Сопутствующие аудиту услуги: практика применения стандартов
В статье, продолжающей серию публикаций на тему реформирования аудиторской деятельности в Российской Федерации*(1), автор анализирует существенно расширенный в новом Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" [1] перечень аудиторских услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. По мнению автора, данные изменения позитивно отразятся на интересах налогоплательщиков - аудируемых лиц, поскольку позволят им учитывать соответствующие расходы для целей налогообложения.
Классификация аудиторских услуг с 2009 года
Прежним Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" был предусмотрен запрет для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг [2, ст. 1]. При этом под сопутствующими аудиту услугами понимались:
постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
налоговое консультирование;
управленческое консультирование;
правовое консультирование;
автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
проведение маркетинговых исследований и др.
При таком законодательном регулировании содержания сопутствующих аудиту услуг возникало несоответствие положений, закрепленных в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, закону.
Действительно, федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 24 "Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами" с 2006 года регламентированы лишь три вида сопутствующих аудиту услуг: обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации [3]. Как видим, данный перечень существенно отличается от того, который был закреплен в старом законе. И хотя в последнем было указано, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе оказывать комплекс "других услуг, связанных с аудиторской деятельностью", тем не менее существовал пробел в отношении регламентации на уровне стандартов самого порядка оказания услуг в области бухгалтерского учета, налогового консультирования и др.
В новом Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" (вступившем в силу в большинстве положений с 01.01.2009) данное несоответствие устранено: в составе аудиторской деятельности четко обозначены три группы услуг, выполняемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, а именно (см. рисунок):
Изменения в классификации аудиторских услуг
/-------------------------------------------------\ /------------------------------------------\
| До 01.01.2009 | | После 01.01.2009 |
|-------------------------------------------------| |------------------------------------------|
| Аудит | | Аудит |
|-------------------------------------------------| |------------------------------------------|
|Cопутствующие аудиту услуги | |Сопутствующие аудиту услуги: |
|предусмотренные Федеральным законом, | |выполнение согласованных процедур в |
|от 07.08.2001 N 119-ФЗ | |отношении финансовой информации |
|"Об аудиторской деятельности": | |(стандарт N 30); |
|бухгалтерские услуги; | |компиляция финансовой информации |
|налоговое консультирование; | |(стандарт N 31); |
|управленческое консультирование; | |обзорная проверка финансовой |
|правовое консультирование; | |(бухгалтерской) отчетности (стандарт N 33)|
|автоматизация бухгалтерского учета и |--+------------------------------------------|
|внедрение информационных | |Прочие связанные с аудиторской |
|технологий; | |деятельностью услуги: |
|оценка стоимости имущества, оценка предприятий | |бухгалтерские услуги; |
|как имущественных комплексов, а также | |налоговое консультирование; |
|предпринимательских рисков; | |управленческое консультирование; |
|разработка и анализ инвестиционных проектов, | |правовое консультирование; |
|составление бизнес-планов; | |автоматизация бухгалтерского учета и |
|проведение маркетинговых исследований и др. | |внедрение информационных технологий; |
|-------------------------------------------------| |оценка стоимости имущества, оценка |
|Сопутствующие аудиту услуги, | |предприятий как имущественных |
|регламентированные федеральными правилами | |комплексов, а также предпринимательских |
|(стандартами) аудиторской деятельности: | |рисков; |
|выполнение согласованных процедур в отношении | |разработка и анализ инвестиционных |
|финансовой информации (стандарт N 30); | |проектов, составление бизнес-планов; |
|компиляция финансовой информации (стандарт N 31);| |проведение маркетинговых исследований |
|обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) | |и др. |
|отчетности (стандарт N 33) | | |
\-------------------------------------------------/ \------------------------------------------/
аудит, под которым понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности;
сопутствующие аудиту услуги. Согласно разъяснениям финансового ведомства [4], под указанными услугами следует понимать услуги, перечисленные в федеральных правилах (стандартах) [3]: N 30 "Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации"; N 31 "Компиляция финансовой информации"; N 33 "Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности";
прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. В данную группу вошли все услуги, ранее именовавшиеся сопутствующими аудиту услугами: бухгалтерские услуги, налоговое, правовое консультирование и т.д.
Сегодня вряд ли можно говорить о популярности среди пользователей аудиторских услуг таких услуг, как обзорные проверки, согласованные процедуры, компиляция финансовой информации [5]. По нашему мнению, необходимо время для осознания потребности в их осуществлении. Пока же не всем понятно даже содержание этих терминов.
Эта непростая "согласованная обзорная компиляция"...
Понятия "компиляция" (compilation), "согласованные процедуры" (agreed-upon procedures) и "обзорная проверка" (review engagement) заимствованы из международных стандартов, принятых Советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности Международной федерации бухгалтеров:
N 4400 - в отношении согласованных процедур и N 4410 - по компиляции финансовой информации (из группы Международных стандартов сопутствующих услуг (ISRSs));
N 2400 и N 2410 - в отношении обзорных проверок (из группы Международных стандартов обзорных проверок (ISREs)).
Такое деление имеет следующее обоснование: согласованные процедуры и компиляция финансовой информации не предоставляют пользователям никакого уровня уверенности (пользователи отчетов делают собственные выводы на основании представленной аудиторами информации), а результатом обзорной проверки является юридически оформленный документ - заключение, выражающее ограниченный (так называемый негативный) уровень уверенности (см. таблицу).
Осталось разобраться, что представляет собой уверенность и почему в отдельных случаях она негативная, а в других - позитивная?
Как известно, уверенность определяется следующим образом:
, или
где - уверенность (надежность) пользователя в результатах выполненной аудитором работы ( - то же в процентах); - аудиторский риск, связанный с вероятностью выражения аудитором несоответствующего (неправильного) мнения в отношении проверяемой финансовой (бухгалтерской) отчетности ( - то же в процентах).
В мировой практике приемлемая (допустимая) величина аудиторского риска не превосходит 0,05 (или 5%). Следовательно, приемлемая величина уверенности (надежности) должна превышать 0,95 (или 95%). Риск свыше5 % рассматривается с точки зрения аудитора как высокий, и в соответствии с требованиями стандартов аудитор должен принять меры по его снижению (в частности, путем проведения дополнительных аудиторских процедур). Отсюда и следует позитивная (разумная) уверенность в достоверности финансовой отчетности аудируемого лица.
Для обзорной проверки показатель уверенности ниже, чем при аудите, т.е. меньше 95%. Также следует заметить, что проведение аудита носит подтверждающий (позитивный) характер, в то время как итогом обзорной проверки является обнаружение (либо необнаружение) обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности отдельных элементов отчетности. При этом применяются формулировки типа: "Внимание не привлекли никакие факты, которые дали бы нам основание полагать, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не отражает достоверно... финансовое положение хозяйствующего субъекта... и результаты его финансово-хозяйственной деятельности...". В логике данный закон называется законом двойного отрицания (или законом отрицания отрицания), однако смысл двойного отрицания в данном случае не равнозначен обычному утверждению! Включение двойного отрицания в заключение будет означать, что пользователь имеет дело не с аудиторским заключением, а с заключением, сделанным по итогам обзорной проверки.
Сравнительный анализ аудита и сопутствующих аудиту услуг
Признак сравнения | Сопутствующие аудиту услуги* | Аудит | ||
Согласованные процедуры (N 30) | Компиляция финансовой информации (N 31) | Обзорная проверка (N 33) | ||
Цель | Проведение процедур аудиторского характера, которые были согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом (например, при проверке дебиторской задолженности могут быть согласованы: инвентаризация, формальная проверка, анализ причин ее образования) | Сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация (т. е. преобразование форм бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - БФО)). Используются экспертные знания в области учета, а не аудита. Обычно включает составление БФО | Предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предположить, что БФО не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению | Независимая проверка БФО аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности |
Объект исследования | Отдельные показатели финансовой информации; один из элементов БФО; БФО в целом | Отдельные показатели финансовой информации; БФО в целом (при ее составлении); не изучается система внутреннего контроля, отсутствуют запросы руководству и не проводится проверка разъяснений | БФО | БФО |
Уверенность в полученных результатах | Отсутствует (пользователи отчета сами дают оценку выполненным согласованным процедурам и фактам, указанным в отчете, а также делают собственные выводы) | Отсутствует (исходя из цели выполняемые процедуры не предназначены для выражения мнения) | Негативная (ограниченный уровень) | Позитивная разумная (но не абсолютная!) |
Результат оказания услуг | Отчет | Отчет (с формулировкой "без проведения аудита") | Заключение (с формулировкой "внимание не привлекли никакие факты...") | Аудиторское заключение |
Затраты (цель заказчика в заключении таких договоров) | min | min/max | min/max (в основном применяются простые процедуры: запрос, разъяснения и т.д.) | max |
* В скобках указан номер федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности [3]. |
Другие специфические черты можно выявить из названий самих услуг:
согласованные процедуры - это действия, совершаемые аудитором, которые были предварительно согласованы между аудитором, лицом, заключившим договор оказания сопутствующих аудиту услуг, и третьим лицом;
компиляция (от лат. compilatio, буквально - кража, грабеж) - в определенном смысле означает литературную работу, сочинение (научное или учебное), составленные по заимствованным у других авторов материалам, без самостоятельной их обработки и собственных исследований*(2). В данном случае аудитор использует сведения финансового характера (чаще всего данные бухгалтерского учета) для сбора, классификации и обобщения с целью составления финансовой (бухгалтерской) отчетности, при этом собственного мнения не выражает;
обзорная проверка - в общем смысле означает поверхностный анализ, исследование представленных документов, записей, разъяснений с целью формирования предварительного мнения о проверяемой отчетности. По существу, это экспресс-аудит, связанный с наименьшими трудозатратами на проведение проверки, целью которого является выявление потенциально рисковых и опасных областей, которые могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности. Применение простейших аудиторских процедур (запросы, разъяснения аудируемого лица) позволяет существенно сократить продолжительность проверки, в то же время уверенность (надежность) полученных результатов закономерно снижается.
Более подробно ознакомиться с содержанием сопутствующих аудиту услуг можно в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности [3].
Проблемы практического применения стандартов аудита
Как отмечалось, новая терминология до сих пор вызывает определенные трудности в практическом применении. В первую очередь это связано с тем, что отечественные правила (стандарты) аудита [3] разрабатывались на основе перевода международных стандартов-аналогов.
На наш взгляд, действующий в России порядок адаптации международных нормативов в форме национальных стандартов не лишен существенных недостатков.
Во-первых, первоисточник международных стандартов (на английском языке), не имеет легитимной силы на территории России.
Любой перевод, с какой бы тщательностью не был он выполнен, далек от совершенства. И дело не в профессиональных навыках переводчика или редактора, а в том, что при переводе текста неизбежно теряется смысл исходной, изначальной информации. Если бы международные стандарты имели прямую юридическую силу, у читателя всегда бы был выбор: ознакомиться с подлинником на оригинальном языке и (или) русскоязычным текстом, что могло бы способствовать решению проблемы надлежащей их интерпретации. На сегодняшний день такой альтернативы нет, и представители профессионального сообщества зачастую сталкиваются с проблемой понимания (прочтения, интерпретации) стандартов.
Более того, при неточном переводе аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на практике могут выполнить совсем иные правила, отличные от международных. По существу, теряется смысл фразы, которая сопровождает начало любого российского стандарта аудита: "Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов_", и такую ситуацию вряд ли можно назвать безопасной для развития аудита в нашей стране.
Так, например, в п. 9 прежней редакции федерального правила (стандарта) N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом"*(3) [3] было предусмотрено: "Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду".
Однако в официальном тексте пропущен фрагмент, имеющий ценность для восприятия всего остального текста. И дословный перевод международного стандарта-аналога выявил бы точный смысл вышесказанного: "Система внутреннего контроля выходит за рамки тех вопросов, которые непосредственно относятся к системе бухгалтерского учета, и включает контрольную среду и процедуры контроля".
Для специалиста в области аудита рассмотрение процедур контроля в составе системы внутреннего контроля сомнений не вызывает. И хотя далее в тексте отечественного стандарта раскрывается содержание термина "процедуры контроля", неосведомленный читатель мог быть введен в заблуждение. И данная проблема могла бы оказаться "краеугольной" при разрешении спора в суде, поскольку далеко не все представители Фемиды обладают специальными знаниями в области аудита и не всегда назначают судебную экспертизу (примеры неправильного понимания судьями аудиторских стандартов в действительности существуют).
Во-вторых, отечественная система разработки, согласования, утверждения и введения в действие федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности не совершенна, так как зачастую "отстает" от существующей в международной практике.
Так, 15 декабря 2004 г. вступил в действие международный стандарт аудита N 315 "Понимание бизнеса организации, среды ее деятельности и оценка рисков существенного искажения финансовой отчетности", одновременно утратил силу стандарт N 400 "Оценка рисков и внутренний контроль" [6]. Российское правило (стандарт) N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом", аналогичное международному стандарту N 400, просуществовало до 16 декабря 2008 г., и только после этого было приведено в соответствие новому международному стандарту [7]. Учитывая, что действующая нормативно-правовая база уже насчитывает 34 федеральных стандарта, работа по их актуализации должна проводиться на постоянной основе. Иначе теряется смысл реформы российского аудита по приведению последнего в соответствие международным стандартам, провозглашенной главным финансовым ведомством. К сожалению, действующий порядок иногда напоминает известное всем изречение (софизм) Зенона о том, что быстроходный Ахиллес никогда не догонит медленно ползущую Черепаху. При этом в роли Ахиллеса выступает российский аудит, а в роли Черепахи - международное сообщество бухгалтеров и аудиторов.
Из сложившейся ситуации предлагается следующий выход: в качестве норм права, обязательных для применения на территории Российской Федерации, необходимо установить документы, принимаемые Советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности Международной федерации бухгалтеров.
С этой целью необходимо выполнить ряд условий.
1. Применение международных стандартов должно быть предусмотрено международным договором.
Действительно, согласно ст. 15 Конституции РФ "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (курсив мой - М.Г.). А это (при условии соблюдения установленной процедуры) свидетельствовало бы уже о приоритетном характере международных стандартов аудита над национальными правовыми актами. Международный договор о применении в России указанных документов может быть заключен с Международной федерацией бухгалтеров от имени федерального органа исполнительной власти - Минфина России (такой порядок установлен для договоров так называемого межведомственного характера Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" [8, ст. 3].
2. Должно быть выражено согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора в установленной форме (ратификация, утверждение, принятие или присоединение). На наш взгляд, обязательна процедура ратификации, поскольку исполнение указанных документов потребует изменения в ряде случаев действующего Федерального закона "Об аудиторской деятельности" [8, ст. 15].
3. Ратификация международного договора должна быть осуществлена в форме федерального закона [8, ст. 14].
Законодательством предусмотрена также процедура официального перевода международного договора на русский язык [8, ст. 28]. На наш взгляд, этого недостаточно, поскольку потребуется перевести не только текст международного договора, но и самих международных стандартов.
С целью соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственном языке предлагается использовать профессиональный перевод на русский язык, который при необходимости применения в практической деятельности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов или аудируемых лиц может быть выполнен квалифицированным переводчиком и удостоверен нотариально [9, п. 40].
Предлагаемый автором подход, при котором документы, принимаемые Советом по международным стандартам аудита и гарантии достоверности Международной федерации бухгалтеров, были бы предусмотрены международным договором, принимаемым Российской Федерацией, решил бы проблему интерпретации и актуализации стандартов, поскольку при любых несоответствиях применялись бы положения международных стандартов. В этом случае международные стандарты аудита стали бы неотъемлемой частью системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в нашей стране.
Литература
1. Об аудиторской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. N 307-ФЗ // Рос. газ. 2008. 31 дек.
2. Об аудиторской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 7 авг. 2001 г. N 119-ФЗ // Рос. газ. 2001. 9 авг.
3. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ от 23 сент. 2002 г. N 696 (с изм. и доп.).
4. Информационное сообщение для аудиторских организаций и аудиторов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (дата обращения: 16.01.2009). URL: http://www1.minfin.ru; Информационное сообщение для пользователей аудиторских услуг в связи с вступлением в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (дата обращения: 21.01.2009). URL: http://www1.minfin.ru.
5. Гутцайт Е.М. Новые аудиторские стандарты и старые аудиторские проблемы // Аудитор. 2007. N 1. URL:http://www.gaap.ru.
6. Коробова А. Международный стандарт аудита 315 // Аудит и налогообложение. 2006. N 10.
7. О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696: постановление Правительства РФ от 19 нояб. 2008 г. N 863.
8. О международных договорах Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ (с изм. и доп.).
9. Методические рекомендации по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации: приказ Минюста России от 15 марта 2000 г. N 91.
М.А. Городилов,
доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа
ГОУ ВПО "Пермский государственный университет",
кандидат экономических наук
"Налоговая политика и практика", N 7, июль 2009 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Городилов М.А. Законодательное регулирование аудиторской деятельности: старое и новое // Налоговая политика и практика. 2009. N 3. С. 38-45; Участие в саморегулируемых организациях аудиторов: возможны варианты? // Налоговая политика и практика. 2009. N 5. С. 36-41.
*(2) См., к примеру, БСЭ.
*(3) Правило действовало до 16.12.2008 - Примеч. авт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru