Оптово-розничная организация закупает товары у поставщиков и продает их конечным покупателям. Товар находился на складе более года, так как клиент отказался от него. Через год товар был продан покупателю, у которого он в период гарантийного срока сломался. Покупателю были возвращены деньги. Когда организация обратилась к поставщику с требованием о возврате товара, ей было отказано, ссылаясь на то, что гарантия истекла.
Правомерна ли позиция поставщика?
По договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Поскольку договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, к нему применяются общие положения о купле-продаже, закрепленные в параграфе 1 главы 30 ГК РФ (п. 5 ст. 454 ГК РФ).
В силу п.п. 1, 2 ст. 469 ГК РФ поставщик обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору поставки, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара поставщик обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ, если договором купли-продажи (поставки) предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Гарантия представляет собой обязательство, по которому продавец ручается за то, что товар будет соответствовать требованиям о качестве в течение предусмотренного договором времени (смотрите, например, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 N 08АП-3374/2009).
В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец (поставщик) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы (п. 2 ст. 476 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 471 ГК РФ закреплено, что гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором поставки. При этом под покупателем понимается сторона договора поставки.
Требования, связанные с недостатками товара, покупатель может предъявить продавцу (поставщику) в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ), а если гарантийный срок установлен менее двух лет, то требования могут быть предъявлены в течение двух лет с момента передачи покупателю, если покупатель докажет, что недостатки возникли до передачи товара покупателю либо по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 477 ГК РФ).
Таким образом, в случае выявления недостатков в полученном от поставщика товаре после истечения годичной гарантии, но в пределах двухлетнего срока с момента получения товара от продавца (поставщика), у покупателя имеется возможность на возврат такого товара, но при этом бремя доказывания того, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю, лежит на покупателе (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 09.10.2013 N Ф05-10730/13). Как отмечается в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2014 N Ф07-1282/14, непредъявление требований, связанных с недостатками товара в течение гарантийного срока, не препятствует покупателю предъявить требования продавцу в течение двух лет с момента передачи товара при условии, что недостатки товара возникли до передачи его покупателю.
Кроме того, необходимо учитывать специальные правила, установленные Гражданским кодексом РФ для розничных продавцов. Так, согласно ч. 2 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки, а в случае поставки некомплектного товара - вправе требовать замены его комплектным (ч. 2 ст. 519 ГК РФ) (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013 N 09АП-14535/13; постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2011 N 01АП-3726/11).
Таким образом, в случае возврата некачественного товара конечным потребителем розничный продавец, возместивший покупателю стоимость товара, вправе требовать от поставщика замены товара на качественный.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
26 июня 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.