Работница организации получала пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет от работодателя. После того, как счет организации был поставлен "на картотеку" (отсутствуют средства на расчетном счете), пособие стало перечислять ФСС РФ непосредственно работнице.
Должна ли организация начислять и выплачивать пособие по уходу за ребенком в данной ситуации?
По общему правилу назначение и выплата пособий по уходу за ребенком осуществляются в отношении работающих граждан их работодателями (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Однако, если у работодателя отсутствует возможность выплаты пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением предусмотренной ст. 855 ГК РФ очередности списания денежных средств со счета, назначение и выплата пособия по уходу за ребенком осуществляются территориальным органом ФСС (ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
В этом случае работник обращается за назначением и выплатой пособия непосредственно в территориальный орган ФСС России по месту регистрации работодателя в качестве страхователя (смотрите также Информационное сообщение Фонда социального страхования РФ "Памятка застрахованным лицам, не получившим пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по вине недобросовестных работодателей"; Административный регламент предоставления ФСС России государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком..., утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 21.02.2012 N 145н).
Специальных сроков обращения за пособиями в Фонд не установлено, поэтому в такой ситуации действуют общие сроки, установленные в ст. 12 Закона N 255-ФЗ. Обратиться в территориальный орган ФСС России за назначением пособия по уходу за ребенком работник должен не позднее 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста 1,5 лет (для ежемесячного пособия по уходу за ребенком). Если работник обратится за пособием позже, то оно может быть назначено только при наличии уважительных причин пропуска срока, перечисленных в Перечне, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74.
Территориальный орган ФСС России назначает и выплачивает пособие в течение 10 календарных дней со дня поступления соответствующего заявления и необходимых документов (ч. 2 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Выплата пособия Фондом в такой ситуации производится непосредственно работнику через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя (ч. 9 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Таким образом, из приведенных норм следует, что в рассматриваемом случае происходит замена лица, обязанного назначать и выплачивать пособие: вместо работодателя эту функцию выполняет территориальный орган ФСС. Соответственно, работодатель освобождается от этой обязанности. Такое понимание соответствует и логике закона: ведь пособие по уходу за ребенком, по своей сути, представляет собой вид страхового обеспечения, направленный лишь на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан в связи с необходимостью ухода за ребенком (ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования").
Поэтому после назначения территориальным органом ФСС пособия по уходу за ребенком в отношении конкретного работника организации с работодателя снимается обязанность по начислению и выплате данному работнику пособия. Назначенное ранее, но не выплаченное работодателем по причине отсутствия денежных средств пособие за прошлое время также должно быть перечислено работнику территориальным органом ФСС (ч. 1 ст. 3, ч. 3 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
20 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.