Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Вопрос: Уставный капитал ООО планируется увеличивать за счет дополнительного вклада единственного участника общества - физического лица. Какова процедура внесения изменений в учредительные документы в связи с увеличением уставного капитала? Может ли участник общества внести дополнительный вклад в денежной форме непосредственно в кассу общества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2009 г.)

Уставный капитал ООО планируется увеличивать за счет дополнительного вклада единственного участника общества - физического лица.
Какова процедура внесения изменений в учредительные документы в связи с увеличением уставного капитала?
Может ли участник общества внести дополнительный вклад в денежной форме непосредственно в кассу общества?

В соответствии с п. 1 ст. 19, ст. 39 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) единственный участник общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО или общество) вправе принять решение об увеличении уставного капитала ООО за счет внесения дополнительного вклада.
В решении об увеличении уставного капитала должны быть определены стоимость вносимого участником дополнительного вклада и соотношение между стоимостью дополнительного вклада участника общества и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли, либо сумма, на которую увеличивается номинальная стоимость доли единственного участника в уставном капитале ООО. Указанные соотношение и сумма устанавливаются исходя из того, что номинальная стоимость доли участника общества может увеличиваться на сумму, равную или меньшую стоимости его дополнительного вклада.
Дополнительный вклад может быть внесен участником ООО в течение двух месяцев со дня принятия решения об увеличении уставного капитала, если уставом общества или решением единственного участника общества не установлен иной срок.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона об ООО вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Закон об ООО не устанавливает требований к форме внесения учредителем денег в качестве вклада в уставной капитал.
В соответствии с п. 1 ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
На основании п. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Из данного определения, на наш взгляд, можно сделать вывод о том, что создание (учреждение) юридического лица или участие в нем не является предпринимательской деятельностью гражданина, поскольку предпринимательскую деятельность осуществляет в данном случае не гражданин-участник, а юридическое лицо, участником которого он является.
Исходя из этого можно прийти к выводу, что препятствий для внесения в кассу общества участником ООО (физическим лицом) наличных денежных средств в качестве дополнительного вклада при увеличении уставного капитала нет.
На основании п. 1 ст. 19 Закона об ООО не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительного вклада единственный участник должен принять решение об утверждении итогов внесения дополнительного вклада и о внесении в устав ООО изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала.
Изменения, внесенные в устав общества, согласно п. 4 ст. 12, ст. 13 Закона об ООО, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).
В соответствии с п. 2.1 ст. 19 Закона об ООО заявление о государственной регистрации изменений должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества.
Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в устав ООО, документы, подтверждающие внесение в полном объеме участником ООО дополнительного вклада, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительного вклада (п. 2.1 ст. 19 Закона об ООО).
К заявлению также должны быть приложены решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица, сами изменения, вносимые в устав, документ об уплате государственной пошлины (п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации). Госпошлина за государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы, согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, составляет 400 рублей.
Кроме того, поскольку сведения о номинальной стоимости доли теперь не указываются в уставе ООО в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", то ООО для изменения в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о номинальной стоимости доли, принадлежащей единственному участнику (пп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о госрегистрации), необходимо подать и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы.
Формы указанных заявлений утверждены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 (это формы Р13001 и Р14001). Обратите внимание, что, поскольку формы этих заявлений, существующие на текущий момент, не учитывают те изменения, которые произошли в связи с принятием упомянутого Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, Федеральная налоговая служба до утверждения в установленном законодательством РФ порядке новых форм указанных заявлений рекомендовала в приведенной ситуации использовать формы заявлений о государственной регистрации, размещенные на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru (п. 9 письма от 25 июня 2009 г. N МН-22-6/511@, п. 2 письма от 8 июля 2009 г. N МН-22-6/548@).
Подлинность подписи заявителя на заявлениях должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации).
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона о госрегистрации (п. 1 и п. 2 ст. 18 Закона о госрегистрации).
Согласно п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении (п. 3 ст. 9 Закона о госрегистрации).
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о госрегистрации государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона о госрегистрации).
В указанный пятидневный срок при наличии к тому оснований, установленных п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, регистрирующий органом должно быть принято и решение об отказе в государственной регистрации (п. 3 указанной статьи Закона).
На основании п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации должен выдать (направить) заявителю свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме Р50003, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
Решение об отказе в государственной регистрации с указанием основания отказа и с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения (п. 2 и п. 4 указанной статьи). В соответствии с п. 5 ст. 23 Закона о госрегистрации решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.
В случае несоблюдения сроков, установленных ст. 19 Закона об ООО для утверждения итогов внесения дополнительных вкладов, подачи заявления в регистрирующий орган, увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся (п. 2.2 ст. 19 Закона об ООО).
Согласно п. 3 ст. 19 Закона об ООО, если увеличение уставного капитала общества не состоялось, общество обязано в разумный срок вернуть участникам общества и третьим лицам, которые внесли вклады деньгами, их вклады, а в случае невозврата вкладов в указанный срок - также уплатить проценты в порядке и сроки, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

29 июля 2009 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.