Внесены поправки в закон о бухучете
Федеральным законом от 04.11.14 N 344-Ф3 внесены изменения в ряд законодательных актов, включая законы о бухгалтерском учёте, о консолидированной финансовой отчётности, о лизинге. Основная цель поправок - приведение положений отдельных законодательных актов РФ в соответствие с нормами закона о бухгалтерском учёте. Закон N 344-Ф3 вступил в силу 16 ноября 2014 года. Обзор изменений, внесённых новым законом в нормативно-правовые акты, приведён в информационном сообщении Минфина России от 17.11.14.
Изменения в законы о банках и банковской деятельности, о Банке России
Прежняя редакция части 2 статьи 8 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" обязывала кредитную организацию предоставлять по требованию физического или юридического лица копии лицензий на осуществление банковских операций, копии иных выданных ей разрешений (лицензий), если необходимость получения указанных документов предусмотрена федеральными законами, а также бухгалтерские балансы за текущий год.
В новой редакции этой нормы предоставление банком указанным лицам бухгалтерских балансов заменено на предоставление бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Для справки. Бухгалтерская (финансовая) отчётность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (п. 1 ст. 3 закона N 402-ФЗ).
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и приложений к ним.
Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности, за исключением некоторых случаев, устанавливается федеральными стандартами.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности ЦБ РФ устанавливается Федеральным законом от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 14 закона N 402-ФЗ).
Новой редакцией пункта 6 части 1 статьи 14 закона N 395-1 предусмотрено, что для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России представляются аудиторские заключения не о достоверности финансовой отчётности учредителей - юридических лиц, а об их бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Для справки. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.08 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторское заключение - это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица.
Внесены поправки в порядок государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и получения ею лицензии на осуществление банковских операций помимо документов (ст. 14 закона N 395-1). Иностранное юридическое лицо дополнительно представляет в том числе надлежащим образом оформленную бухгалтерскую (финансовую) отчётность вместе с аудиторским заключением по ней за три предыдущих года (п. 2 ч. 2 ст. 17 закона N 395-1 в новой редакции). Ранее в этой статье говорилось о предоставлении балансов затри предыдущих года, подтверждённых аудиторским заключением.
Статья 40 закона N 395-1 теперь называется "Требования к бухгалтерскому учёту в кредитной организации". Ранее она именовалась "Правила бухгалтерского учёта в кредитной организации".
В части 1 статьи 40 закона N 395-1 уточнены полномочия Банка России, который утверждает для кредитных организаций:
отраслевые стандарты бухгалтерского учёта;
план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения;
требования к представлению бухгалтерской (финансовой) отчётности, составлению и представлению статистической отчётности кредитными организациями в соответствии с законодательством РФ и с учётом международной банковской практики.
В соответствии с этой новой формулировкой приведены положения части 1 статьи 57 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в которых говорится о полномочиях Банка России по установлению правил, обязательных для кредитных организаций: Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, требования к бухгалтерскому учёту, представлению бухгалтерской (финансовой) отчётности, составлению и представлению статистической отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
В законе о Банке России уточнены положения о полномочиях Национального финансового совета и обязанностях Банка России в связи с проведением аудита финансовой отчётности Банка России (ст. 93, 94 закона N 86-ФЗ).
О валютном регулировании и валютном контроле
Статья 19 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит общие требования к репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ.
В части 2 этой статьи приведены случаи, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ.
Законом N 344-ФЗ данный перечень дополнен следующим случаем: проведение зачёта встречных требований по обязательствам, вытекающим из заключённых между резидентами, осуществляющими экспорт газа природного в газообразном состоянии, и нерезидентами договоров, предусматривающих куплю-продажу газа природного в газообразном состоянии, и договоров, предусматривающих обязательства нерезидентов перед указанными резидентами в связи с транзитом газа природного в газообразном состоянии через территории иностранных государств.
Для справки. Для целей закона N 173-ФЗ (ст. 1):
к резидентам относятся, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их филиалы, представительства и иные подразделения;
к нерезидентам относятся, в частности, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ, а также их филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения.
Федеральный закон от 27.07.10 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчётности" устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчётности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством РФ. Под консолидированной финансовой отчётностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, которая вместе с другими организациями и (или) иностранными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (МСФО) определяется как группа.
Согласно части 1 статьи 4 закона N 208-ФЗ годовая консолидированная финансовая отчётность представляется участникам (акционерам, учредителям) или собственникам имущества организации. Указанная отчётность, за исключением отчётности некоторых организаций, также представляется в ЦБ РФ.
Поправками в часть 6 статьи 4 закона N 208-ФЗ к требованию о представлении указанным пользователям консолидированной финансовой отчётности на русском языке добавлено требование отражать показатели указанной отчётности в валюте РФ.
Эти поправки соответствуют положениям частей 7 и 12 статьи 13 закона о бухгалтерском учёте N 402-ФЗ, согласно которым бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется в валюте РФ, а правовое регулирование консолидированной финансовой отчётности осуществляется в соответствии с законом N 402-ФЗ, если иное не установлено иными федеральными законами.
В информационном сообщении Минфина России от 17.11.14 (далее - информационное сообщение) подчёркнуто, что новая норма, уточняющая валюту представления консолидированной финансовой отчётности (российские рубли), не затрагивает порядок выбора организацией валюты составления (функциональной валюты) консолидированной финансовой отчётности.
Новшества для упрощённого бухгалтерского учёта
Статьёй 11 закона N 344-ФЗ внесены поправки в закон о бухгалтерском учёте N 402-ФЗ.
Новшества в отношении ведения компаниями и предпринимателями упрощённого бухгалтерского учёта касаются кредитных организаций только в той части, которая связана с их проверкой бухгалтерской отчётности своих клиентов.
В прежней редакции части 4 статьи 6 закона N 402-ФЗ был приведён перечень хозяйствующих субъектов, которым позволено применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность. В пункте 2 этой части содержался длинный подперечень лиц, которые в качестве исключения не подпадают под действие общего правила, допускающего ведение упрощённого бухгалтерского учёта.
Новая редакция части 4 статьи 6 закона N 402-ФЗ содержит обновлённый и более лаконичный перечень хозяйствующих субъектов, ведущих упрощённый бухгалтерский учёт. А прежние исключения из общего правила выделены и систематизированы в части 5 статьи 6 закона N 402-ФЗ, где теперь приведён перечень лиц, которым прямо запрещено применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность.
В информационном сообщении обобщено, что в обновлённый перечень экономических субъектов, которые вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, дополнительно включены некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества у которых превышают 3 млн. рублей (за исключением организаций, прямо поименованных в новой части 5 статьи 6 закона N 402-ФЗ). При этом не имеют права на упрощение бухгалтерского учёта эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, а также иные коммерческие и некоммерческие организации, бухгалтерская (финансовая) отчётность которых подлежит обязательному аудиту (независимо от характера и масштабов деятельности).
Что касается ведения бухгалтерского учёта самими банками, то в прежней редакции пункта 2 части 4 статьи 6 закона N 402-ФЗ в перечень лиц, которым разрешено применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, они не были включены.
В новой редакции этого перечня банки отсутствуют.
В специальном перечне лиц, которым новой частью 5 статьи 6 закона N 402-ФЗ прямо запрещено упрощать бухгалтерский учёт, кредитные организации непосредственно тоже не значатся. Однако в этом перечне упомянуты организации, бухгалтерская (финансовая) отчётность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ч. 5 ст. 6 закона N 402-ФЗ).
Кредитные организации под действие данного критерия подпадают. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 закона об аудиторской деятельности N 307-ФЗ, статьёй 42 закона о банках и банковской деятельности N 395-1 и статьёй 5 закона о консолидированной финансовой отчётности N 208-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) и годовая консолидированная финансовая отчётность кредитной организации подлежит обязательному аудиту.
Таким образом, поправки в статью 6 закона N 402-ФЗ на порядок ведения банками бухгалтерского учёта не повлияли.
Поправки в статью 7 закона N 402-ФЗ в части, касающейся лиц, на которых руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учёта, кредитных организаций также не коснулись. В части 1 этой статьи сохранена прежняя однозначная формулировка: руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера.
Напомним, что согласно части 7 статьи 7 закона N 402-ФЗ главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным ЦБ РФ.
О будущих отраслевых стандартах бухгалтерского учёта
Документами в области регулирования бухгалтерского учёта являются федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учёта и (собственные) стандарты экономического субъекта (ч. 1 ст. 21 закона N 402-ФЗ).
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности, они не должны противоречить федеральным стандартам (ч. 5, 15 ст. 21 закона N 402-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 21 закона N 402-ФЗ план счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативно-правовым актом Банка России, который в силу части 1 статьи 22 закона N 402-ФЗ тоже является органом государственного регулирования бухгалтерского учёта в РФ.
К функциям Банка России как регулятора в сфере бухгалтерского учёта в пределах его компетенции отнесены (ч. 2 ст. 23 закона N 402-ФЗ):
1) разработка и утверждение отраслевых стандартов и обобщение практики их применения (только для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций (п. 14 ст. 4 закона N 86-ФЗ));
2) участие в подготовке и согласование программы разработки федеральных стандартов;
3) участие в экспертизе проектов федеральных стандартов;
4) участие совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;
5) осуществление иных функций, предусмотренных законом о бухгалтерском учёте N 402-ФЗ и иными федеральными законами.
Для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов при уполномоченном федеральном органе создаётся совет по стандартам бухгалтерского учёта.
В прежней редакции закона N 402-ФЗ были указаны только цели проведения экспертизы проектов отраслевых стандартов, совпадающие с целями экспертизы проектов федеральных стандартов.
Экспертиза проектов федеральных и отраслевых стандартов проводится Советом по стандартам на предмет (ч. 2 ст. 25 закона N 402-ФЗ):
1) соответствия законодательству РФ о бухгалтерском учёте;
2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учёта;
3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учёту;
4) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов.
А вот процедура проведения указанной экспертизы в рамках процесса разработки и утверждения стандартов была прописана в статье 27 закона N 402-ФЗ только для федеральных стандартов.
С 16 ноября 2014 года в статье 27 закона N 402-ФЗ появилась новая часть 15, в которой указано, что экспертиза проекта отраслевого стандарта производится Советом по стандартам в порядке, установленном для проведения экспертизы федеральных стандартов. Для этого используются части 9-13 статьи 27 закона N 402-ФЗ.
Минфин России в информационном сообщении это новшество обобщил так:
орган, разработавший проект отраслевого стандарта (Банк России - для кредитных и некредитных финансовых организаций или Минфин России - для иных видов экономической деятельности), представляет проект отраслевого стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учёта для проведения экспертизы;
Совет по стандартам бухгалтерского учёта проводит экспертизу проекта отраслевого стандарта и по её результатам подготавливает мотивированное предложение о принятии или отклонении проекта;
на основе предложения Совета по стандартам бухгалтерского учёта орган, разработавший проект отраслевого стандарта, принимает решение об утверждении отраслевого стандарта.
Об опубликовании бухгалтерских стандартов
Наряду с федеральными стандартами отраслевые стандарты утверждаются нормативно-правовыми актами в установленном порядке с учётом положений закона N 402-ФЗ (п. 16 ст. 21 закона N 402-ФЗ).
Все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, т.е. обнародованы. Неопубликованные нормативно-правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие, в частности, отраслевые стандарты бухгалтерского учёта для Банка России, план счетов бухгалтерского учёта для Банка России и порядок его применения (ст. 7 закона о ЦБ РФ N 86-ФЗ).
Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в официальном издании ЦБ РФ - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных советом директоров.
Таким образом, отслеживать официальное опубликование нормативно-правовых актов, которыми утверждены федеральные и отраслевые бухгалтерские стандарты, нужно будет в тех изданиях, которые предусмотрены для официального опубликования остальных нормативно-правовых актов регулятора, уполномоченного утверждать соответствующие стандарты.
В ожидании новых бухгалтерских стандартов
В соответствии со статьёй 8 закона N 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учётную политику и руководствуется при этом федеральными и отраслевыми стандартами. Учётная политика должна применяться последовательно из года в год. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчётности за ряд лет изменение учётной политики производится с начала отчётного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Обновление учётной политики может производиться, в частности, при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
В настоящее время федеральные и отраслевые стандарты для банков пока ещё не утверждены.
Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта (за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора) утверждены приказом Минфина России от 11.03.13 N 26н.
Согласно пункту 4.1 правил N 26н при установлении предполагаемой даты вступления в силу федерального стандарта учитывается необходимость его размещения (публикации) на официальном сайте Минфина России в интернете не менее чем за шесть месяцев до начала отчётного года, за который применение стандарта при составлении бухгалтерской (финансовой) отчётности является обязательным.
До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учёта федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных законом о бухгалтерском учёте, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и ЦБ РФ до дня вступления в силу этого закона (ч. 1 ст. 30 закона N 402-ФЗ).
Закон о бухгалтерском учёте N 402-ФЗ вступил в силу 1 января 2013 года.
Законом N 344-ФЗ часть 1 статьи 30 закона N 402-ФЗ дополнена следующим положением. До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим законом о бухгалтерском учёте, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и ЦБ РФ вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства РФ, в правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые ими до дня вступления в силу закона N 402-ФЗ.
Таким образом, в ближайшее время кредитным организациям придётся работать (в частности, утверждать учётную политику на 2015 год) на основании старых (действующих) нормативных актов ЦБ РФ. Благодаря поправкам в закон о бухгалтерском учёте регулятор пока может оперативно править эти акты в ожидании появления новых бухгалтерских стандартов.
"Мухи - отдельно, котлеты - отдельно"
Не секрет, что до сих пор некоторые законодательные акты содержат нормы, вторгающиеся в "чужую" сферу регулирования. Законодатель последовательно работает над такими огрехами. Закон N 344-Ф3 является образцом подобной работы.
В частности, статьёй 13 закона N 344-ФЗ из Федерального закона от 29.10.98 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", регулирующего правовые и организационно-экономические особенности лизинга, исключена статья 31, которая устанавливала право сторон договора лизинга:
определить в договоре, на чьём балансе (лизингодателя или лизингополучателя) учитывается предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга;
применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга.
Кроме того, статья 31 закона о лизинге N 164-ФЗ устанавливала, что амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.
В этой статье не уточнялось, где используется ускоренная амортизация предмета лизинга по договорённости сторон договора лизинга - в бухгалтерском, налоговом учёте или в обоих видах учёта одновременно.
Между тем правила начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учёте регулируются соответственно законодательством о бухгалтерском учёте и НК РФ, причём между собой эти правила никак не связаны.
Поэтому статья 31 закона о лизинге, которая не имеет отношения ни к бухгалтерскому, ни к налоговому учёту, была упразднена.
Применение повышающего коэффициента к норме амортизации:
в бухгалтерском учёте уменьшает бухгалтерскую остаточную стоимость предмета лизинга, позволяя сэкономить на налоге на имущество, поскольку данный показатель в ряде случаев формирует налоговую базу по этому налогу (письмо Минфина России от 21.03.12 N 03-05-05-01/12);
в налоговом учёте уменьшает платежи по налогу на прибыль за счёт увеличения "разрешённых" расходов.
В информационном сообщении Минфин России разъясняет, что после вступления закона N 344-ФЗ в силу (после упразднения статьи 31 закона о лизинге):
порядок бухгалтерского учёта лизингового имущества регулируется указаниями об отражении в бухгалтерском учёте операций по договору лизинга, утверждёнными приказом Минфина России от 17.02.97 N 15 (далее - приказ N 15);
применение ускоренной амортизации для целей налогообложения регулируется статьёй 259.3 НК РФ.
Большинство бухгалтерских методологических нормативных актов для коммерческих небанковских организаций (таких, как ПБУ, методические указания и т.д.) не распространяют своё действие на кредитные организации.
В приказе N 15 подобного прямого замечания нет, однако те бухгалтерские счета, которые в нём рекомендовано использовать для оформления бухгалтерских записей, содержатся в плане счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности для коммерческих небанковских организаций.
Так, пунктом 9 приказа N 15 установлено, что начисление амортизационных отчислений на полное восстановление лизингового имущества производится исходя из его стоимости и норм, утверждённых в установленном порядке, либо указанных норм, увеличенных в связи с применением механизма ускоренной амортизации на коэффициент не выше 3, и отражается по дебету счетов учёта издержек производства (обращения) в корреспонденции со счётом 02 "Износ основных средств", субсчёт "Износ имущества, сданного в лизинг".
Порядок отражения в бухгалтерском учёте кредитных организаций лизинговых операций установлен главой 9 приложения 9 к Положению Банка России от 16.07.12 N 385-П "О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 385-П). В указанной главе порядок бухгалтерского учёта предмета лизинга и начисления (неначисления) амортизации по нему ставится в зависимость от того, у какой из сторон договора лизинга на балансе ведётся учёт предмета лизинга по условиям этого договора.
Амортизация лизингодателем по лизинговому имуществу не начисляется (п. 9.5.2 приложения 9 к Положению N 385-П). Лизингополучатель, которому по договору финансовой аренды (лизинга) имущество передаётся на баланс, при начислении амортизации осуществляет бухгалтерскую запись по дебету счёта по учёту расходов и кредиту счёта по учёту амортизации основных средств, полученных в финансовую аренду (лизинг) (п. 9.6.1 приложения 9 к Положению N 385-П).
В налоговом учёте согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 259.3 НК РФ в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), налогоплательщики, которые данные основные средства должны учитывать в соответствии с условиями такого договора, вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3. Указанный специальный коэффициент не применяется к основным средствам, относящимся к первой-третьей амортизационным группам.
Упразднение статьи 31 закона о лизинге, которая допускала устанавливать в договоре лизинга условие, у какой из сторон этого договора будет учитываться на балансе предмет лизинга, вовсе не препятствует такой договорённости. Ведь согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Заметим, что на сегодня в бухгалтерском учёте коммерческих небанковских организаций предусмотрены ограничения на применение ускоренной амортизации основных средств.
Минфин России предлагает следующие способы начисления амортизации объектов основных средств в бухгалтерском учёте (п. 18 Положения по бухгалтерскому учёту "Учёт основных средств" (ПБУ 6/01), утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н):
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объёму продукции (работ).
При этом в пункте 19 ПБУ 6/01 применение для исчисления амортизации повышающего коэффициента не выше 3, установленного организацией, допускается только при использовании способа уменьшаемого остатка.
Похожее правило о применении повышающего коэффициента к норме амортизации предмета лизинга только для способа уменьшаемого остатка продублировано в пункте 54 Методических указаний по бухгалтерскому учёту основных средств, утверждённых приказом Минфина России от 13.10.03 N 91н.
Согласно пункту 1 ПБУ 6/01 и пункту 1 методических указаний действие этих бухгалтерских нормативных актов на кредитные организации не распространяется.
Однако в соответствии с пунктом 6.9 приложения 9 к Положению N 385-П руководитель кредитной организации по группам основных средств и нематериальных активов определяет способы начисления амортизации в соответствии с законодательством РФ, а также с нормативно-правовыми актами Минфина России. Способ начисления амортизации отражается в учётной политике кредитной организации.
При формировании учётной политики на 2015 год кредитной организации следует учесть, что в недалёкой перспективе возможно уточнение положений нормативно-правовых актов, в том числе в части применения ускоренной амортизации к предметам лизинга.
Напомним, что в разделе 1.2 "Совершенствование амортизационной политики" Основных направлений налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (одобрены Правительством РФ 07.07.11) было указано, что предоставление права ускоренной амортизации в отношении любого имущества, являющегося предметом договора финансовой аренды (лизинга), нецелесообразно. Представляется обоснованным применение коэффициента ускоренной амортизации только при совершении лизинговых операций, соответствующих задачам модернизации экономики и обновления фондов производственного сектора.
И. Рябинина
"Бухгалтерия и банки", N 1, январь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
http://www.bib.bankir.ru