Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 41.17-2001 (Правила ЕЭК ООН N 17)
"Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников"
(введен в действие постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст)
Uniform provisions concerning the approval of vehicles with regard to the seats, their anchorades and any head restraints
Дата введения - 1 января 2002 г.
Введен впервые
Настоящий стандарт вводит в действие Правила ЕЭК ООН N 17 (далее - правила).
1 Область применения
Настоящие Правила распространяются на транспортные средства категории *(1) оборудованные или не оборудованные подголовниками, и устанавливают прочность крепления подголовников, задних частей спинок сидений*(2), а также характеристики подголовников и устройств защиты водителя и пассажиров от опасности, возникающей в результате смещения багажа при лобовом столкновении.
Правила применяют к складным сиденьям, к сиденьям, обращенным к боковой или задней стороне транспортного средства, и к подголовникам, которые могут быть установлены на этих сиденьях.
2 Определения
В настоящих Правилах применяют следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 официальное утверждение транспортного средства: Официальное утверждение типа транспортного средства в отношении прочности сидении, их креплении, конструкции задней части спинок, а также характеристик подголовников.
2.2 тип транспортного средства: Механические транспортные средства, не имеющие существенных различий в отношении:
2.2.1 конструкции, формы, размеров, используемых материалов и массы сидений. Сиденья могут отличаться по обивочному материалу и цвету; допускается отклонение от массы сиденья официально утвержденного типа не более чем на 5%;
2.2.2 типа и размеров систем регулирования, перемещения и фиксирования сиденья и его составных частей;
2.2.3 типа и размеров крепления сиденья;
2.2.4 размеров, каркаса, материалов, используемых для набивки подголовников; при этом подголовники могут отличаться по цвету и обивочному материалу;
2.2.5 типа и размеров крепления подголовника и характеристик части транспортного средства, на которой установлен подголовник в случае его отдельной установки.
2.3 сиденье: Конструкция, предназначенная для сидения взрослого человека, включая обивку, являющуюся или не являющуюся частью кузова транспортного средства.
2.4 многоместное сиденье: Нераздельное сиденье (включая обивку), предназначенное для сидения на нем двух или более взрослых людей.
2.5 крепление: Устройство для крепления сиденья к транспортному средству, включая соответствующие части конструкции транспортного средства.
2.6 система регулирования: Устройство, позволяющее регулировать сиденье или его части в зависимости от телосложения пользователя транспортным средством.
При помощи этого устройства можно, в частности, осуществлять:
2.6.1 продольное перемещение;
2.6.2 вертикальное перемещение;
2.6.3 угловое перемещение.
2.7 система перемещения: Устройство, позволяющее перемещать и/или поворачивать сиденье или его часть без промежуточного фиксированного положения с целью упрощения доступа пасса жира к месту, находящемуся за этим сиденьем.
2.8 система фиксирования: Устройство, удерживающее сиденье и его части в необходимом для пользователя положении.
2.9 складное сиденье: Вспомогательное сиденье, предназначенное для использования в случае необходимости, обычно находящееся в сложенном состоянии.
2.10 поперечная плоскость: Вертикальная плоскость, перпендикулярная к средней продольной плоскости транспортного средства.
2.11 продольная плоскость: Плоскость, параллельная средней продольной плоскости транспортного средства.
2.12 подголовник: Устройство, предназначенное для ограничения смещения назад головы сидящего взрослого пользователя транспортным средством для уменьшения опасности повреждения шейных позвонков в случае дорожно-транспортного происшествия.
2.12.1 встроенный подголовник: Подголовник, являющийся неотъемлемой верхней частью спинки сиденья, а также подголовник, соответствующий определениям, приведенным в 2.12.2 или 2.12.3, который может быть отделен от сиденья или от транспортного средства только при помощи специальных инструментов или после частичного или полного демонтажа сиденья.
2.12.2 съемный подголовник: Подголовник, предназначенный для установки и фиксирования на спинке сиденья.
2.12.3 отдельный подголовник: Подголовник, предназначенный для установки и/или фиксирования на конструкции транспортного средства.
2.13 точка R: Исходная точка сиденья, определенная в приложении 3 к настоящим Правилам.
2.14 исходная линия: Линия на объемном механизме, изображенном на рисунке 3.1 дополнения 1 к приложению 3 настоящих Правил.
2.15 система перегородки: Элементы или устройства, предназначенные наряду со спинками сидений для защиты пользователя транспортным средством при смещении багажа; в частности, система перегородки может состоять из веревочной или проволочной сетки, расположенной над спинками сидений в поднятом или сложенном положении.
Подголовники, установленные в качестве стандартного оборудования на транспортных средствах, рассматривают как часть системы перегородки, однако сиденье, оборудованное подголовником, не является системой перегородки.
3 Заявка на официальное утверждение
3.1 Заявка на официальное утверждение типа транспортного средства представляется предприятием-изготовителем транспортного средства или его уполномоченным представителем.
3.2 К заявке должны быть приложены следующие документы в трех экземплярах:
3.2.1 подробное описание типа транспортного средства в отношении конструкции сидений, их крепления и систем регулирования, перемещения и фиксирования;
3.2.1.1 подробное описание и/или чертежи системы перегородки (при необходимости);
3.2.2 подробные, выполненные в соответствующем масштабе, чертежи сидений, их крепления на транспортном средстве и систем регулирования, перемещения и фиксирования.
3.2.3 Если подголовник является съемной частью сиденья, то кроме перечисленных в 3.2.1, 3.2.2 прилагают следующие документы:
3.2.3.1 подробное описание подголовника, в котором, в частности, указывают требования к набивным материалам;
3.2.3.2 подробное описание местонахождения и типа поддерживающих стоек и крепежных элементов для установки подголовника на сиденье.
3.2.4 Если подголовник является отдельной частью сиденья, то кроме перечисленных в 3.2.1, 3.2.2 прилагают следующие документы:
3.2.4.1 подробное описание подголовника, в котором, в частности, указывают требования к набивочным материалам;
3.2.4.2 подробное описание места крепления подголовника и указание крепежных элементов, необходимых для установки подголовника на транспортном средстве.
3.3 Технической службе, уполномоченной проводить испытания для официального утверждения, должно быть представлено:
3.3.1 Транспортное средство, представляющее тип транспортного средства, подлежащего официальному утверждению, или части транспортного средства, которые, по мнению технической службы, являются необходимыми для испытаний на официальное утверждение;
3.3.2 дополнительный комплект сидений, которыми оснащено транспортное средство, с креплениями.
3.3.3 Если на транспортном средстве установлены сиденья, которые оснащены (или могут быть оснащены) подголовниками, дополнительно к оборудованию, указанному в 3.3.1 и 3.3.2, должны быть представлены:
3.3.3.1 комплект сидений с подголовниками, которыми оснащено транспортное средство с креплениями, если подголовники являются съемными;
3.3.3.2 комплект сидений, установленных на транспортном средстве, с креплениями; комплект соответствующих подголовников и та часть конструкции транспортного средства, на которой установлен подголовник, или вся конструкция в сборе, если подголовники являются съемными.
4 Официальное утверждение
4.1 Если транспортное средство, представленное на официальное утверждение, соответствует требованиям настоящих Правил, то данный тип транспортного средства считают официально утвержденным.
4.2 Каждому официально утвержденному типу транспортного средства присваивают номер официального утверждения, первые две цифры которого (в настоящее время 07, что соответствует серии поправок 07, вступивших в силу 6 августа 1998 г.) указывают номер последней серии поправок, включенных в Правила к моменту предоставления официального утверждения. Одна и та же Договаривающаяся сторона не может присвоить этот номер тому же типу транспортного средства, оборудованному сиденьями или подголовниками другого типа или сиденьями с подголовниками, или без них, закрепленными на транспортном средстве иным способом, либо другому типу транспортного средства.
4.3 Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, должны быть уведомлены об официальном утверждении, о распространении официального утверждения или об отказе в официальном утверждении типа транспортного средства на основании настоящих Правил посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам.
4.4 На каждом транспортном средстве, соответствующем типу транспортного средства, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен быть проставлен на видном и легкодоступном месте, указанном в регистрационной карточке, международный знак официального утверждения, состоящий из:
4.4.1 круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение*(3);
4.4.2 номера настоящих Правил, буквы R, тире и номера официального утверждения, проставленных справа от круга, предусмотренного в 4.4.1.
4.4.3 Если транспортное средство оборудовано одним или несколькими сиденьями, на которых установлены или могут быть установлены подголовники и которые получили официальное утверждение в соответствии с 5.1 и 5.2, то к номеру настоящих Правил добавляют буквы RA. В карточке, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам, указывают на таком сиденьи (сиденьях) транспортного средства должны быть (или могут быть) установлены подголовники. Знак официального утверждения также указывает на то, что остальные сиденья транспортного средства, на которых не установлены (или не могут быть установлены) подголовники, официально утверждены и соответствуют требованиям 5.1 настоящим Правил.
4.5 Если транспортное средство соответствует типу, официально утвержденному на основании других приложенных к Соглашению Правил в стране, которая предоставила официальное утверждение на основании настоящих Правил, то не следует повторять обозначение, указанное 4.4.1; в этом случае номера Правил и официального утверждения, а также дополнительные обозначения всех Правил, в соответствии с которыми были предоставлены официальные утверждения в стране, предоставившей официальное утверждение на основании настоящих Правил, должны быть расположены в вертикальных колонках, помещаемых справа от обозначения, указанного в 4.4.1.
4.6 Знак официального утверждения должен быть четким и нестираемым.
4.7 Знак официального утверждения помещают рядом с установленной на предприятии-изготовителе табличкой, на которой приведены характеристики транспортного средства, или наносят на эту табличку.
4.8 Схемы знаков официального утверждения приведены в приложении 2.
5 Требования
5.1 Общие требования к сиденьям, устанавливаемым на транспортных средствах категории *(4)
5.1.1 Системы регулирования перемещения должны быть оснащены автоматической системой фиксирования. При этом оборудование системами фиксирования подголовников и других устройств, устанавливаемых для обеспечения комфорта, не допускается, так как их наличие может увеличивать опасность для пользователя транспортным средством при столкновении транспортных средств.
5.1.2 Рычаг для ручного разблокирования системы перемещения, определение которой приведено в 2.7, должен быть расположен на верхней части сиденья, расположенного рядом с дверью, быть легкодоступным для пассажира, занимающего сиденье, расположенное непосредственно за указанным сиденьем.
5.1.3 Части задних сторон сидений, расположенные в зоне 1, указанной в 6.8.1.1, подвергают испытанию на поглощение энергии, приведенному в приложении 6.
5.1.3.1 Требование 5.1.3 считают выполненным, если в процессе испытания, приведенного в приложении 6, замедление модели головы не превышает 80 g в течение 3 мс. В процессе и после испытания из подголовника не должны выступать острые части.
5.1.3.2 Требование 5.1.3 не применяют к сиденьям, за которыми не предусмотрены посадочные места, и к сиденьям, обращенным спинками друг к другу.
5.1.4 На поверхностях задних частей сидений не должно быть неровностей и острых выступов, которые могут быть опасными для пользователя транспортным средством. Это требование считают выполненным, если поверхности задних частей сидений, контролируемые в условиях, указанных в 6.1, имеют радиус закругления не менее:
2,5 мм - в зоне 1;
5 мм - в зоне 2;
3,2 мм - в зоне 3.
5.1.4.1 Требование 5.1.4 не распространяется на:
5.1.4.1.1 части зон, на поверхностях которых имеются выступы размером не менее 3,2 мм.
Если высота выступов не более половины их ширины, то такие выступы должны быть сглажены;
5.1.4.1.2 сиденья, за которыми не предусмотрены посадочные места и сиденья, обращенные спинками друг к другу;
5.1.4.1.3 задние части сидений, расположенные ниже горизонтальной плоскости, проходящей через нижнюю точку R каждого ряда сидений.
Если ряды сидений расположены на разной высоте, то начиная с заднего ряда плоскость должна идти вверх или вниз с изломом, образуя ступеньку, проходящую через точку R ряда сидений, расположенных непосредственно впереди;
5.1.4.1.4 элементы типа "эластичные сетки".
5.1.4.2 В зоне 2, указанной в 6.8.1.2, радиус закругления поверхностей может быть менее 5 мм, но не менее 2,5 мм при условии, что они выдерживают испытание на поглощение энергии, приведенное в приложении 6. Кроме этого, такие поверхности должны иметь обивку, которая исключает возможность непосредственного контакта головы с конструкцией подголовника.
5.1.4.3 Если указанные в 5.1.4.2 части подголовника покрыты материалом, твердость которого менее 50 ед. по Шору (А), то требования 5.1.4.2, за исключением тех, которые касаются поглощения энергии по приложению 6, должны относиться только к жестким деталям.
5.1.5 В процессе и после испытаний, указанных в 6.2 и 6.3, не должно быть дефектов конструкции сиденья и его крепления, систем регулирования, перемещения и фиксирования. Допускается остаточная деформация, включая поломки, при условии, что они не увеличивают опасность для пользователя при столкновении транспортных средств и что прилагаемые усилия не превышают установленных значений.
5.1.6 В процессе испытаний, указанных в 6.3 и приложении 9 (пункт 2.1), не должно происходить разблокирования систем фиксирования.
5.1.7 После испытаний устройства системы перемещения, предназначенные для обеспечения доступа для водителей и пассажиров, должны оставаться зафиксированными; необходимо, чтобы эти устройства можно было разблокировать по крайней мере один раз для перемещения сиденья или его части.
При этом другие устройства систем перемещения и регулирования и соответствующие устройства их фиксирования могут находиться в нерабочем состоянии.
Для сиденья с подголовником прочность спинки и системы ее фиксирования считают достаточной согласно 6.2, если в процессе испытания, указанного в 6.4.3.6, не произошло поломки сиденья или его спинки; в случае поломки необходимо проверить соответствие сиденья требованиям 6.2.
Для сидений многоместных, на которых предусмотрено больше мест для сиденья, чем подголовников, проводят испытание по 6.2.
5.2 Общие спецификации для не рассматриваемых в Правилах ЕЭК ООН N 80 сидений, установленных на транспортных средствах категорий , и
5.2.1 Одиночные и многоместные сиденья должны быть надежно закреплены на транспортном средстве.
5.2.2 Регулируемые одиночные сиденья, передвигаемые по направляющим, и многоместные сиденья должны автоматически фиксироваться во всех предусмотренных положениях.
5.2.3 Регулируемые спинки сидений должны фиксироваться во всех предусмотренных положениях.
5.2.4 Все сиденья, которые могут быть сдвинуты вперед или оборудованы складными откидными спинками, должны автоматически фиксироваться в рабочем положении.
5.3 Установка подголовников
5.3.1 Подголовники устанавливают для каждого переднего бокового сиденья в каждом транспортном средстве категории . На основании настоящих Правил могут быть также официально утверждены сиденья с подголовниками, предназначенные для установки в других положениях и на транспортных средствах других категорий.
5.3.2 Подголовники устанавливают для каждого переднего бокового сиденья транспортного средства категории , максимальная масса которого не превышает 3500 кг, и категории . Подголовники, устанавливаемые на транспортных средствах указанных категорий, должны соответствовать требованиям Правил ЕЭК ООН N 25 с поправками серии 03.
5.4 Специальные требования к сиденьям, на которых установлены или могут быть установлены подголовники
5.4.1 Наличие подголовника не должно создавать дополнительной опасности для пользователя транспортным средством. В частности на подголовнике не должно быть неровностей или острых выступов, которые увеличивают опасность для пользователя.
5.4.2 Передняя и задняя части подголовников, расположенных в зоне 1, указанной в 6.8.1.1.3, должны выдерживать испытания на поглощение энергии.
5.4.2.1 Подголовники соответствуют требованию 5.4.2, если в процессе испытаний по приложению 6 замедление модели головы не превышает 80 g в течение более 3 мс. Кроме этого в процессе и после испытания из подголовника не должны выступать острые части.
5.4.3 Части передней и задней сторон подголовника, расположенные в зоне 2, указанной в 6.8.1.2.2, должны иметь обивку, которая исключает возможность непосредственного контакта головы с элементами каркаса, и соответствовать требованиям к задним частям сидений зоны 2, указанным в 5.1.4.
5.4.4 Требования 5.4.2 и 5.4.3 не применяют к задней стороне подголовников, предназначенных для установки на сиденьях, за которыми нет посадочных мест.
5.4.5 Подголовник должен быть закреплен на сиденье так, чтобы под давлением модели головы во время испытания из набивки подголовника, из крепления или из спинки сиденья не выступали острые и опасные части.
5.5 Высота подголовников
5.5.1 Высоту подголовников измеряют согласно 6.5.
5.5.2 Высота подголовников, не регулируемых по высоте, должна быть не менее 800 мм для передних сидений и не менее 750 мм - для остальных сидений;
5.5.3 Для подголовников, регулируемых по высоте:
5.5.3.1 высота должна быть не менее 800 мм для передних сидений и не менее 750 мм - для остальных сидений; данные значения должны достигаться в промежуточном положении подголовников между верхней и нижней точками регулирования;
5.5.3.2 установка подголовника в рабочее положение на высоте менее 750 мм не допускается;
5.5.3.3 для сидений, не являющихся передними, конструкция подголовников должна позволять перемещение в положение, в котором их высота менее 750 мм;
5.5.3.4 для передних сидений конструкция подголовников должна позволять их автоматическое перемещение в положение, в котором их высота менее 750 мм, если сиденье не занято, при условии их автоматического возвращения в рабочее положение, когда на сиденье садится человек.
5.5.4 Размеры, указанные в 5.5.2 и 5.5.3.1, могут быть не менее 800 мм для передних сидений и не менее 750 мм для остальных сидений, чтобы оставался достаточный зазор между подголовником и внутренней поверхностью крыши, окнами или любым другим элементом конструкции транспортного средства; однако этот зазор должен быть не более 25 мм для сидений, оснащенных системами перемещения и/или регулирования. Это требование применяют для всех положений, в которые может быть установлено сиденье. При этом установка подголовника в рабочее положение на высоте менее 700 мм не допускается.
5.5.5 В отступление от требований к высоте подголовника, указанных в 5.5.3.1, высота подголовников, предназначенных для задних средних сидений или посадочных мест, должна быть не менее 700 мм.
5.6 Если для сиденья может быть установлен подголовник, необходимо, чтобы он соответствовал требованиям 5.1.3 и 5.4.2.
5.6.1 Для регулируемых по высоте подголовников высота части устройства, на которую опирается голова и которая определена по 6.5, должна быть не менее 100 мм.
5.7 Если подголовник не регулируется по высоте, то между спинкой сиденья и подголовником не должно быть проема шириной более 60 мм. Если высоту подголовника можно регулировать, то в нижнем положении его высота должна быть не более 25 мм от верхней точки спинки сиденья. Если отдельные или многоместные сиденья, регулируемые по высоте, оборудованы съемными подголовниками, то соответствие подголовника этому требованию проверяют для всех положений отдельного или многоместного сиденья.
5.8 Если подголовник является неотъемлемой частью спинки сиденья, то под рассматриваемой ниже зоной принимают зону, расположенную:
над плоскостью, перпендикулярной к исходной линии и отстоящей от точки R на расстоянии 540 мм;
между двумя вертикальными продольными плоскостями, проходящими на расстоянии 85 мм с каждой стороны от исходной линии. В этой зоне допускается наличие одного или нескольких проемов, в которых независимо от их формы расстояние а, измеренное по 6.7, превышает 60 мм при условии соблюдения требований 6.4.3.3.2 после проведения дополнительного испытания по 5.11.
5.9 Если подголовник регулируется по высоте, то один или несколько проемов, в которых
независимо от их формы расстояние а, измеренное по 6.7, превышает 60 мм, допускаются в той
части подголовника, на которую опирается голова, при условии соблюдения требований 6.4.3.3.2 после проведения дополнительного испытания по 5.11.
5.10 Ширина подголовника должна обеспечивать удобное положение головы нормально сидящего человека. В соответствии с 6.6 подголовник должен занимать зону, простирающуюся не
менее чем на 85 мм по обе стороны средней вертикальной плоскости симметрии сиденья, для
которого он предназначен.
5.11 Подголовник и его крепление должны иметь такую конструкцию, чтобы максимальное смещение головы X в направлении назад, допускаемое подголовником и измеренное методом статического испытания, указанным в 6.4.3, было менее 102 мм.
5.12 Подголовник и его крепление должны быть достаточно прочными, чтобы без поломки выдерживать нагрузку, указанную в 6.4.3.6. Если подголовник является неотъемлемой частью спинки сиденья, требования настоящего пункта распространяются на часть конструкции спинки, которая размещена над плоскостью, перпендикулярной к исходной линии и проходящей на расстоянии 540 мм от точки R.
5.13 Высота регулируемого подголовника не должна превышать максимальную высоту его использования, если только пользователь транспортным средством не предпринимает преднамеренных действий помимо необходимых для регулирования подголовника.
5.14 Для сиденья с установленным подголовником прочность спинки сиденья и устройств для ее фиксирования считают соответствующими требованиям 6.2, если в процессе испытания по 6.4.3.6 не произошло поломки сиденья или его спинки. В случае поломки необходимо доказать, что сиденье соответствует требованиям 6.2.
5.15 Особые требования в отношении защиты водителя и пассажиров при смещении багажа
5.15.1 Спинки сидений
Спинки сидений и/или подголовники, предназначенные для ограничивания багажного отделения от салона транспортного средства, должны быть достаточно прочными для защиты пользователя транспортным средством в случае смещения багажа при лобовом столкновении, при этом все сиденья должны быть в положении, указанном предприятием-изготовителем.
Это требование считают выполненным, если в процессе и после испытания, указанного в приложении 9, спинки сидений и устройства их фиксирования остаются в надлежащем положении. Допускается деформация спинок сидений и их креплений при условии, что передняя часть спинок испытуемых сидений и/или подголовников, твердость которых более 50 ед. по Шору (А), не смещается вперед относительно поперечной вертикальной плоскости, проходящей через:
a) точку, расположенную на расстоянии 150 мм от точки R данного сиденья для элементов подголовника;
b) точку, расположенную на расстоянии 100 мм от точки R данного сиденья для элементов спинки сиденья.
Для встроенного подголовника границу между подголовником и спинкой сиденья определяют плоскостью, перпендикулярной к исходной линии и расположенной на расстоянии 540 мм от точки R.
Все измерения проводят в продольной средней плоскости сиденья или плоскости, являющейся передней границей багажного отделения.
В процессе испытания, приведенного в приложении 9, испытуемые блоки должны быть установлены за спинкой (спинками) испытуемого сиденья (сидений).
5.15.2 Системы перегородки
По требованию предприятия-изготовителя транспортного средства испытание, приведенное в приложении 9, допускается проводить при установленных системах перегородки, если эти системы установлены в качестве стандартного оборудования данного конкретного типа транспортного средства. Системы перегородки, представляющие собой веревочную или проволочную сетку, расположенную над спинками сидении в их нормальном положении использования, должны испытываться по 2.2 приложения 9.
Это требование считают выполненным, если в процессе испытания системы перегородки остаются в надлежащем положении. Допускается деформация систем перегородки при условии, что передняя граница системы перегородки, включая элементы испытуемой спинки (спинок) сиденья и/или подголовника (подголовников), твердость которых более 50 ед. по Шору (А), не смещается вперед относительно поперечной вертикальной плоскости, проходящей через:
а) точку, расположенную на расстоянии 150 мм от точки R данного сиденья для элементов подголовника;
b) точку, расположенную на расстоянии 100 мм от точки R данного сиденья для элементов спинки сиденья и элементов системы перегородки, за исключением подголовника.
Для встроенного подголовника границу между подголовником и спинкой сиденья определяют согласно 5.15.1.
Все измерения проводят в продольной средней плоскости соответствующего сиденья или плоскости, являющейся передней границей багажного отделения.
После испытания на спинке и подголовнике сиденья не должно быть острых краев или шероховатостей, которые могут быть опасными для пользователя транспортным средством.
5.15.3 Требования 5.13.1 и 5.13.2 не распространяются на системы крепления багажа, которые в случае столкновения приводятся в действие автоматически. Предприятие - изготовитель должен предоставить технической службе доказательства того, что защита, обеспечиваемая такими системами, эквивалентна защите, указанной в 5.15.1 и 5.15.2.
6 Методы испытаний
6.1 Общие требования
6.1.1 При проведении испытаний спинку сиденья, если она регулируется, фиксируют в положении, соответствующем углу наклона к вертикальной исходной линии, определенной в приложении 3, наиболее близкому к углу 25°, если предприятием-изготовителем не указано иное положение.
6.1.2 Если сиденье и система его фиксирования идентичны или симметричны другому сиденью транспортного средства, то техническая служба может проводить испытания только одного из указанных сидений.
6.1.3 Для сидений, оборудованных регулируемыми подголовниками, испытания проводят в наиболее неблагоприятном положении (обычно в крайнем верхнем), допускаемом системой регулирования.
6.2 Испытание на прочность спинки сиденья и системы ее регулирования
6.2.1 К верхней части конструкции спинки при помощи элемента, моделирующего спинку манекена, изображенного на рисунке 3.1 приложения 3 к настоящим Правилам, прилагают в продольном направлении силу, направленную назад и сообщающую момент, равный 53 относительно точки R. Для спинок сидений, у которых часть или вся опорная рама (включая раму подголовников) является общей для нескольких мест для сидения, испытание проводят одновременно для всех этих мест.
6.3 Испытание на прочность крепления сиденья и систем его регулирования и фиксирования
6.3.1 Кузову транспортного средства в соответствии с разделом 1 приложения 7 сообщают в
направлении вперед горизонтальное продольное замедление не менее 20 g, действующее в течение
30 мс.
По заявке предприятия-изготовителя в качестве альтернативного варианта допускается использовать контрольный импульс, описание которого приведено в дополнении к приложению 9.
6.3.2 Затем в соответствии с требованиями 6.3.1 кузову сообщают продольное замедление в направлении назад.
6.3.3 Испытанию по 6.3.1 и 6.3.2 подвергают сиденья во всех допускаемых положениях эксплуатации. Во время испытания сиденья устанавливают таким образом, чтобы внешние факторы не препятствовали разблокированию систем фиксирования.
Для сидений, оборудованных регулируемыми подголовниками, испытание проводят в наиболее неблагоприятном положении (обычно в самом верхнем), допускаемом системой регулирования. Это условие считают выполненным, если сиденье выдержало испытание в двух следующих положениях:
при продольном регулировании сиденье отодвигают на одно деление или на 10 мм назад по отношению к крайнему переднему положению или положению, указанному предприятием-изготовителем (для сидений с независимым вертикальным регулированием основание для сидений устанавливают в самом верхнем положении);
при продольном регулировании сиденье устанавливают на одно деление или на 10 мм вперед по отношению к крайнему заднему положению или положению, указанному предприятием-изготовителем (для сидений с независимым вертикальным регулированием основание сидений устанавливают в самом нижнем положении);
при необходимости - в положении, соответствующем требованиям 6.3.4.
6.3.4 Если система фиксирования имеет такую конструкцию, что при положении сиденья, отличающемся от положения, определенного в 6.3.3, распределение сил, действующих на систему фиксирования и крепления сиденья, будет менее благоприятным, чем при положении, определенном в 6.3.3, то испытание проводят при наиболее неблагоприятном положении сиденья.
6.3.5 Требования к испытанию, приведенному в 6.3.1, считают выполненными, если по заявке предприятия-изготовителя это испытание заменяют испытанием на столкновение порожнего транспортного средства в снаряженном состоянии с неподвижным препятствием, приведенным в разделе 2 приложения 7. В этом случае сиденье должно быть установлено в таком положении, чтобы распределение сил в системе крепления было наиболее неблагоприятным (см. 6.1.1, 6.3.3 и 6.3.4).
6.4 Испытание подголовников на стойкость к разрушению
6.4.1 Если подголовник является регулируемым, то его устанавливают в наиболее неблагоприятное положение (обычно в крайнее верхнее), допускаемое системой регулирования.
6.4.2 Для спинок сидений, у которых часть или весь силовой каркас (включая каркас подголовника) является общим для нескольких посадочных мест, испытание проводят одновременно для всех посадочных мест.
6.4.3 Метод испытания
6.4.3.1 Схему испытания выполняют в средней вертикальной плоскости испытуемого сиденья (см. приложение 5).
6.4.3.2 Смещенную исходную линию определяют с помощью механизма, указанного в приложении 3 путем приложения к элементу, моделирующему спинку, начального усилия, создающего момент 37,3 в направлении назад относительно точки R.
6.4.3.3 С помощью модели головы диаметром 165 мм перпендикулярно к смещенной исходной
линии на 65 мм ниже верхней части подголовника прилагают начальное усилие, создающее момент 37,3 относительно точки R. При этом исходная линия должна оставаться в смещенном положении в соответствии с требованием 6.4.3.2.
6.4.3.3.1 Если наличие проемов препятствует приложению усилия, указанного в 6.4.3.3, на расстоянии 65 мм от верхней части подголовника, то указанное расстояние может быть сокращено настолько, чтобы линия приложения усилия проходила через центральную линию рамы, расположенную в непосредственной близости от данного проема.
6.4.3.3.2 В случаях, указанных в 5.8 и 5.9, испытание повторяют путем приложения с помощью модели головы диаметром 165 мм к каждому проему усилия, проходящего через центр тяжести наименьшего участка проема вдоль поперечных плоскостей, параллельных исходной линии, и сообщающего момент 37,3 относительно точки R.
6.4.3.4 Определяют касательную Y к модели головы, параллельную смещенной исходной линии.
6.4.3.5 Измеряют указанное в 5.11 расстояние Х между касательной Y и смещенной исходной линией.
6.5 Определение высоты установки подголовника
6.5.1 Все построения выполняют в средней вертикальной плоскости соответствующего сиденья или посадочного места, пересечение которой с сиденьем определяет контур подголовника и спинки сиденья (см. рисунок 4.1 приложения 4).
6.5.2 Объемный механизм, указанный в приложении 3, размещают на сиденьи в нормальном положении.
6.5.3 В плоскости, указанной в 6.4.3.1, для рассматриваемого сиденья наносят проекцию исходной линии объемного механизма, указанного в приложении 3. Затем перпендикулярно к исходной линии проводят касательную S к верхней части подголовника.
6.5.4 Расстояние h от точки R до касательной S представляет собой высоту, которую следует учитывать при проверке требований 5.5.
6.6 Определение ширины подголовника (рисунок 4.2 приложения 4)
6.6.1 Плоскость перпендикулярная к исходной линии и расположенная на 65 мм ниже касательной S, указанной в 6.5.3, определяет на подголовнике участок, ограниченный контуром С.
6.6.2 Шириной подголовника, которую следует принимать во внимание при проверке требований 5.10, является расстояние L между плоскостями Р и на плоскости .
6.6.3 При необходимости ширину подголовника также определяют в плоскости, перпендикулярной к исходной линии, на высоте 635 мм над точкой R сиденья, причем это расстояние измеряют вдоль исходной линии.
6.7 Определение размера а проемов подголовника (см. приложение 8)
6.7.1 Размер а определяют при помощи сферы диаметром 165 мм для каждого проема по отношению к передней стороне подголовника.
6.7.2 Сфера должна соприкасаться с проемом в той точке поверхности, в которой она входит в проем на максимальную глубину без приложений усилий.
6.8 Испытание на поглощение энергии спинок сидений и подголовников
6.8.1 Испытанию подвергают те поверхности задней части сидений, к которым может прикоснуться модель головы диаметром 165 мм и которые расположены в следующих зонах.
6.8.1.1 Зона 1
6.8.1.1.1 Для отдельных сидений без подголовников зона 1 расположена между вертикальными продольными плоскостями спинки сиденья на расстоянии 100 м по обе стороны от средней продольной плоскости сиденья над плоскостью, перпендикулярной к исходной линии, на расстоянии 100 м от спинки.
6.8.1.1.2 Для многоместных сидений без подголовников зона 1 расположена между вертикальными продольными плоскостями спинки сиденья на расстоянии 100 мм по обе стороны от средней продольной плоскости, определенной изготовителем для каждого из предусмотренных крайних посадочных мест, над плоскостью, перпендикулярной к исходной линии, на расстоянии 100 мм от спинки сиденья.
6.8.1.1.3 Для одноместных и многоместных сидений с подголовниками зона 1 расположена между вертикальными продольными плоскостями на расстоянии 70 мм по обе стороны от средней продольной плоскости сиденья или посадочного места над плоскостью, перпендикулярной к исходной линии на расстоянии 635 мм над точкой R.
6.8.1.2 Зона 2
6.8.1.2.1 Для одноместных и многоместных сидений без подголовников или со съемными или отдельными подголовниками зона 2 расположена выше плоскости, перпендикулярной к исходной линии, на расстоянии 100 мм от верхней части спинки, за исключением поверхности, относящейся к зоне 1.
6.8.1.2.2 Для одноместных и многоместных сидений со встроенными подголовниками зона 2 расположена выше плоскости, перпендикулярной к исходной линии, на расстоянии 440 мм от точки R сиденья или посадочного места, за исключением поверхности, относящейся к зоне 1.
6.8.1.3 Зона 3
6.8.1.3.1 Для одноместного или многоместного сиденья зона 3 расположена над горизонтальными плоскостями, определенными в 5.1.4.1.3, за исключением поверхностей, относящихся к зонам 1 и 2.
6.9 Эквивалентные методы испытаний
Если вместо методов испытаний, указанных в 6.2 - 6.4 и приложении 6, используют другие методы, то необходимо доказать их эквивалентность.
7 Соответствие производства
Методы обеспечения соответствия производства должны соответствовать методам, изложенным в дополнении 2 к Соглашению (Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev.2), с учетом следующих требований.
7.1 Каждое транспортное средство, официально утвержденное в соответствии с настоящими Правилами, должно быть изготовлено таким образом, чтобы оно соответствовало официально утвержденному типу и требованиям раздела 5. Для подголовников категорий, определенных в 2.12.2 и 2.12.3, транспортное средство считают соответствующим официально утвержденному типу, даже если оно поступает в продажу с сиденьями, не имеющими подголовников.
7.2 Компетентные органы, выдавшие официальное утверждение, могут в любое время проверить соответствие применяемых методов контроля в отношении каждого транспортного средства, а также провести любую выборочную проверку транспортных средств, изготовляемых серийно в соответствии с требованиями раздела 5.
8 Санкции, налагаемые за несоответствие производства
8.1 Официальное утверждение типа транспортного средства, предоставленное на основании настоящих Правил, может быть отменено, если не соблюдаются требования 7.1 или если транспортное средство этого типа не выдержало испытаний, указанных в разделе 7.
8.2 Если какая-либо Сторона Соглашения, применяющая настоящие Правила, отменяет предоставленное ею ранее официальное утверждение она немедленно сообщает об этом другим Договаривающимся сторонам, применяющим настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
9 Модификация типа транспортного средства и распространение официального утверждения в отношении сидений, их креплений и/или подголовников
9.1 Любая модификация типа транспортного средства в отношении сидений, их крепления на транспортном средстве или подголовников доводится до сведения административного органа, предоставившего официальное утверждение данному типу транспортного средства. Этот орган может:
9.1.1 прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительного отрицательного воздействия на транспортное средство и транспортное средство соответствует требованиям настоящих Правил или
9.1.2 прийти к заключению, что внесенные изменения недостаточно значительны и результаты испытаний, указанных в 6.2, 6.3 и 6.4, можно проверить путем расчета на основании результатов испытаний на официальное утверждение, или
9.1.3 потребовать предоставления нового протокола испытаний от технической службы, уполномоченной проводить испытания.
9.2 Подтверждение официального утверждения или отказ в официальном утверждении с указанием изменений направляют Сторонам Соглашения, принимающим настоящие Правила, в соответствии с процедурой, определенной в 4.3.
9.3 Компетентный орган, распространивший официальное утверждение, присваивает такому распространению соответствующий серийный номер и уведомляет об этом другие Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1 к настоящим Правилам.
10 Окончательное прекращение производства
10.1 Если владелец официального утверждения полностью прекращает производство какого-либо типа сиденья, официально утвержденного на основании настоящих Правил, он должен информировать об этом компетентный орган, предоставивший официальное утверждение. По получении такого сообщения компетентный орган уведомляет об этом другие Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, посредством карточки сообщения, соответствующей образцу, приведенному в приложении 1.
11 Инструкция по эксплуатации
11.1 Предприятие-изготовитель должно прилагать к сиденьям, оборудованным регулируемыми подголовниками, инструкцию по эксплуатации, регулированию, фиксированию и, при необходимости, демонтажу подголовников.
12 Наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить
испытания для официального утверждения, и административных органов
Стороны Соглашения, применяющие настоящие Правила, сообщают Секретариату Организации Объединенных Наций наименования и адреса технических служб, уполномоченных проводить испытания для официального утверждения, а также административных органов, которые предоставляют официальное утверждение и которым следует направлять выдаваемые в других странах регистрационные карточки официального утверждения, распространения официального утверждения, отказа в официальном утверждении или отмены официального утверждения.
13 Переходные положения
13.1 Начиная с даты вступления в силу поправок серии 06 ни одна из Договаривающихся сторон, применяющих настоящие Правила, не должна отказывать в предоставлении официальных утверждений ЕЭК на основании настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 06.
13.2 Начиная с 1 октября 1999 г. Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, предоставляют официальные утверждения ЕЭК в том случае, если соблюдаются требования настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 06.
13.3 Начиная с 1 октября 2001 г. Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, могут не признавать официальные утверждения, которые не были предоставлены в соответствии с поправками серии 06 к настоящим Правилам.
13.4 Начиная с даты вступления в силу поправок серии 07 ни одна Договаривающаяся сторона, применяющая Правила, не должна отказывать в предоставлении официального утверждения ЕЭК на основании настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 07.
13.5 По истечении 24 мес с даты вступления в силу поправок серии 07 Договаривающиеся стороны, применяющие настоящие Правила, предоставляют официальные утверждения ЕЭК только в том случае, если подлежащий официальному утверждению тип транспортного средства отвечает предписаниям настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 07.
13.6 По истечении 24 мес с даты вступления в силу поправок серии 07 действие соответствующих официальных утверждений, предоставленных на основании настоящих Правил, прекращается, за исключением официальных утверждений типов транспортных средств, которые отвечают предписаниям настоящих Правил с внесенными в них поправками серии 07.
_____________________
*(1) В соответствии с определением, приведенным в приложении 7 к Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3) (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1).
*(2) Считается, что задняя часть спинок сидений, установленных на транспортных средствах категории , соответствует требованиям 5.1.3 и 5.1.4 настоящих Правил, если эта часть спинок соответствует требованиям Правил ЕЭК ООН N 21 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования" (Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.20/Rev.2).
*(3) 1 - Германия, 2 - Франция, 3 - Италия, 4 - Нидерланды, 5 - Швеция, 6 - Бельгия, 7 - Венгрия, 8 - Чешская Республика, 9 - Испания, 10 - Югославия, 11 - Соединенное Королевство, 12 - Австрия, 13 - Люксембург, 14 - Швейцария, 15 - (не присвоен), 16 - Норвегия, 17 - Финляндия, 18 - Дания, 19 - Румыния, 20 - Польша, 21 - Португалия, 22 - Российская Федерация, 23 - Греция, 24 - Ирландия, 25 - Хорватия, 26 - Словения, 27 - Словакия, 28 - Беларусь, 29 - Эстония, 30 - (не присвоен), 31 - Босния и Герцеговина, 32 - Латвия, 33 - (не присвоен), 34 - Болгария, 35 - 36 (не присвоены), 37 - Турция, 38 - 39 (не присвоены), 40 - бывшая югославская Республика Македония, 41 - (не присвоен), 42 - Европейское сообщество (Официальные утверждения предоставляются его государствами-членами с использованием их соответствующего символа ЕЭК), 43 - Япония, 44 - (не присвоен), 45 - Австралия и 46 - Украина. Следующие порядковые номера будут присваиваться другим странам в хронологическом порядке ратификации ими Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний или в порядке их присоединения к этому Соглашению, и присвоенные им таким образом номера будут сообщаться Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Договаривающимся сторонам Соглашения.
*(4) Транспортные средства категории , соответствующие требованиям 1.2 настоящих Правил, в качестве альтернативы Правилам ЕЭК ООН N 80, должны также соответствовать требованиям 5.1 настоящих Правил.
* Ссылка на Правила ЕЭК ООН N 33 приведена в качестве примера.
____________
* Ненужное зачеркнуть.
______________
* Приведенная масса маятника связана с общей массой маятника m отношением
,
где - расстояние между центром тяжести и осью вращения маятника;
а - расстояние между центром соударения и осью вращения маятника.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 41.17-2001 (Правила ЕЭК ООН N 17)
"Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников"
(введен в действие постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Госстандарта России, ИПК Издательство стандартов, Москва, 2002 г.
Дата введения - 1 января 2002 г.
1 Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ) на основе Правил ЕЭК ООН N 17, принятых Рабочей группой по конструкции транспортных средств КВТ ЕЭК ООН
Внесен Госстандартом России
2 Принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 29 марта 2001 г. N 145-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст Правил ЕЭК ООН N 17 с поправками серии 07 (дата вступления в силу 06.08.98) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении прочности сидений, их креплений и подголовников" и включает в себя:
- пересмотр 3 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.16/Rev.3, дата вступления в силу 28.01.90 г.);
- поправки серии 04 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.16/Rev.3/ Amend. 1, дата вступления в силу 26.01.94 г.);
- поправки серии 05 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.16/Rev.3/ Amend.2, дата вступления в силу 26.12.96 г.);
- поправки серии 06 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.16/Rev.3/ Amend.3, дата вступления в силу 18.01.98 г.);
- поправки серии 07 (документ Е/ЕСЕ/324 - E/ECE/TRANS/505/Rev.1/Add.16/Rev.3/ Amend.3, дата вступления в силу 06.08.98 г.);
- поправки серии 06, 07 (документ E/ECE/TRANS/505/Add.16/Rev.3/Amend.4 от 11.02.2000);
- исправление 1 к поправкам серии 07 (документ Е/ЕСЕ/324-Е/ЕСЕ/TRANS/505/Add.16/Rev.3/Amend.3/Corr.1 от 09.11.2000)
4 Введен впервые
Приказом Росстандарта от 19 июля 2018 г. N 420-ст настоящий ГОСТ отменен с 1 сентября 2018 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, введенное в действие постановлением Госстандарта России от 17 февраля 2003 г. N 53-ст
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.