В ЗАО в настоящее время имеются два акционера. Планируется реорганизация ЗАО в ООО, в процессе которой акционеры хотят принять в создаваемое ООО еще двух лиц, наделив их долями в уставном капитале за счет добавочного капитала акционерного общества, с использованием которого будет формироваться уставный капитал ООО.
Какова процедура проведения реорганизации ЗАО в ООО с одновременной сменой директора, увеличением состава учредителей и уставного капитала?
Порядок реорганизации акционерного общества (далее также - общество, АО) в форме преобразования, в том числе в общество с ограниченной ответственностью (далее также - ООО), предусмотрен п.п. 1 ст. 57, п. 5 ст. 58 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО). Порядок представления документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записей, связанных с реорганизацией АО, установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Необходимо также учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), вступившим в силу с 01.09.2014, в ГК РФ был внесен ряд существенных изменений, касающихся порядка реорганизации юридического лица в форме преобразования. Причем правила, содержащиеся в иных нормативных правовых актах, с 01.09.2014 применяются лишь в части, не противоречащей ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ (п.п. 1, 4 ст. 3 этого федерального закона).
Принятие решения о реорганизации в форме преобразования
Решение о реорганизации АО в форме преобразования в ООО принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании. При этом принявшими участие в общем собрании акционеров считаются акционеры, зарегистрировавшиеся для участия в нем, и акционеры, бюллетени которых получены не позднее двух дней до даты проведения общего собрания акционеров (пп. 2 п. 1 ст. 48, п. 4 ст. 49, п. 1 ст. 58 Закона об АО).
Вопрос о реорганизации АО в форме преобразования выносится на решение общего собрания акционеров советом директоров (наблюдательным советом) реорганизуемого общества (если в обществе создан этот орган управления), который включает его в повестку дня общего собрания акционеров (п. 2 ст. 20, пп. 3 п. 1 ст. 65 Закона об АО).
Требования к содержанию решения о реорганизации АО в форме преобразования определены п. 3 ст. 20 Закона об АО. С учетом правил ГК РФ такое решение должно определять, в частности:
- наименование, сведения о месте нахождения общества с ограниченной ответственностью, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования;
- порядок и условия преобразования;
- порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО.
Принимая решение о реорганизации, общее собрание акционеров также утверждает устав ООО (п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)).
Одновременно общее собрание акционеров принимает решение об избрании лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа создаваемого ООО (директор, генеральный директор и т.п.) и о формировании других органов, если они создаются в новом юридическом лице, в частности ревизионной комиссии (либо об избрании ревизора), правления, совета директоров или наблюдательного совета. В решении о реорганизации указывается список членов этих органов (пп.пп. 4-7 п. 3 ст. 20 Закона об АО, п.п. 2, 4 ст. 32, ст. 41 Закона об ООО). Поскольку закон не устанавливает соответствующих ограничений, на должность единоличного исполнительного органа создаваемого ООО может быть избрано лицо, которое не является руководителем АО.
Решение о реорганизации в форме преобразования может содержать и иные положения, не противоречащие федеральным законам, в частности указание об аудиторе юридического лица, которое создается путем преобразования АО, иные сведения о лицах, входящих в состав органов управления создаваемого юридического лица, помимо перечня этих лиц, и т.д. (п. 3.1 ст. 20 Закона об АО).
Решение о реорганизации общества в форме преобразования оформляется протоколом общего собрания акционеров (ст. 63 Закона об АО).
Необходимость утверждения передаточного акта при реорганизации в форме преобразования
Законодательством однозначно не урегулирован вопрос о том, необходимо ли при реорганизации АО в форме преобразования составлять и утверждать передаточный акт. До вступления в силу Закона N 99-ФЗ п. 5 ст. 58 ГК РФ прямо предусматривал такую необходимость, указывая, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Из действующей редакции этой нормы упоминание о передаточном акте в связи с правопреемством при реорганизации юридического лица в форме преобразования исключено. Закон об АО по-прежнему определяет, что права и обязанности реорганизованного общества переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом, утверждаемым общим собранием акционеров (пп. 8 п. 3, п. 4 ст. 20 этого федерального закона). Кроме того, передаточный акт поименован законом в перечне документов, представление которых в регистрирующий орган необходимо для государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (пп. "д" п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ).
Безусловно, с 01.09.2014 Закон об АО и Закон N 129-ФЗ применяются только в части, не противоречащей действующей с этой даты редакции ГК РФ (п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ). Однако и ГК РФ не дает однозначного ответа на вопрос о необходимости составления передаточного акта при реорганизации в форм преобразования. В силу п. 1 ст. 59 ГК РФ при реорганизации юридического лица составляется передаточный акт, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) реорганизуемого юридического лица или органом, принявшим решение о его реорганизации, и представляется для государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации. Непредоставление передаточного акта влечет за собой отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица (п. 2 ст. 59 ГК РФ). Причем правила ст. 59 ГК РФ не связывают необходимость составления передаточного акта с определенными формами реорганизации и не исключают такой необходимости для реорганизации юридического лица в форме преобразования.
С другой стороны, по смыслу ст.ст. 58, 59 и п. 5 ст. 60 ГК РФ назначение передаточного акта состоит в том, чтобы определить состав обязательств реорганизуемого юридического лица, которые переходят к его правопреемнику, а не в том, чтобы зафиксировать перечень имущества, имеющегося у юридического лица к моменту реорганизации (для такой фиксации предназначены инвентаризационные описи или акты инвентаризации - п. 2.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49). При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Это означает, что, в отличие от реорганизации в форме выделения или разделения (п.п. 3, 4 ст. 58 ГК РФ), при реорганизации АО в форме преобразования в ООО все права и обязанности, имеющиеся у АО на момент завершения реорганизации, возникают у ООО независимо от того, были ли они отражены в каком-либо документе, который составляется в связи с реорганизацией. Последствия отсутствия в передаточном акте указаний о правопреемстве (п. 5 ст. 60 ГК РФ) при реорганизации в форме преобразования не применяются (абзац второй п. 5 ст. 58 ГК РФ). Это позволяет предположить, что, исключая из ст. 58 ГК РФ упоминание о составлении передаточного акта в связи с реорганизацией в форме преобразования, законодатель все же имел в виду, что составлять и утверждать такой документ при данной форме реорганизации не требуется, а положения ст. 59 ГК РФ применяются лишь в отношении тех форм реорганизации, с которыми кодекс прямо связывает необходимость составления передаточного акта, то есть при реорганизации в форме выделения или разделения.
Косвенное подтверждение выводу о том, что при других формах реорганизации, помимо выделения и разделения, передаточный акт составлять не обязательно, усматривается из разъяснений по вопросам применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, размещаемых на официальном сайте ФНС России. В одном из таких разъяснений специалисты этого ведомства указали, что при завершении реорганизации в форме присоединения ООО к АО представляется заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица по форме N Р16003 (утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, далее - Приказ N ММВ-7-6/25@) и договор о присоединении (смотрите материал: "Вопрос: Какие документы представляются в регистрирующий орган при завершении реорганизации в форме присоединения общества с ограниченной ответственностью к акционерному обществу? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)"). Между тем п. 3 ст. 17 Закона N 129-ФЗ по-прежнему предусматривает представление передаточного акта в связи с завершением реорганизации в форме присоединения. Поскольку ГК РФ не устанавливает различий между присоединением и преобразованием в части составления передаточного акта, из этого разъяснения усматривается правовой подход, который может быть применен и при реорганизации в форме преобразования.
Разумеется, приведенное разъяснение свидетельствует лишь об определенной правовой позиции специалистов ФНС России (к тому же напрямую она касается только реорганизации в форме присоединения) и не исключает вероятности того, что в случае непредоставления передаточного акта при государственной регистрации ООО, создаваемого в результате реорганизации АО в форме преобразования, регистрирующий орган примет решение об отказе в государственной регистрации на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Поэтому исходя из формального толкования ст. 59 ГК РФ полагаем, что при принятии решения о реорганизации АО в форме преобразования следует все же составить и утвердить передаточный акт.
Возможность увеличения состава участников при реорганизации в форме преобразования
В первую очередь отметим, что законодательство не запрещает увеличивать уставный капитал при реорганизации юридического лица, в том числе в форме преобразования. О такой возможности упоминает и п. 44 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций (утверждены приказом Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н). Вместе с тем необходимо учитывать, что уставный капитал ООО составляется из номинальной стоимости долей его участников (п. 1 ст. 14 Закона об ООО), а порядок реорганизации АО в форме преобразования предусматривает обмен акций такого общества на доли в уставном капитале создаваемого общества с ограниченной ответственностью (пп. 3 п. 3 ст. 20 Закона об АО). Закон об ООО предусматривает лишь следующие способы приобретения доли в уставном капитале, в результате чего приобретатель доли становится участником такого общества:
- при учреждении общества путем оплаты доли учредителем;
- путем внесения вклада в уставный капитал при его увеличении;
- путем приобретения доли у участника общества или у самого общества (в случаях, когда ООО приобрело долю в собственном уставном капитале по основаниям, предусмотренным Законом об ООО) (ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 19, п. 2 ст. 24 Закона об ООО).
Очевидно, что ни один из этих способов приобретения доли в уставном капитале ООО не применим к ситуации, когда лица, не являвшиеся акционерами АО, приобретают права и обязанности участников ООО в момент реорганизации такого АО в форме преобразования в ООО. Учреждение и реорганизация являются различными формами создания ООО. Внесение вклада в уставный капитал предполагает необходимость соблюдения порядка увеличения уставного капитала ООО, что невозможно в случае, когда ООО еще не создано. Равным образом отчуждение доли или части доли в уставном капитале, принадлежащей участнику общества или самому обществу, возможно только после создания ООО и приобретения участником прав на долю (п. 1 ст. 19, ст. 21, п. 2 ст. 24 Закона об ООО).
Поэтому мы полагаем, что, хотя уставный капитал ООО, создаваемого путем преобразования АО, может быть увеличен, по сравнению с размером уставного капитала этого АО, в том числе за счет добавочного капитала, приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью возможно только путем обмена на доли акций реорганизуемого АО. Иными словами, в настоящей ситуации новые лица могут стать участниками ООО только при условии, что они предварительно приобрели акции АО.
Косвенно этот вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 08.06.2000 N КАС00-220, в котором указано, что закон предусматривает возможность увеличения уставного капитала ООО и созданного на его базе в результате реорганизации акционерного общества за счет дополнительных вкладов (взносов) членов, участников этих обществ лишь в период деятельности ООО либо созданного в результате его реорганизации АО. Внесение же участниками, членами ООО вкладов, взносов в целях увеличения уставного капитала акционерного общества, возникающего в результате реорганизации в период такого преобразования, закон не предусматривает.
На наш взгляд, этот правовой подход может быть применен и в случае преобразования АО в ООО.
Обязанности общества в связи с реорганизацией в форме преобразования
Законом N 99-ФЗ в ГК РФ внесены изменения (дополнения), регламентирующие процедуру реорганизации юридических лиц (ст.ст. 57, 58, 59, 60 ГК РФ в новой редакции). Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица предусмотрены ст. 60 ГК РФ, положения которой, в частности, требуют письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган, а также дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации.
При этом п. 5 ст. 58 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются. Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять предусмотренные ст. 60 ГК РФ мероприятия реорганизуемому лицу не требуется.
Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений сохранилось в ряде федеральных законов (смотрите, в частности, ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, ст. 15 Закона об АО. На наш взгляд, учитывая положения п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, приведенные нормы в соответствующей части не подлежат применению, поскольку противоречат ГК РФ (а именно п. 5 ст. 58 этого кодекса), в связи с чем при реорганизации путем преобразования не требуется совершать упомянутые действия, равно как соблюдать порядок и сроки, предусмотренные ст. 60 ГК РФ.
Этот вывод соответствует разъяснениям, представленным на официальном сайте ФНС России (смотрите материалы: "Вопрос: Требуется ли опубликование в органе печати сообщения о реорганизации юридического лица в форме преобразования? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)", "Вопрос: Необходимо ли при реорганизации в форме преобразования представлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации по форме Р12003? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)").
Таким образом, с нашей точки зрения, при реорганизации АО в форме преобразования в ООО не требуется соблюдать порядок, предусмотренный ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Закона N 129-ФЗ, п.п. 6, 6.1, 6.2 ст. 15 Закона об АО), в частности, направлять в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003, утверждена Приказом N ММВ-7-6/25@), дважды публиковать сообщение о реорганизации в журнале "Вестник государственной регистрации" (приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@), уведомлять о реорганизации АО его кредиторов.
Отметим также, что в настоящее время юридическое лицо не обязано уведомлять о своей реорганизации налоговый орган (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, предусматривавший такую обязанность, утратил силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ). С 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о реорганизации и органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ).
Представление документов для государственной регистрации создаваемого юридического лица
В связи с созданием ООО в результате преобразования АО в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ, а именно:
- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001, утверждена Приказом N ММВ-7-6/25@);
- устав ООО (в двух экземплярах, а в случае, если устав представляется в виде электронного документа, - в одном экземпляре);
- передаточный акт;
- документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 4000 рублей - пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
- документ, подтверждающий предоставление в территориальный орган ПФР определенных законом сведений о лицах, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование, а также о застрахованных лицах и о перечисляемых в отношении них работодателем дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию (взносах работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица); заявитель вправе не представлять этот документ, в этом случае регистрирующий орган получает упомянутые сведения от территориального органа ПФР в порядке межведомственного запроса;
- если реорганизуемое общество является эмитентом облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг, представляется документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске ценных бумаг в части замены эмитента (требования к форме документа утверждены приказом ФСФР России от 09.07.2013 N 13-56/пз-н).
Сроки представления этих документов в регистрирующий орган закон не устанавливает (смотрите также материал: "Вопрос: Необходимо ли при реорганизации в форме преобразования уведомлять регистрирующий орган о принятии решения и какие сроки устанавливаются для подачи документов на государственную регистрацию юридического лица? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", ноябрь 2014 г.)"). Таким образом, общество вправе представить их непосредственно после принятия решений, связанных с реорганизацией в форме преобразования.
Заявление по форме N Р12001 подписывается заявителем, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (нотариальное свидетельствование подлинности подписи не требуется, если заявитель представляет документы лично либо в форме электронных документов) (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Перечень лиц, которые вправе выступать заявителями при государственной регистрации юридического лица, определен п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. В частности, заявителем является руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (пп. "а" этого пункта). Согласно мнению, высказываемому представителями регистрирующих органов, в качестве заявителя при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, выступает руководитель юридического лица, которое прекращает деятельность в результате реорганизации (смотрите раздел "Государственная регистрация и учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" письма УФНС России по Иркутской области от 30.11.2009 N 16-25/024030@). Такое истолкование однозначно не следует из нормы пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, и суды в некоторых случаях считают правомерным представление документов в регистрирующий орган лицом, избранным на должность единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица (постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2010 N Ф09-4731/10-С4). С учетом изложенного полагаем, что в настоящей ситуации заявителем может быть лицо, избранное на должность руководителя ООО (так как именно ООО исходя из буквального толкования пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ является регистрируемым юридическим лицом). Однако вполне вероятно, что такой правовой подход встретит возражение со стороны регистрирующего органа и может привести к отказу в государственной регистрации ООО. Поэтому, если общество желает избежать разногласий с регистрирующим органом, представляется целесообразным подписание заявления формы N Р12001 лицом, которое до завершения реорганизации обладает полномочиями единоличного исполнительного органа, то есть руководителем АО.
При заполнении заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, необходимо учитывать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, которые содержатся в приложении N 20 к Приказу N ММВ-7-6/25@.
Таким образом, общий порядок реорганизации АО в форме преобразования в ООО заключается в следующем:
- общее собрание акционеров принимает решение о реорганизации, о ее порядке и условиях, определяет порядок обмена акций АО на доли в уставном капитале создаваемого ООО (который может предполагать, в частности, превышение размера уставного капитала ООО над размером уставного капитала АО), утверждает устав ООО, передаточный акт и избирает состав органов нового общества;
- в регистрирующий орган представляются документы, необходимые для государственной регистрации ООО, перечень которых определен п. 1 ст. 14 Закона N 129-ФЗ.
Заметим, что закон не требует приведения устава АО в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ как обязательное предварительное условие реорганизации такого общества в форме преобразования в ООО. Приведение устава акционерного общества в соответствие с редакцией ГК РФ, действующей с 01.09.2014, связано с первым изменением такого устава (п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ); в рассматриваемом же случае происходит не изменение устава АО, а его преобразование в ООО. Поэтому, с нашей точки зрения, общество не обязано до момента реорганизации приводить свой устав в соответствие с действующей редакцией ГК РФ.
В заключение отметим, что в связи с непродолжительным периодом, прошедшим с момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ, практика применения новых положений ГК РФ, касающихся вопросов государственной регистрации юридических лиц, еще не сформирована. За официальными разъяснениями по вопросу порядка государственной регистрации при описанных в вопросе обстоятельствах Вы можете обратиться в ФНС России (пп.пп. 5.9.38, 5.9.39 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения "О федеральной налоговой службе", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
23 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.