Мир, дружба, жвачка!
Комментарий к Федеральному закону от 04.11.14 N 348-Ф3 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
Комментируемый Федеральный закон от 04.11.14 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" дополняет часть первую НК РФ разделом V.2, который устанавливает новую форму налогового контроля - налоговый мониторинг. Это новый вид информационного взаимодействия налоговых инспекций и налогоплательщиков.
Предмет налогового мониторинга
В пункте 1 статьи 105.26 НК РФ сказано, что предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогов и сборов, обязанность по уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика-организацию.
Нетрудно понять, что налоговый мониторинг направлен на установление особо доверительные отношений между налоговиками и крупнейшими налогоплательщиками.
Налоговики получают возможность заранее оценивать суммы поступающих от плательщиков налогов, фактически проводя налоговую проверку в режиме реального времени. А все спорные ситуации должны разрешаться путём переговоров, не доводя дело до пеней, штрафов и судебных разбирательств.
Как считают законотворцы, новая система позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе должно будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек. Ведь налоговых споров должно стать меньше, а уровень правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов должен повыситься.
Система налогового мониторинга вступает в силу с 1 января 2015 года.
"Столпы" налогового общества
Заметим, что воспользоваться новым видом информационного взаимодействия с налоговиками смогут не все. Чтобы получить доступ к такой системе, как налоговый мониторинг, налогоплательщик должен одновременно соблюсти следующие условия:
совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учёта налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, должна составлять не менее 300 млн. руб.;
суммарный объём полученных доходов, по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должен составлять не менее 3 млрд. руб.;
совокупная стоимость активов, по данным бухгалтерской (финансовой) отчётности компании на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна составлять не менее 3 млрд. руб.
Налоговый мониторинг давно действует в таких странах, как, например, США, Великобритания и Нидерланды. По большому счёту, эта система выгодна для тех компаний, которым хорошие отношения с государством уже заметно выгоднее, чем проведение налоговой оптимизации на грани закона. Разумеется, речь идёт об очень крупных компаниях. И это, как видим, нашло отражение в нашем НК РФ.
Как войти в систему?
Для начала в налоговую инспекцию нужно подать заявление о проведении налогового мониторинга. Его следует представить налоговикам по месту нахождения компании не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который будет проводиться налоговый мониторинг.
Если в соответствии со статьёй 83 НК РФ компания отнесена к категории крупнейших налогоплательщиков и состоит на учёте как крупнейший налогоплательщик, то именно в эту налоговую инспекцию она и должна подать указанное заявление.
Форма заявления о проведении налогового мониторинга будет утверждаться ФНС России.
К заявлению следует приложить:
регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
учётную политику для целей налогообложения, действующую в календарном году, в котором представлено заявление.
Заявление можно отозвать до того момента, когда налоговики примут по нему решение. В таком случае заявление будет просто считаться неподанным.
До 1 ноября года, в котором компания подала заявление, налоговики должны принять решение о проведении мониторинга или отказе от него. О своём решении налоговики должны в течение пяти дней сообщить заявителю.
Для отказа налогоплательщику у налоговиков должны быть очень серьёзные основания. Перечень оснований для отказа ограничен, и в него включены следующие причины:
проблемы с документами, представленными вместе с заявлением;
несовпадение условий по сумме налогов, объёму доходов и стоимости активов;
несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к нему.
Сроки мониторинга
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором компания представит в налоговую инспекцию заявление о его проведении.
Проведение мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился мониторинг.
В общем, получается, что на практике новая система заработает ещё не скоро. Ведь если заявление будет подано в 2015 году, система налогового мониторинга заработает только с 1 января 2016 года, а закончит своё действие 1 октября 2017 года.
Обмен информацией
Для информационного обмена налогоплательщику и налоговикам потребуется "Регламент информационного взаимодействия". В этом документе прописывается порядок представления налоговикам документов или информации, которые являются основой для исчисления, удержания, уплаты налогов и сборов в электронной форме, или доступа к информационным системам компании, в которых содержатся указанные документы или информация.
Право выбора формы взаимодействия остаётся за налогоплательщиком. Разумеется, налоговики должны иметь возможность ознакомиться и с подлинниками документов. Порядок представления подлинников тоже должен быть прописан в регламенте.
Кроме того, в данном документе прописывается порядок отражения компанией в регистрах бухгалтерского и налогового учёта доходов, расходов и объектов налогообложения, даются сведения об аналитических регистрах налогового учёта, а также информация о системе внутреннего контроля данной компании (при условии что такая система существует) за правильностью исчисления, удержания, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.
В результате налоговики будут иметь точно такие же данные и в то же самое время, что и бухгалтеры самой компании.
В статье 105.28 НК РФ приведены основания, из-за которых налоговики немедленно прекратят мониторинг:
или неисполнение регламента информационного взаимодействия,
или обман налоговиков со стороны налогоплательщика,
или систематическое (два раза и более) непредставление налоговикам затребованных документов или пояснений.
Если налоговики зафиксируют указанные нарушения, то в течение 10 дней после этого события они письменно уведомят компанию о досрочном прекращении мониторинга. Однако для такого отказа в НК РФ также установлен предельный срок - это 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.
"Око Саурона"
Инспектор, занимающийся мониторингом, будет находиться в своей налоговой инспекции, ему никуда идти не надо.
Пока, по мнению налогового инспектора, в учёте налогоплательщика всё верно, инспектор будет безмолвствовать. Если же инспектор сочтёт, что организация что-то нарушила или где-то ошибается, он потребует от компании следующих действий:
или в течение 5 дней пояснить свои поступки,
или в течение 10 дней всё исправить.
Если же представленные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят или компания вообще оставит обращение налоговиков без ответа, налоговая инспекция составит "мотивированное мнение".
Есть мнение!
О мотивированном мнении говорится в статье 105.30 НК РФ.
Мотивированное мнение налоговой инспекции отражает её позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Оно направляется компании при проведении налогового мониторинга.
Налоговики могут отправить мотивированное мнение и по собственной инициативе (если сочтут, что налогоплательщик совершает ошибку), и по запросу компании (если у той возникнут затруднения в исчислении налогов).
Мнение направляется налогоплательщику в течение пяти дней со дня его составления налоговиками. При этом оно может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга, то есть не позднее 1 июля года, следующего за годом проведения мониторинга.
Такой механизм взаимодействия позволяет налогоплательщику своевременно устранять разногласия с налоговиками и избегать налоговых проблем.
Если запрос на получение мотивированного мнения направляет сама компания, она должна изложить свою позицию по спорному вопросу. Сделать это нужно не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг. На ответ налоговикам отводится один месяц со дня получения запроса. Правда, они могут продлить срок ещё на один месяц, если для правильного ответа им понадобятся дополнительные документы или информация.
Обратите внимание: документы и информацию в рамках налогового мониторинга налоговики могут затребовать не только у самой компании, но и у иных лиц.
Представление документов
Истребуемые налоговиками документы, информация или пояснения могут быть представлены в налоговую инспекцию лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по ТКС или переданы в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.
Если налогоплательщик решит представить документы на бумаге, ему придётся сделать с оригиналов копии и заверить их (к счастью, без привлечения нотариуса).
На доставку документов отводится 10 дней со дня получения требования от налоговиков.
Если у компании есть проблемы со сроками доставки документов, в течение дня, следующего за днём получения требования, она может письменно уведомить налоговую инспекцию о невозможности представления в указанный срок документов с указанием причин этого. Здесь же нужно указать сроки, в течение которых налогоплательщик готов выполнить требование налоговиков.
Руководство налоговой инспекции вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления документов или отказать в этом. При этом налоговики не вправе требовать от компании документы, ранее представленные в налоговую инспекцию в виде заверенных налогоплательщиком копий. Соответствующие поправки внесены и в пункт 5 статьи 93 НК РФ.
Впрочем, на наш взгляд, если налоговый мониторинг - дело добровольное и действительно подразумевает доверительные отношения между сторонами, то вряд ли налоговики не пойдут навстречу налогоплательщику по поводу сроков представления документов.
Последнее слово
Последнее слово по мотивировочному мнению всё равно остаётся за самим налогоплательщиком: он может согласиться с мнением налоговиков, а может и не прийти к соглашению.
Если компания соглашается с налоговиками, то в течение месяца после получения ответа сообщает об этом в налоговую инспекцию и подтверждает, что использовала полученное мотивированное мнение у себя в учёте и отчётности.
Если не соглашается, то в течение одного месяца со дня получения ответа она должна представить в налоговую инспекцию свои возражения.
В этом случае налоговая инспекция собирает все имеющиеся у неё материалы по спорному вопросу и в течение трёх дней со дня получения возражений должна отправить их в ФНС России.
Далее стороны начнут искать компромисс в рамках положений статьи 105.31 НК РФ.
Взаимосогласительная процедура проводится руководителем или заместителем руководителя ФНС России в течение одного месяца со дня получения возражений налогоплательщика и материалов от налоговой инспекции. В указанной процедуре также должны участвовать представители налоговой инспекции, высказавшие мнение, с которым не согласился налогоплательщик, и представитель компании.
По результатам переговоров ФНС России составит уведомление, которое вручается или направляется налогоплательщику в течение трёх дней со дня его составления. Там будет сказано, удалось компании переубедить налоговиков или нет.
Далее у налогоплательщика имеется месяц на то, чтобы согласиться с решением ФНС России. По нашему мнению, если организация не согласится с налоговиками, ей придётся обращаться в арбитражный суд.
И ещё кое-что
Во-первых, налоговая инспекция не позднее двух месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга (то есть не позднее 1 декабря года, следующего за годом проведения мониторинга) должна уведомить налогоплательщика о наличии или об отсутствии невыполненных мотивированных мнений, направленных ему в ходе проведения мониторинга.
Во-вторых, при проведении мониторинга налоговики не вправе направлять компании мотивированное мнение по вопросам, связанным с контролем соответствия цен, применённых компанией в контролируемых сделках, рыночным ценам.
В-третьих, если налогоплательщик исполнил мотивированное мнение налоговиков, а в результате из-за этого ему доначислили налоги, то от ответственности в виде начисления пеней он освобождается (п. 8 ст. 75 НК РФ). Также налогоплательщик освобождается от признания вины в налоговом правонарушении (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Обратите внимание: освобождение не будет предоставлено, если налоговики докажут, что ошибка в мотивированном мнении возникла по вине самого налогоплательщика, представившего в инспекцию неверные данные.
В-четвёртых, при проведении налогового мониторинга налогоплательщик освобождается от проведения камеральных налоговых проверок, за исключением случаев, когда:
налоговая декларация представлена позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг;
представлена к возмещению налоговая декларация по НДС или акцизам;
представлена уточнённая декларация, содержащая уменьшение ранее начисленного налога или увеличение ранее заявленного убытка;
досрочно прекращён налоговый мониторинг.
В-пятых, за тот период, в котором проводился налоговый мониторинг, не проводится выездная налоговая проверка.
Исключение сделано для случаев, когда:
вышестоящая налоговая инспекция проверяет работу нижестоящей инспекции;
досрочно прекращён налоговый мониторинг;
налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение налоговой инспекции;
представлена уточнённая декларация к уменьшению ранее начисленного налога за тот период, в котором проводился налоговый мониторинг.
И это логично. Если уж налоги фактически высчитывали совместно, а потом компания заявляет, что где-то произошла ошибка, должны же налоговики разобраться, в чём там дело.
А. Анищенко,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)", N 12, декабрь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов)"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-17496
Адрес редакции: 127006, г. Москва, ул. Новослободская, д. 31, стр. 2
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-80
Факс: (495) 931-13-22
Адрес в Internet: www.pbu.ru