Налоговый мониторинг - новая форма налогового контроля в РФ
Начало ноября 2014 года ознаменовалось выходом в свет очередного законодательного акта, внесшего изменения в Налоговый кодекс РФ. Речь идет о Федеральном законе от 04.11.2014 N 348-Ф3 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 348-Ф3), который добавил в часть 1 НК РФ раздел V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга", состоящего из: главы 14.7 "Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия"; главы 14.8 "Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа". Закон N 347-Ф3 вступает в силу с 1 января 2015 года.
Причины введения новой формы налогового контроля в РФ
Закон N 347-Ф3 о введении новой формы налогового контроля был подготовлен по результатам пилотного проекта, проведенного ФНС России между территориальными налоговыми органами и крупнейшими налогоплательщиками, начиная с декабря 2012 года.
Так, с целью расширения взаимодействия и информационного обмена с налогоплательщиками, направленного на соблюдение налогоплательщиками законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, повышение предсказуемости налогового регулирования и качества администрирования налогоплательщиков ФНС России начала применять "горизонтальный мониторинг", в рамках чего был заключен ряд соглашений с некоторыми крупнейшими налогоплательщиками.
Возможность заранее спрогнозировать и установить налоговые риски должна была повысить уровень соответствия добросовестных налогоплательщиков требованиям налогового законодательства. А это, по мнению Минфина РФ, в свою очередь позволит ФНС России качественно исполнять процедуры налогового администрирования и обеспечивать стабильный уровень государственных доходов.
Целью проведенного пилотного проекта явилось представление налогоплательщиками в налоговые органы информации о налоговом и бухгалтерском учете, бизнес-процессах, системах внутреннего контроля в целях предварительного согласования налоговых обязательств.
Пилотный проект показал свою эффективность, в связи с чем и был рассмотрен вопрос разработки проекта Федерального закона в части применения альтернативных (внесудебных) способов урегулирования налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками (применение концепции "горизонтального мониторинга").
О вышеуказанных итогах эксперимента по внедрению "горизонтального мониторинга" сообщил Минфин РФ в своем апрельском докладе "О результатах и основных направлениях деятельности Министерства финансов Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2017 годов", текст которого размещен на официальном сайте Минфина РФ в сети Интернет по адресу: http://minfin.ru/common/upload/library/2014/04/main/Rash_kolleg_2014.pdf.
Отметим, что данный вид налогового администрирования не только соответствует мировым практикам (США, Великобритания, Нидерланды и др.), но и должен позволить ФНС России более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Как было указано разработчиками законопроекта о введении налогового мониторинга, стабильность и определенность в налоговой нагрузке компании является одной из важных составляющих в повышении инвестиционной привлекательности страны на глобальном рынке мировых инвестиций. Данный подход, по их мнению, позволит повысить прогнозируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, а также своевременно выявлять пробелы и коллизии в налоговом законодательстве.
Обратите внимание! Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе должно поспособствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков по уплате налогов. Введение данного вида налогового администрирования не потребует, по мнению разработчиков законопроекта, дополнительных материальных затрат, так как ФНС России может перераспределить трудовые ресурсы и провести организационные мероприятия в рамках штатной численности. При этом, возможно, потребуется необходимость в обучении сотрудников ФНС России и организации специальных комнат для приема налогоплательщиков.
Отметим, что введение раздела V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга" потребует принятие ФНС России ряда документов, которыми должны быть утверждены:
а) форма и требования к регламенту информационного взаимодействия (абз. 3 п. 6 ст. 105.26 НК РФ);
б) форма заявления о проведении налогового мониторинга (абз. 3 п. 1 ст. 105.27 НК РФ);
в) форма и требования к составлению мотивированного мнения (абз. 3 п. 1 ст. 105.30 НК РФ).
Налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг - одна из форм налогового контроля в РФ, при которой осуществляется проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). В отношении налогоплательщиков-физических лиц возможность проведения налогового мониторинга разделом V.2 НК РФ не предусмотрена. Налоговый мониторинг должен проводиться налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.26 НК РФ). Для того чтобы было принято решение о проведении налогового мониторинга, организация должна обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением.
Однако не всякая организация вправе это сделать. Для того чтобы обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, организация одновременно должна отвечать условиям, перечисленным в подп. 1-3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ. К таким условиям относятся:
1) совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, должна составлять не менее 300 миллионов рублей;
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должен составлять не менее 3 миллиардов рублей;
3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, должна составлять не менее 3 миллиардов рублей.
Обратите внимание! Положения подп. 1-3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ не требуют от организации соблюдения требований о необходимом минимальном (или максимальном) среднесписочном составе ее работников. Некоторые из вышеперечисленных условий позволяют включить организацию в число крупнейших налогоплательщиков.
Так, к организациям, подлежащим налоговому администрированию в качестве крупнейших, на федеральном уровне относятся организации, у которых один из перечисленных ниже показателей финансово-экономической деятельности за отчетный год имеет следующее значение:
а) суммарный объем начислений федеральных налогов согласно данным налоговой отчетности свыше 1 миллиарда рублей;
б) для организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг связи, а также по реализации и (или) предоставлению в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи, организаций, осуществляющих деятельность в сфере оказания транспортных услуг, - свыше 300 миллионов рублей;
в) суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 20 миллиардов рублей;
г) активы превышают 20 миллиардов рублей.
А к организациям, подлежащим налоговому администрированию в качестве крупнейших, на региональном уровне относятся организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:
а) суммарный объем полученных доходов (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) находится в пределах от 2 до 20 миллиардов рублей включительно;
б) среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
в) активы находятся в пределах от 100 миллионов рублей до 20 миллиардов рублей включительно, либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности находится в пределах от 75 миллионов рублей до 1 миллиарда рублей. Вышеуказанное следует из положений соответственно п. 1 и п. 5 Критериев отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утвержденных приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@.
Таким образом, для того чтобы организация смогла обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении в отношении нее налогового мониторинга, она не обязательно должна входить в число крупнейших налогоплательщиков.
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Заявление о проведении налогового мониторинга должно быть представлено организацией в налоговый орган по месту нахождения данной организации не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Форма заявления о проведении налогового мониторинга должна быть утверждена ФНС России.
Организация, в соответствии со ст. 83 НК РФ, отнесенная к категории крупнейших налогоплательщиков, представляет заявление о проведении налогового мониторинга в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). Проведение налогового мониторинга осуществляется в соответствии с регламентом информационного взаимодействия по представлению документов (информации) или доступа к информационным системам организации.
В регламенте информационного взаимодействия отражается:
1) порядок представления налоговому органу документов (информации), служащих основаниями для исчисления (удержания), уплаты (перечисления) налогов и сборов, который может быть осуществлен:
а) в электронной форме;
б) и (или) путем предоставления доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация);
2) порядок ознакомления налогового органа с подлинниками документов (в случае необходимости);
3) порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов и объектов налогообложения, сведения об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов (при наличии такой системы внутреннего контроля).
К заявлению о проведении налогового мониторинга организация должна приложить:
1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме;
2) информацию об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
3) учетную политику для целей налогообложения организации, действующую в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.
Вышеуказанный перечень документов приведен в подп. 1-3 п. 2 ст. 105.27 НК РФ.
Организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, может отозвать его на основании другого своего письменного заявления. Но сделать это она должна до принятия налоговым органом решения о проведении налогового мониторинга или решения об отказе в проведении налогового мониторинга. В случае отзыва заявления о проведении налогового мониторинга такое заявление не считается поданным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
Проведение налогового мониторинга
Налоговый мониторинг должен проводиться налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга (п. 2 ст. 105.26 НК РФ).
Решение о проведении налогового мониторинга должно быть принято руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ. Однако руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение и об отказе в проведении налогового мониторинга. Решение об отказе в проведении налогового мониторинга должно быть мотивированным. Основанием для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга является:
1) непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации) в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ;
2) несоблюдение организацией условий, предусмотренных подп. 1-3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ;
3) несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.
Как решение о проведении налогового мониторинга, так и решение об отказе в проведении налогового мониторинга должны быть приняты до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в проведении налогового мониторинга) направляется организации в течение 5-ти дней со дня его принятия. Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган вправе обратиться к организации:
а) с требованием о представлении в течение 5-ти дней необходимых пояснений в случае, если при проведении налогового мониторинга выявлены противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах (информации);
б) с требованием в течение 10-ти дней внести необходимые исправления в случае, если при проведении налогового мониторинга выявлено несоответствие сведений, представленных организацией, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа. Вышеуказанное следует из положений п. 2 ст. 105.29 НК РФ.
При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Истребуемые документы (информация), пояснения могут быть представлены организацией в налоговый орган любым из нижеперечисленных способов:
а) лично;
б) или через представителя;
в) или путем направления по почте заказным письмом;
г) или путем передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;
д) или путем передачи в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия.
В случае, если истребуемые у организации документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, организация вправе направить их в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи должен быть установлен ФНС России. В настоящее время действует Порядок направления требования о представлении документов (информации) и порядок представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам, утвержденный приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@.
Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий. При этом в абз. 2 п. 4 ст. 105.29 НК РФ особо установлено, что налоговому органу не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Документы (информация), пояснения, которые были истребованы в соответствии с п. 3 ст. 105.29 Налогового кодекса РФ при проведении налогового мониторинга, должны быть предоставлены организацией в течение 10-ти дней со дня получения соответствующего требования. В случае, если организация не имеет возможности представить истребуемые документы (информацию), пояснения в течение вышеуказанного срока, эта организация в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов (информации), пояснений, должна письменно уведомить должностных лиц налогового органа, проводящих налоговый мониторинг:
а) о невозможности представления в указанный срок документов (информации), пояснений с указанием причин, по которым истребуемые документы (информация), пояснения не могут быть представлены в установленный срок;
б) о сроках, в течение которых организация может представить истребуемые документы (информацию), пояснения.
Вышеуказанное установлено абз. 2 п. 5 ст. 105.29 НК РФ. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании уведомления в течение 2-х дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов (информации), пояснений или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение. В ходе проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.
Обратим внимание, что согласно положениям п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ соответственно не проводятся:
а) камеральные налоговые проверки при представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1.1 ст. 88 НК РФ);
б) выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена на налогоплательщика (п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
Исключения из правила, предусмотренного п. 1.1 ст. 88 НК РФ, составляют случаи, когда:
1) налоговая декларация (расчет) представляется позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;
2) представляется налоговая декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговая декларация по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;
3) представляется уточненная налоговая декларация (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);
4) процедура налогового мониторинга была досрочно прекращена.
Исключения из правила, предусмотренного п. 5.1 ст. 89 Налогового кодекса РФ, составляют случаи, когда:
1) выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочно прекращена процедура налогового мониторинга;
3) налогоплательщиком не выполняется мотивированное мнение налогового органа;
В случае проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в данном случае, предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в соответствии с мотивированным мнением.
4) налогоплательщиком представляется уточненная налоговая декларация (расчет) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Досрочное прекращение налогового мониторинга
Статья 105.28 НК РФ предусматривает случаи, когда процедура проведения налогового мониторинга может быть досрочно прекращена. Так, в соответствии с п. 1 ст. 105.28 НК РФ налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:
1) неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;
2) выявления налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;
3) систематического (2 раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.
Налоговый орган должен в письменной форме уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в течение 10-ти дней со дня установления вышеуказанных обстоятельств. Однако указанное уведомление не должно быть направлено позднее, чем 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.28 НК РФ). Отметим, что досрочное прекращение налогового мониторинга является, согласно подп. 4 п. 1.1 ст. 88 НК РФ и подп. 2 п. 5.1 ст. 89 НК РФ, одним из оснований для возобновления проведения соответственно камеральной или выездной налоговой проверки в отношении организации.
Мотивированное мнение налогового органа и взаимосогласительные процедуры
В случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 105.29 НК РФ). Мотивированное мнение налогового органа отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга.
Мотивированное мнение должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
Мотивированное мнение налогового органа может быть составлено в 2-х случаях:
а) по собственной инициативе налогового органа;
б) по запросу организации.
Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, предусмотренном абз. 2 п. 2 ст. 105.29 НК РФ и п. 3 ст. 105.30 НК РФ.
Вышеуказанными нормами Налогового кодекса РФ предусматривается, что мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в случае, если при проведении налогового мониторинга налоговым органом установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов. Мотивированное мнение должно быть направлено организации в течение 5-ти дней со дня его составления.
Указанное мотивированное мнение может быть составлено не позднее, чем за 3 месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.
Запрос о представлении мотивированного мнения направляется организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов за период проведения в отношении этой организации налогового мониторинга по результатам совершенных фактов хозяйственной жизни организации. В запросе о представлении мотивированного мнения излагается позиция организации по указанным вопросам.
Запрос о представлении мотивированного мнения может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.
Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено этой организации налоговым органом, получившим запрос, в течение 1-го месяца со дня получения указанного запроса.
Срок направления мотивированного мнения по запросу организации может быть продлен налоговым органом на 1 месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.
О продлении срока направления мотивированного мнения налоговый орган должен сообщить организации в письменной форме в течение 3-х дней со дня принятия соответствующего решения.
Получив мотивированное мнение налогового органа, организация может:
а) согласиться с мотивированным мнением налогового органа;
б) или не согласиться с мотивированным мнением налогового органа.
О своем согласии с мотивированным мнением организация должна уведомить налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение, в течение 1-го месяца со дня его получения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ).
Организация может выполнить мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа в налоговом учете, налоговой декларации (расчете), путем подачи уточненной налоговой декларации (расчета) или иным способом.
Налоговый орган в срок не позднее 2-х месяцев с даты окончания проведения налогового мониторинга должен уведомить организацию о наличии (или об отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга. При проведении налогового мониторинга налоговый орган не вправе направлять организации мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам (п. 10 ст. 105.30 НК РФ).
Отметим, что согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ одним из обстоятельств, исключающих вину организации в совершении налогового правонарушения, будет являться выполнение ею мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
При этом данное правило не должно применяться в случае, если указанное мотивированное мнение налогового органа основано на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (абз. 2 п. 3 ст. 111 НК РФ).
В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение 1-го месяца со дня его получения должна представить разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Налоговый орган, получивший указанные разногласия, обязан в течение 3-х дней со дня их получения направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России в порядке ст. 105.31 НК РФ. Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) ФНС России в течение 1-го месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.
По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС России должен уведомить организацию:
а) об изменении мотивированного мнения;
б) либо об оставлении мотивированного мнения без изменения.
Уведомление об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения должно быть подписано руководителем (заместителем руководителя) ФНС России. Уведомление вручается или направляется организации в течение 3-х дней со дня его составления. Организация в течение 1-го месяца со дня получения уведомления об изменении мотивированного мнения либо оставлении мотивированного мнения без изменения уведомляет налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с мотивированным мнением с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Сроки в разделе V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга" НК РФ
Закон N 347-ФЗ вступает в силу с 1 января 2015 года (п. 1 ст. 2 Закона N 347-ФЗ).
А положения раздела V.2 применяются в отношении участников консолидированной группы налогоплательщиков с 1 января 2016 года (п. 2 ст. 2 Закона N 347-ФЗ).
Несмотря на то, что сам Закон N 347-ФЗ вступит в силу с 1 января 2015 года, начало проведения процедур налогового мониторинга в отношении организаций (которые не являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков) может быть осуществлено только с 1 января 2016 года. Связано это с тем, что возможность подачи заявления о проведении налогового мониторинга предоставляется до 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ). А периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга (п. 4 ст. 105.26 НК РФ).
Сроки, указанные в разделе V.2, наглядно представлены в таблице.
Таблица
Сроки, указанные в разделе V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга"
Основание | Перечень действий, необходимых для проведения налогового мониторинга | Сроки выполнения |
п. 1 ст. 105.27 НК РФ | предоставление организацией заявления в налоговый орган о проведении налогового мониторинга | не позднее 1 июля 2015 года |
п. 4 ст. 105.27 НК РФ | по результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией в соответствии с п. 2 ст. 105.27 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен принять одно из решений: 1) о проведении налогового мониторинга; 2) об отказе в проведении налогового мониторинга | не позднее 1 ноября 2015 года |
п. 4 ст. 105.26 НК РФ | период, за который проводится налоговый мониторинг | календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга - то есть 2016 год (в случае, если заявление о проведении налогового мониторинга было предоставлено не позднее 1 июля 2015 года) |
п. 5 ст. 105.26 НК РФ | период проведения налогового мониторинга | начинается с 1 января 2016 года и оканчивается 1 октября 2017 года |
абз. 2 п. 4 ст. 105.30 НК РФ | запрос о представлении мотивированного мнения | не позднее 1 июля 2017 года |
п. 2 ст. 105.28 НК РФ | уведомление организации о досрочном прекращении налогового мониторинга | не позднее 1 сентября 2017 года |
Л. Чистякова,
редактор-эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету,
аттестованный налоговый консультант по налогам и сборам
"Налоговый вестник", N 12, декабрь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1