Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 16.10.2014 N 02-07-10/52197
В комментируемом Письме от 16.10.2014 N 02-07-10/52197 Минфин разъясняет вопрос об отражении в бухгалтерском учете бюджетных учреждений операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения.
Порядок выдачи кредитными организациями на территории РФ платежных карт и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами установлены Положением ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П).
В соответствии с п. 1.9 Положения N 266-П на территории РФ кредитные организации - эквайреры проводят расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, и (или) выдают наличные денежные средства держателям платежных карт, не являющимся клиентами указанных кредитных организаций (эквайринг). Под эквайрингом понимается соглашение между кредитной организацией и торговым предприятием по операциям, осуществляемым с использованием платежных карт. Порядок документального оформления данных операций определен в п. 3.1-3.9 Положения N 266-П.
Необходимо отметить, что для приема к оплате банковских карт учреждение должно заключить договор с банком, предоставляющим услуги торгового эквайринга. В рамках заключаемых отношений банк обязан:
установить оборудование для приема карт;
обучить сотрудников организации работе с оборудованием и порядку приема карт;
обеспечить бесперебойную работу оборудования, его ремонт и замену;
своевременно производить расчеты по совершенным операциям.
Напомним, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1)).
Бюджетное учреждение ведет свою деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным исходя из федеральных законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов и устава.
На основании п. 8 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ.
Вместе с тем, по мнению Минфина, Положение N 266-П не содержит норм, запрещающих заключение договора об осуществлении эквайринга между кредитной организацией и бюджетным учреждением. Аналогичную позицию высказал ЦБ РФ в Письме от 30.07.2013 N 14-27/763. Однако ЦБ РФ обращает внимание, что при переводе кредитной организацией денежных средств, полученных от потребителей услуг бюджетного учреждения, в адрес бюджетного учреждения следует учитывать положения ч. 10 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", предусматривающие, что вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев трансграничных переводов денежных средств.
В бухгалтерском учете бюджетных учреждений проведение операций по приему оплаты услуг (товаров, работ) с использованием расчетных карт получателя услуг (товаров, работ) через платежный терминал, установленный в кассе учреждения, подлежит отражению в следующем порядке:
Наименование операции | Дебет | Кредит | Основания |
Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг | 2 205 31 560 | 2 401 10130 | Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор |
Проведена плата за оказанные услуги с использованием платежной карты получателя услуг | 2 201 23 510 Одновременно увеличение забалансового счета 17 (КОСГУ130) | 2 205 31 660 | Договор об оказании услуг, приходный кассовый ордер (ф. 0310001), квитанция (ф. 0504510) |
Поступление денежных средств на лицевой счет учреждения | 2 201 11 510 | 2 201 23 610 | Договор об оказании услуг, выписка из лицевого счета |
В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н*(2) бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях ведется методом начисления. Результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (либо их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций. Таким образом, доход, полученный от реализации готовой продукции, должен быть начислен в момент перехода права собственности на нее к заказчику, а доход, полученный от реализации услуг, - в момент подписания акта о выполненных работах (оказанных услугах).
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, доходы учреждения, полученные от оказания платных услуг, относятся на статью 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ. Таким образом, для отражения выручки, полученной от реализации платных услуг, применяется счет 0 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг".
Расчет по суммам доходов (поступлений), начисленных учреждением в момент возникновения требований к их плательщикам, а также по поступившим от плательщиков суммам предварительной оплаты, осуществляется с использованием счета 0 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг" (п. 92 Инструкции N 174н*(3)).
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" бюджетные учреждения, как и другие организации, при проведении расчетов с населением за оказанные услуги обязаны применять кассовые аппараты (далее - ККТ), включенные в Государственный реестр.
Согласно нормам Федерального закона N 54-ФЗ бюджетные учреждения могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случаях:
1) выдачи организациями бланков строгой отчетности (БСО) на основании Положения N 359*(4). В соответствии с указанным положением учреждения, проводящие расчеты без применения ККТ, при оказании услуг населению должны выдавать документ, оформленный на БСО, который приравнивается к кассовому чеку;
2) осуществления определенных видов деятельности, к которым, в частности, относятся:
обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи;
продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
3) осуществления видов деятельности, подпадающих под обложение ЕНВД и установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Если учреждения не соответствуют вышеуказанным положениям, то они обязаны применять ККТ, что предусмотрено Федеральным законом N 54-ФЗ.
В соответствии с п. 2 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470, кассовый чек является первичным учетным документом, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающим факт осуществления между пользователем и покупателем (клиентом), в частности, расчета с использованием платежных карт, содержащим сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.
Покупателю, расплатившемуся платежной картой, должны быть выданы в общем порядке кассовый чек и слип, который содержит обязательные реквизиты, а также подпись держателя платежной карты и подпись кассира. Напомним, что при совершении операции с использованием платежной карты составляются документы на бумажном носителе и (или) в электронной форме. Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения. Документ по операциям с использованием платежной карты на бумажном носителе дополнительно должен содержать подпись держателя платежной карты и подпись кассира.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ требования к ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. При этом ККТ, применяемая бюджетными учреждениями, должна:
- быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика;
быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Также согласно положениям Федерального закона N 54-ФЗ организации, применяющие платежный терминал или банкомат, обязаны выдавать кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.
А. Гусев,
к.п.н., редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.
*(4) Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"