В связи с получением нового техпаспорта на здание школы вышестоящая организация настаивает на внесении изменений в бухгалтерский учет объектов. На одной территории находится капитальное здание школы, система наружного освещения, территория огорожена металлическим забором. На участке также расположены две отдельно стоящие капитальные постройки (гараж и теплица), имеющие свои техпаспорта. На данный момент все указанные объекты числятся в учете раздельно, имеют разные сроки полезного использования, на некоторые из них начислена амортизация в размере 100% балансовой стоимости.
Надо ли учитывать указанные объекты в бухгалтерском учете как единый объект с единым сроком службы и общей балансовой стоимостью?
Какими документами оформляется данная хозяйственная операция?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Внесение изменений в технический паспорт здания не предполагает обязательного отражения в бухгалтерском учете данного актива в качестве только одного объекта основных средств.
В данной ситуации у бюджетного учреждения нет оснований для учета забора и системы уличного освещения в качестве единого инвентарного объекта.
Обоснование вывода:
Критерии отнесения объектов к основным средствам установлены п.п. 38, 39, 41 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), положения которых применяются во взаимосвязи с нормами п. 99 данной инструкции.
Согласно п. 41 Инструкции N 157н объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.
В соответствии с п. 45 Инструкции N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект.
Инвентарным объектом основных средств являются объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
В случае наличия у одного конструктивно сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Если по комплексу конструктивно сочлененных объектов, состоящих из нескольких предметов, установлен общий для всех объектов срок полезного использования, указанный объект учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
При этом инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), к группировке объектов основных фондов по подразделам с учетом следующих особенностей:
- если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами;
- надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и другие), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами;
- наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки (склады, гаражи и т.д.) являются самостоятельными инвентарными объектами.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации забор может быть учтен в качестве самостоятельного инвентарного объекта, т.к. отвечает следующим критериям:
- в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" имеет разный срок полезного использования с объектом "здание";
- обеспечивает функционирование всех объектов, расположенных на огражденной территории.
Кроме того, при определении возможности учета в качестве самостоятельных основных средств объектов, подлежащих монтажу в (на) объектах недвижимого имущества (в данном случае - системы (линии) наружного освещения), учреждению целесообразно проверить выполнение следующих условий:
- наличие принципиальной возможности использования вне объекта недвижимого имущества;
- возможный демонтаж объекта не должен нанести несоразмерный ущерб зданию;
- демонтаж не должен повлиять на возможности использования объекта по прямому назначению;
- функциональное предназначение объекта не должно являться неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса.
На наш взгляд, применительно к системе наружного освещения все вышеперечисленные условия выполняются, следовательно, объект обоснованно может быть учтен в качестве самостоятельного основного средства.
Дополнительно в пользу учета линии наружного освещения в качестве отдельного инвентарного объекта говорит следующее.
В соответствии с ОКОФ к основным фондам (основным средствам) относятся, в частности, здания. В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе и внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой. Сети же, находящиеся за пределами здания (наружные сети), не входят в состав основного средства "здание" (смотрите, например, решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2011 N А60-46204/2010).
И напротив, непринятие наружного освещения к учету в качестве основного средства может послужить основанием для претензий со стороны контролирующих органов.
Обращаем также внимание на то, что действующими нормативными документами по ведению бухгалтерского учета в учреждениях госсектора не предусмотрена прямая зависимость между организацией инвентарного учета объектов недвижимости и порядком документального оформления государственной регистрации данных объектов, а также внесением изменений в кадастровый учет или в технические паспорта объектов недвижимого имущества. То есть внесение изменений в технический паспорт здания не предполагает обязательного отражения в бухгалтерском учете данного актива в качестве только одного объекта основных средств.
Учитывая сказанное, мы приходим к выводу, что в рассматриваемой ситуации у учреждения нет оснований для учета забора и системы уличного освещения в качестве единого инвентарного объекта.
К сведению:
Проводку электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включают в состав зданий, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты), или проходных втулок (включая сами втулки).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок принятия решения об отнесении объекта к основным средствам госучреждения;
- Энциклопедия решений. Инвентарный объект основных средств госучреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
18 декабря 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.