03.03.2015 ИП ликвидировался. До этого (25.02.2015) ИП был снят с учета в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД. После этого были оплачены фиксированные взносы в Пенсионный фонд РФ по дату ликвидации ИП включительно.
В июне 2015 года физическим лицом, утратившим статус ИП, было получено уведомление от Пенсионного фонда РФ о том, что при ликвидации ИП необходимо сдавать декларации о доходах, иначе Пенсионный фонд РФ выставит штраф в размере 138 тыс. руб.
На тот момент, когда происходила ликвидация, в налоговой инспекции по телефону разъяснили, что если ИП закрылся, то сдавать никаких документов не нужно. В настоящее время получается, что не была сдана декларация по ЕНВД при ликвидации, за что грозит штраф от Пенсионного фонда РФ в размере 180 тыс. руб.
Что в данной ситуации можно предпринять для того, чтобы избежать этого штрафа?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае физическое лицо, утратившее статус ИП, обязано было представить в налоговый орган декларацию по ЕНВД не позднее 20 апреля 2015 года. Если декларация будет представлена в налоговый орган до конца 2015 года, оснований для уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды в максимальном (восьмикратном) размере, по нашему мнению, нет.
Обоснование позиции:
Обязанность представления отчетности при прекращении предпринимательской деятельности
В соответствии со ст.ст. 18, ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве ИП. Государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу в связи с принятием данным лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 9 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)). С момента внесения записи физическое лицо утрачивает статус ИП.
На основании внесенных в ЕГРИП сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП оно снимается с налогового учета в налоговом органе в качестве ИП, а также с учета во внебюджетных фондах в качестве страхователя (п. 3.1 ст. 11 Закона N 129-ФЗ, п. 5 ст. 84 НК РФ, п. 4 Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110).
Как следует из определения Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 N 95-О-О, налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П и от 14.07.2005 N 9-П), которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (пп.пп. 3 и 4 п. 3 ст. 44 НК РФ). Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (п. 1 ст. 45 НК РФ).
Поэтому в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором он осуществлял свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (смотрите также письма Минфина России от 10.01.2013 N 03-04-05/10-2, от 06.04.2011 N 03-11-11/83, от 03.08.2010 N 03-02-07/2-124, письма ФНС России от 22.09.2010 N ШС-37-3/11731, от 28.02.2013 N ЕД-3-3/706@, вопрос 15 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309).
1. Декларация по ЕНВД
Порядок снятия с учета плательщиков ЕНВД регламентирован п. 3 ст. 346.28 НК РФ. Данной нормой, в частности, определено, что снятие с учета налогоплательщика ЕНВД при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД. Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика указанного заявления направляет ему уведомление о снятии его с учета.
Пунктом 3 ст. 346.32 НК РФ определено, что налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Согласно статье 346.30 НК РФ налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.
Никаких особенностей по срокам представления налоговой декларации по ЕНВД в случае прекращения налогоплательщиком деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД, и снятия с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД НК РФ не предусмотрено (смотрите также письма ФНС от 20.03.2015 N ГД-4-3/4431@, от 18.12.2014 N ГД-4-3/26206, от 05.12.2014 N ГД-4-3/25259).
Таким образом, после снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД за налогоплательщиком сохраняется обязанность представить в налоговый орган декларацию по ЕНВД в общеустановленные сроки. Отказать в приеме такой декларации налоговый орган не вправе (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, вышеназванное письмо ФНС от 20.03.2015 N ГД-4-3/4431@).
В рассматриваемом случае ИП снялся с учета в качестве плательщика ЕНВД 25.02.2015, следовательно, декларацию по ЕНВД ему необходимо было представить в налоговый орган не позднее 20-го апреля 2015 года (по окончании налогового периода (квартала)). Как мы выяснили выше, утрата статуса ИП на данную обязанность никак не влияет.
Так как в настоящее время декларация по ЕНВД до сих пор не сдана, физическому лицу следует представить в налоговый орган декларацию по ЕНВД за I квартал 2015 года (письмо ФНС России от 18.12.2014 N ГД-4-3/26206). При этом нужно быть готовым к возможным последствиям в виде привлечения к ответственности за несвоевременное представление данной декларации (ст. 119 НК РФ).
Декларация по иным налогам (в том числе, НДФЛ или УСН)
Статьями 12-15 и 18 НК РФ установлены виды налогов и сборов, взимаемых в РФ. Уплата налогоплательщиками тех или иных налогов, а также представление ими налоговой отчетности зависят от режима налогообложения, используемого при осуществлении предпринимательской деятельности.
В настоящее время, помимо общей системы налогообложения, НК РФ предусматривает 5 специальных режимов налогообложения, к которым, в частности, относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (п. 2 ст. 18 НК РФ).
Для применения специального режима налогообложения необходимо выполнение определенных условий. Для каждой системы налогообложения такие условия устанавливаются отдельно.
Если права на применение указанных режимов налогообложения налогоплательщик не имеет, он признается плательщиком налогов, уплачиваемых в рамках общей системы налогообложения (ОСН).
Таким образом, после государственной регистрации все налогоплательщики (ИП и организации) автоматически попадают на общую систему налогообложения.
Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться только в отношении определенных видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Причем плательщики ЕНВД освобождены от уплаты НДФЛ только в отношении "вмененной" деятельности (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Таким образом, в общем случае применение ЕНВД не замещает ОСН, а совмещается с ОСН, в отличие, например, от перехода на такой специальный режим налогообложения, как упрощенная система налогообложения, при применении которого совмещение с ОСН невозможно.
Иными словами, по нашему мнению, с момента перевода своей основной деятельности на специальный режим налогообложения в виде ЕНВД ИП фактически находился на двух системах налогообложения на ОСН и ЕНВД или УСН и ЕНВД (если после государственной регистрации в качестве ИП в налоговый орган подавалось уведомление (ранее - заявление) о переходе на УСН).
При этом в случае, если ИП осуществляют только виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, и не имеют используемого в иной деятельности имущества, они не обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в рамках ОСН (по НДС, НДФЛ и т.д.) и уплачивать налоги по указанной системе налогообложения. Также не возникает обязанности отчитываться в рамках УСН (смотрите, например, письма Минфина России от 10.10.2012 N 03-11-11/298, от 17.01.2011 N 03-02-07/1-9, от 31.08.2011 N 03-11-06/3/96, от 30.11.2011 N 03-11-11/297, от 17.01.2011 N 03-02-07/1-8, от 24.02.2010 N 03-02-07/1-73, от 05.02.2010 N 03-11-06/3/17).
Пунктом 3 ст. 346.28 НК РФ определено, что датой снятия с учета налогоплательщика ЕНВД, если иное не установлено данной нормой, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом.
Таким образом, в рассматриваемом случае 25.02.2015 ИП снят с учета в качестве плательщика ЕНВД, соответственно, в период с 26.02.2015 по 03.03.2015 (по дату утраты статуса ИП) он фактически находился на ОСН (или УСН).
Обращаем Ваше внимание, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду (ст. 80 НК РФ, п. 7 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71).
Получается, что за указанный период с 26.02.2015 по 03.03.2015 ИП обязан был отчитаться по налогам, уплачиваемым в рамках ОСН, либо УСН. Применительно к получению доходов это означает, что в налоговый орган следовало представить декларацию по форме 3-НДФЛ (либо декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН).
Здесь обращаем Ваше внимание, что для предпринимателей, прекративших деятельность в течение налогового периода, по НДФЛ и налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, нормами НК РФ предусмотрены специальные сроки представления деклараций. Так, например, п. 3 ст. 229 НК РФ установлено, что в случае прекращения деятельности, подлежащей обложению НДФЛ (ст. 227 НК РФ), до конца налогового периода (календарного года - ст. 216 НК РФ) налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде. Аналогичная норма (п. 2 ст. 346.23 НК РФ) предусмотрена для предпринимателей, применяющих УСН.
Как уже сказано выше, если ИП осуществляют только виды деятельности, попадающие под ЕНВД и не имеют используемого в иной деятельности имущества, они не обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации в рамках ОСН и УСН. Однако такие разъяснения касаются ситуаций, когда деятельность по ЕНВД ведется. В Вашем случае после снятия с учета ИП в качестве плательщика ЕНВД ведение этой деятельности было прекращено. Поэтому, поскольку в I квартале 2015 года между датой снятия с учета в качестве плательщика ЕНВД и датой прекращения деятельности в качестве ИП существует временной разрыв, возникает вопрос о подаче деклараций по общей системе налогообложения или по УСН (если такая система была выбрана при регистрации (или позже)) за этот период.
В данной ситуации в марте 2015 года формально исполняющему требования НК РФ предпринимателю следовало представить в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ (п. 3 ст. 229 НК РФ). Поскольку дохода от деятельности, облагаемой по общей системе налогообложения, в указанный период (26.02.2016-03.03.2015) получено не было, декларация подавалась бы с нулевыми показателями. Если ИП выбрал при регистрации (или позже) систему УСН, то нужно было представить декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (п. 2 ст. 346.23 НК РФ), также с нулевыми показателями.
По крайней мере, именно такой вывод следует из совокупного анализа норм НК РФ, и только представив эти декларации, физическое лицо может быть абсолютно уверено, что в дальнейшем к нему не возникнет претензий по поводу не представленной вовремя отчетности.
При этом о целесообразности подачи деклараций с опозданием сообщим следующее.
Ответственность за непредставление налоговой декларации предусмотрена ст. 119 НК РФ: непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Поскольку в Вашей ситуации ни при применении ОСН, ни при применении УСН сумм налога к уплате не возникает, налоговый орган может предъявить физическому лицу штраф в размере 1000 рублей за каждую не представленную декларацию. Однако, если бывший ИП сейчас представит указанные декларации, налоговый орган, обратив внимание на несвоевременность их предоставления, штраф, скорее всего, предъявит. Если же они не будут предоставлены, возможно, "сработает" логика приведенных выше писем о том, что если ИП осуществляет только виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, он не обязан представлять в налоговые органы налоговые декларации в рамках ОСН (по НДС, НДФЛ и т.д.).
С другой стороны, налоговый орган обязан передавать в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения обо всех доходах налогоплательщика, полученных им за расчетный период. Если такие сведения налогоплательщик в налоговый орган не представит, ему грозят негативные последствия в виде начисления страховых взносов в повышенном восьмикратном размере (подробно об этом читайте ниже, в следующем разделе нашей консультации). В том случае, если бывший ИП не представит в налоговый орган декларацию о доходах за временной отрезок, в течение которого он уже не являлся плательщиком ЕНВД, то возможно, что пенсионный фонд попытается начислить ему страховые взносы в повышенном размере.
Размер фиксированных платежей, подлежащих уплате во внебюджетные фонды
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, как имеющие, так не имеющие работников, обязаны уплачивать за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в фиксированном размере (ч.ч. 1 и 3 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
Размер указанных страховых взносов, порядок их исчисления, порядок и сроки уплаты установлены ст.ст. 14 и 16 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию зависит от величины дохода плательщика страховых взносов за расчетный период (превышает (либо не превышает) этот доход 300 000 рублей).
При этом размер дохода плательщика страховых взносов определяется на основании положений НК РФ в соответствии с тем режимом налогообложения, который применяет конкретный плательщик (общий режим, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и другое - ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Частями 9-10 ст. 14 Закона N 212-ФЗ для налоговых органов установлена обязанность направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов:
- сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом;
- данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, повлекших занижение доходов от деятельности.
Частью 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ определено, что, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
Таким образом, Законом N 212-ФЗ момент прекращения уплаты страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере, связывается с моментом прекращения государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За период, в котором деятельность в качестве ИП прекращена, страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются.
То есть при отсутствии в календарном году превышения 300 тыс. руб. налогооблагаемых доходов для ИП, прекращающего деятельность, размер фиксированного страхового взноса в ПФ РФ должен определяться по формуле:
СВф = МРОТ х Т х (ПМ + Д : К)
где:
СВф - страховой взнос в ПФ РФ;
МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на начало финансового года, за который уплачивается страховые взносы;
Т - тариф страховых взносов в пенсионный фонд;
ПМ - количество полных месяцев осуществления деятельности;
К - количество календарных дней в месяце начала осуществления (прекращения) деятельности;
Д - количество календарных дней осуществления плательщиком предпринимательской деятельности в течение календарного месяца начала (прекращения) осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации (направляемой в ПФР налоговым органом) отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
То есть в случае, если налогоплательщик не представил в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию, страховые взносы в ПФР он уплачивает в максимальном (восьмикратном) размере.
Как мы поняли, в рассматриваемом случае территориальный орган ПФР считает возможным применить положения ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ к физическому лицу, утратившему статус ИП в текущем календарном году (2015 году). Рассмотрим, насколько правомерен такой подход.
Прежде всего, отметим, что приведенные нормы (ч.ч. 9-11 Закона N 212-ФЗ) вступили в силу только с 1 января 2014 года (Федеральный закон от 23.07.2013 N 237-ФЗ), то есть являются достаточно "новыми". В связи с чем какая-либо судебная практика или официальные разъяснения, касающиеся вопросов применения данных норм, в настоящее время отсутствуют.
На наш взгляд, действия ПФР в данном случае являются преждевременными и на этом основании неправомерны. Поясним почему.
Буквальное прочтение ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ говорит нам о том, что страховые взносы в максимальном (восьмикратном) размере рассчитываются и взыскиваются ПФР за истекший расчетный период в случае, если плательщик страховых взносов до окончания расчетного периода не представил в налоговый орган необходимую отчетность.
Понятие "расчетный период" содержится в ст. 10 Закона N 212-ФЗ. В соответствии с ч. 1 данной статьи расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При этом ч.ч. 2-5 ст. 10 Закона N 212-ФЗ установлен особый порядок определения расчетного периода для организаций, созданных, ликвидированных, реорганизованных после начала (до конца) календарного года. Так, например, ч. 4 ст. 10 Закона N 212-ФЗ определено, что, если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. То есть, если организация, ликвидирована, например, 3 марта 2015 года, последним расчетным периодом для нее признается период с 1 января 2015 года до 3 марта 2015 года.
Обращаем особое внимание, что в ч.ч. 3-5 ст. 10 Закона N 212-ФЗ идет речь именно об организациях, ИП в данных нормах не упоминаются.
Понятие "организация", используемое для целей применения Закона N 212-ФЗ, расшифровано в ст. 2 Закона N 212-ФЗ - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ. В этой же норме дано определение понятию "ИП" - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Как видим, в Законе N 212-ФЗ термин "организация" и термин "ИП" имеют разные значения, следовательно, ч.ч. 3-5 ст. 10 Закона N 212-ФЗ к ИП применяться не могут. А так как специального порядка определения расчетного периода для ИП, прекращающих предпринимательскую деятельность до окончания календарного года, ст. 10 Закона N 212-ФЗ не предусмотрено, для таких ИП расчетный период определяется на общих основаниях, т.е. как календарный год.
Соответственно, для предпринимателя, прекратившего деятельность в марте 2015 года, последним расчетным периодом будет являться 2015 год. Данный период закончится 31 декабря 2015 года. То есть ПФР право на начисление и взыскание страховых взносов в максимальном (восьмикратном) размере получит не ранее наступления даты 1 января 2016 года.
Для наглядности, еще раз процитируем ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ: "...в случае если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода (до 31 декабря 2015 года), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период (за 2015 год) взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда..."
Кроме того, как было указано выше, из ч. 9 ст. 14 Закона N 212-ФЗ следует, что обязанность направить в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов налоговые органы должны исполнить в срок - не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. То есть до этой даты и тем более до окончания текущего года (текущего расчетного периода) пенсионный фонд никак не может предъявлять какие-либо требования к плательщику взносов, т.к. сведения о его доходах на вполне законных основаниях могли быть просто еще не переданы в ПФР ФНС.
В связи с этим полагаем, что если до окончания 2015 года "бывший" ИП представит в налоговый орган необходимую отчетность, то она будет представлена в пределах расчетного периода 2015 года, следовательно, положения ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ к нему применимы не будут. А страховые взносы будут начисляться в обычном, установленном ч. 4.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ порядке, по приведенной выше формуле.
Поэтому в данном случае рекомендуем бывшему предпринимателю сдать в налоговый орган декларацию по ЕНВД, после чего в ответ на полученное из пенсионного фонда уведомление письменно пояснить, что в настоящее время отчетность сдана (можно приложить копию с отметкой налогового органа), в связи с чем оснований для исчисления взносов в повышенном размере нет (указать вышеприведенные аргументы о порядке определения расчетного периода). Что касается деклараций 3-НДФЛ (если ИП применял ОСН) или по УСН (если ИП применял этот спецрежим), то поскольку в них налогоплательщик информирует о наличии (отсутствии) доходов, непредставление их может стать поводом для ПФР применить положения части 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ. Однако надо понимать, что пропуск срока их подачи грозит штрафом в размере 1000 руб. за непредставленную декларацию со стороны налогового органа (письмо Минфина России от 16.02.2015 N 03-02-08/6944).
Если пенсионный фонд будет настаивать на доначислении страховых взносов за 2015 год в максимальном (восьмикратном) размере, можно обратиться (в порядке, установленном ст. 55 Закона N 212-ФЗ) с жалобой в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (к вышестоящему должностному лицу) или в суд (ч. 1 ст. 54 Закона N 212-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
10 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.