), находящийся в деревне Пантелеевка Жуковского района Калужской области (садоводческое товарищество). Последний раз уведомление на уплату земельного налога физическим лицом было получено в 2012 году за налоговый период 2011 года. За 2012, 2013 и 2014 годы уведомления налоговый орган не направлял.
Необходимо ли физическому лицу самостоятельно исчислить и уплатить налог за 2012-2014 годы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Самостоятельного расчета физическим лицом суммы земельного налога нормы НК РФ не предусматривают. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании уведомления, направленного налоговым органом. До дня получения физическим лицом налогового уведомления по земельному налогу у него не возникает обязанность по уплате этого налога.
Обоснование вывода:
Земельный налог относится к местным налогам (п. 1 ст. 15 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога (далее - Налог) признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Редакция данной нормы действует с 01.01.2011 (ст. 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 308-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Аналогичная редакция действовала в 2012, 2013, 2014 годах (за исключением "г. Севастополь").
Не признаваемые объектами налогообложения земельные участки перечислены в п. 2 ст. 389 НК РФ. Земельные участки, используемые физическими лицами для садоводства и огородничества, в названном пункте не поименованы и не были поименованы в 2012, 2013, 2014 годах.
Земли деревни Пантелеевка составляют территорию сельского поселения Совхоз "Победа" Жуковского муниципального района Калужской области (далее - СП Совхоз "Победа") (ч. 2 ст. 2 Устава МО сельского поселения "с. Совхоз "Победа" Жуковского района Калужской области (принят решением Сельской Думы с. Совхоз "Победа" Жуковского района Калужской области от 12.11.2005 N 14, далее - Устав)).Согласно пп. 3 ч. 1 ст. 27 Устава в компетенции Сельской Думы поселения находится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с НК РФ. Земельный налог на территории СП Совхоз "Победа" введен и установлен Решением Сельской Думы сельского поселения село Совхоз "Победа" N 23 от 09.11.2010 "Об установлении земельного налога" (деле - Решение N 23).Таким образом, земельные участки, находящиеся на территории д. Пантелеевка являются объектом обложения земельным налогом, так как на территории СП Совхоз "Победа" данный налог введен
Соответственно, если физическому лицу принадлежит право собственности на земельный участок в садоводческом товариществе, находящемся в д. Пантелеевка (п. 1 ст. 131 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"), то такое лицо, согласно п. 1 ст. 388 НК РФ, признается плательщиком Налога. Основанием для уплаты земельного налога является наличие у налогоплательщика правоустанавливающих документов на земельный участок (письмо Минфина России от 10.11.2010 N 03-05-06-02/106, дополнительно смотрите письма ФНС России от 29.06.2012 N БС-3-11/2224, Минфина России от 01.08.2011 N 03-05-04-02/66, "Вопрос: на основании каких правоустанавливающих документов физическое лицо - обладатель земельного участка признается плательщиком земельного налога?" (Ответ УФНС России по Калужской области)).
На основании п. 1 ст. 390 НК РФ и п. 4 Решения N 23 налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ, п. 5 ст. 65, ст. 66 ЗК РФ, ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", пп. 11 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", письмо Минфина России от 11.12.2014 N 03-05-06-02/63868).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Приведенные положения данной нормы, а также п. 4 Решения N 23 с 2012 года не изменились.
При этом, как установлено п. 12 Решения N 23 кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков путем предоставления им возможности ознакомления с результатами государственной кадастровой оценки земель. Информация о кадастровой стоимости земельных участков находится в администрации СП Совхоз "Победа" в свободном доступе.
Согласно п. 4 ст. 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые в налоговые органы представляет Росреестр (приказ Росреестра и ФНС России от 12.08.2011 N П/302/ММВ-7-11/495@). Данная норма действовала и в 2012, 2013, 2014 годах.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В силу п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются, в частности, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, 0,3%. Аналогичная ставка Налога в отношении дачных участков применялась и в 2012, 2013, 2014 годах. Устанавливая Налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ (п. 2 ст. 387 НК РФ).
Так, пп. 3 п. 5 Решения N 23 в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, установлена ставка Налога в размере 0,15% от кадастровой стоимости земельных участков.
Статьей 395 НК РФ установлен перечень категорий налогоплательщиков, освобождаемых от уплаты земельного налога. Такие категории налогоплательщиков, как пенсионеры и ветераны труда, в данный перечень не включены сейчас, не были включены и в 2012, 2013, 2014 годах. Для пенсионеров и ветеранов труда также не предусмотрено уменьшение налоговой базы в соответствии с п. 5 ст. 391 НК РФ.
При этом согласно п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (смотрите также письмо Минфина России от 27.12.2013 N 03-05-06-02/57893).
Пунктом 10 Решения N 23 установлен перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты Налога, а п. 9 Решения N 23 - перечень налогоплательщиков, которые имеют право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую Налогом сумму в размере 150 000 рублей на одного налогоплательщика. Пенсионеры и ветераны труда в п.п. 9 и 10 Решения N 23 не поименованы. Следовательно, пенсионер, являющийся ветераном труда, признаваемый плательщиком Налога, уплачивает его в общеустановленном порядке
На основании п. 1 ст. 396 НК РФ сумма Налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Причем сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ). Должна была исчисляться налоговым органом и в 2012, 2013, 2014 годах.
Пунктом 4 ст. 397 НК РФ регламентировано, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании уведомления, направленного налоговым органом. При этом направление такого уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно п.п. 1 и 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Пунктом 4 ст. 57 НК РФ установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Следовательно, до дня получения физическим лицом налогового уведомления по земельному налогу у него не возникает обязанность по уплате этого налога (письмо Минфина России от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71, смотрите также письма Минфина России от 01.11.2013 N 03-05-06-02/46797, от 12.07.2012 N 03-05-06-02/47, от 15.03.2011 N 03-05-06-02/19, от 12.04.2010 N 03-05-06-02/33, от 02.12.2008 N 03-05-04-02/71 и др.).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что уведомление об уплате земельного налога за 2012, 2013, 2014 годы может быть направлено налогоплательщику в 2015 году. До его получения обязанности по уплате Налога у физического лица не возникает.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
19 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.