Налог на имущество для крымских предприятий
Начиная с I квартала 2015 года крымские и севастопольские юридические лица начнут уплачивать новый налог. Речь идет о налоге на имущество.
Новый потому, что такого налога они не платили, являясь украинскими юридическими лицами. Новый потому, что он был одним из тех налогов, от которого крымские и севастопольские предприятия были освобождены в переходный период, который был установлен на время их адаптации к российскому налоговому законодательству.
В силу ст. 12 НК РФ налог на имущество относится к региональным налогам. Поэтому для того, чтобы он вступил в действие в регионе, субъектом РФ должен быть принят соответствующий закон, для которого есть условие: он должен вступить в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по нему.
Согласно п. 1 ст. 379 НК РФ налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год. Следовательно, указанное выше условие для его вступления в силу в 2014 году в Крыму и Севастополе не могло быть соблюдено (на это указал Минфин в письмах от 30.04.2014 N 03-05-04-04/20583 и от 13.11.2014 N 03-05-05-01/57528).
Зато в обоих субъектах федерации оно своевременно выполнено в отношении 2015 года. В Крыму принят Закон Республики Крым от 19.11.2014 N 7-ЗРК/2014*(1) (далее - Закон N 7-ЗРК/2014), а в Севастополе - Закон города Севастополя от 26.11.2014 N 80-ЗС*(2) (далее - Закон N 80-ЗС).
К полномочиям законодательных (представительных) органов субъектов РФ НК РФ отнес определение налоговой ставки в пределах, установленных названным кодексом, порядка и сроков уплаты налога. Эти органы могут также установить особенности обложения налогом для отдельных объектов недвижимости и льготы по налогу.
Какую ставку применять?
Максимальная ставка, которую можно установить по налогу на имущество, составляет 2,2%. Крым и Севастополь воспользовались своим правом установить более низкую ставку. Так, согласно п. 1 ст. 4 Закона N 7-ЗРК/2014 в Республике Крым она равна 1%. Аналогичную ставку установили севастопольцы (п. 1 ст. 2 Закона N 80-ЗС).
Правда, севастопольские законодатели тут же предусмотрели и постепенное повышение ставки год от года с целью доведения ее в 2018 году до максимальной, предусмотренной НК РФ. Однако в этой части п. 1 ст. 2 Закона N 80-ЗС не может применяться.
Дело в том, что уже после принятия данного севастопольского закона был принят Федеральный закон от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Этим законом в ст. 380 НК РФ был введен новый п. 5, согласно которому ставки по налогу на имущество, установленные законами Республики Крым и Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка. Иначе говоря, ставка в размере 1%, установленная на 2015 год в обоих субъектах федерации, должна быть неизменной в течение 2015-2019 годов. Только после этого она может быть повышена.
И в Крыму, и в Севастополе вдвое снижена ставка по налогу для организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, а также для сельскохозяйственных производственных кооперативов. В Республике Крым этой ставкой могут воспользоваться и крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ).
Напомним, что указанные кооперативы и КФХ могут заниматься не только производственной деятельностью, хотя в любом случае они работают в сфере сельского хозяйства. Так, сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива (Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации").
В свою очередь, как следует из п. 1 ст. 86.1 ГК РФ, крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, является добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства. В пункте 1 ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" уточняется, что под иной хозяйственной деятельностью понимаются производство, переработка, хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, ставка в размере 0,5% применяется к сельскохозяйственным кооперативам и КФХ, не обязательно занимающимся производственной деятельностью.
Но в любом случае для применения этой ставки законами Крыма и Севастополя установлено следующее условие: выручка от реализации произведенной налогоплательщиком продукции (работ, услуг) от основной деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Законодатели не уточнили сказанное, но очевидно, что условие относится к любому отчетному (налоговому) периоду.
Еще более низкую ставку установили в Севастополе в отношении имущества садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, а также в отношении имущества садоводческих, огороднических, дачных и гаражно-строительных кооперативов. Она равна 0,1%.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 2 Закона N 80-ЗС в Севастополе налоговая ставка в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, устанавливается в 2015 году равной 1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%.
Заметим, что в указанные годы в отношении этих объектов налогообложения могут быть установлены названные налоговые ставки, если в регионе не примут решение их снизить. Сказанное следует из п. 3 ст. 380 НК РФ. Перечень имущества, которое относится к таким объектам, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
Как видим, севастопольцы приняли решение не снижать ставки по данному имуществу по сравнению с максимальной величиной, которую предлагает федеральное законодательство. Они сочли необходимым указать это в региональном налоге. Однако аналогичные ставки в отношении поименованного имущества надо применять и в Крыму, хотя законодатели Республики Крым вообще не затронули эту тему в Законе N 7-ЗРК/2014.
Как определить налоговую базу?
Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются организации, если у них есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ в налоговом законодательстве под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество. Передача во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесение в совместную деятельность не исключает имущество из объекта налогообложения. В свою очередь, в число таких объектов включается имущество, полученное по концессионному соглашению*(3) (ст. 378.1 НК РФ).
К сведению. Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
К объектам налогообложения относится имущество, которое учитывается на балансе в качестве основных средств. То есть его учет в этих целях ведется по правилам бухгалтерского учета на основании ПБУ 6/01 "Учет основных средств"*(4).
В связи с этим хотелось бы с сожалением отметить, что нормативные документы и разъяснения по поводу того, в каком порядке в баланс перерегистрированного предприятия, составленный на дату его внесения в ЕГРЮЛ, включаются остатки по счетам бухгалтерского учета, которые образовались на ту же дату согласно нормам украинского законодательства*(5), практически отсутствуют. По нашему мнению, именно учет основных средств особенно нуждался бы в такой регламентации.
Что касается налогового учета, безусловно, можно воспользоваться порядком, предусмотренным п. 8-22 разд. II Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 года N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"*(6) (далее - Положение).
Аналогичные нормы присутствуют в п. 10-18.7 ст. 26 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" (далее - Закон N 2-ЗС).
После внесения сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ необходимо было провести инвентаризацию активов и пассивов, в частности основных средств. Данные, указанные по итогам этой инвентаризации, следует считать начальными данными об объектах налогового учета.
Из Закона N 2-ЗС не следует явно, но при анализе Положения становится очевидно, что речь идет об объектах налогового учета исключительно в целях исчисления налога на прибыль, но не налога на имущество. Причем, если акт инвентаризации в установленные сроки не представлен, стоимость объектов основных средств определяется на основании учетных данных (надо понимать, определенных ранее в соответствии с украинским законодательством), подтвержденных документально.
Помимо того, как установить первоначальную (остаточную) стоимость основных средств, в данных документах определяется:
- что является амортизируемым имуществом (идет отсылка к нормам НК РФ);
- как поступить с активами, которые до перерегистрации числились в качестве основных средств, но согласно НК РФ к амортизируемому имуществу не относятся;
- когда начислять амортизацию;
- как определить срок полезного использования с учетом предыдущей эксплуатации основного средства до перерегистрации.
Повторимся: в отношении бухгалтерского учета основных средств таких подробных указаний нормативного характера нет. Но, по нашему мнению, в обозначенной ситуации можно обратиться к ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"*(7). Пункт 7 данного документа допускает, чтобы по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не оказались установленными способы ведения бухгалтерского учета. Тут же организации предлагается в обрисованной ситуации разрабатывать свой способ ведения бухгалтерского учета исходя из названного ПБУ и иных нормативных актов по бухгалтерскому учету. Полагаем, поскольку они отсутствуют, организация может принять решение воспользоваться правилами, установленными в отношении основных средств в Положении и Законе N 2-ЗС. Во всяком случае, мы не находим такого запрета в законодательстве.
Эти правила следует отразить в учетной политике организации по бухгалтерскому учету*(8). Добавим, что данный подход позволит избежать применения ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций"*(9), поскольку между налоговым и бухгалтерским учетом указанных основных средств расхождений не будет.
Об освобождении от налога и льготах
Облагаются налогом на имущество не все активы. В пункте 4 ст. 374 НК РФ перечислены те из них, которые ни при каких условиях не признаются объектами налогообложения. В частности, это земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты*(10) и другие природные ресурсы*(11)), суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов*(12).
С 01.01.2015 не относятся к объектам налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы*(13) (то есть имущество со сроком полезного использования согласно данной классификации не более трех лет).
Льготы по налогу на имущество установлены и НК РФ, и законами субъектов РФ (ст. 6 Закона N 7-ЗРК/2014 и ст. 4 Закона N 80-ЗС). Так, согласно ст. 381 НК РФ освобождается от обложения налогом, в частности, движимое имущество, принятое с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Возникает вопрос, распространяется ли данная льгота на случай приобретения (постановки на учет) крымским или севастопольским предприятием движимого имущества в период с 01.01.2013 до момента перерегистрации. Разъяснений по данному поводу не было, а до их выхода, по нашему мнению, распространять эту льготу на обрисованную ситуацию было бы рискованно. Ведь можно считать, что в указанной норме речь идет исключительно о постановке на учет в органах российского ГИБДД и аналогичных структур.
Организация - участник свободной экономической зоны не облагает налогом имущество, созданное или приобретенное в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенное на этой территории, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (п. 26 ст. 381 НК РФ).
Как рассчитать налог
База для расчета налога на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (ст. 375 НК РФ).
К сведению. Статья 378.2 НК РФ для определенных объектов недвижимого имущества предписывает определять налоговую базу в зависимости от кадастровой стоимости. Но это возможно, если в соответствующем регионе РФ повсеместно определена кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества. В таком случае субъект РФ до начала нового налогового периода принимает специальный закон.
Поскольку в Крыму и Севастополе подобные законы пока не приняты, мы в данной статье эту тему опустим.
В расчет среднегодовой стоимости берется остаточная стоимость в целом по всей совокупности основных средств, являющихся объектом налогообложения. Она определяется на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, после чего определяется ее средняя величина за отчетный период.
Пример 1
Остаточная стоимость объектов основных средств на 01.01.2015 составила 300 000 руб., на 01.02.2015 - 290 000 руб., на 01.03.2015 - 280 000 руб., на 01.04.2015 - 270 000 руб., на 01.05.2015 - 260 000 руб., на 01.06.2015 - 250 000 руб., на 01.07.2015 - 240 000 руб. (примем, что в течение этого периода основные средства не приобретались и не реализовывались).
Облагаемая база за I квартал 2015 года (среднегодовая стоимость) равна 285 000 руб. ((300 000 + 290 000 + 280 000 + 270 000) руб. / 4 мес.).
Облагаемая база за I полугодие 2015 года равна 270 000 руб. (((300 000 + 290 000 + 280 000 + 270 000 + 260 000 + 250 000 + 240 000) руб. / 7 мес.) - 285 000 руб.).
Аналогично рассчитывается среднегодовая стоимость в целом за налоговый период.
Для отдельных объектов основных средств начисление амортизации правилами бухгалтерского учета не предусматривается. Для этих объектов стоимость для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
Уплата налога и отчетность
Сумма налога, рассчитанного за отчетный период, считается авансовым платежом. Он рассчитывается путем умножения облагаемой базы на налоговую ставку и деления полученной суммы на 4. Таким образом, в течение налогового периода будут иметь место три авансовых платежа.
Окончательная сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Уплате в бюджет по итогам налогового периода подлежит разница между этой суммой и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода (ст. 382 НК РФ).
Пример 2
Учтем для расчета облагаемую базу за I квартал и I полугодие из примера 1. Кроме того, добавим, что облагаемая база за 9 месяцев составила 255 000 руб., а за год - 240 000 руб.
Авансовые платежи за I квартал будут равны 713 руб. ((285 000 руб. х 1%) / 4), за I полугодие - 675 руб. ((270 000 руб. х 1%) / 4), за 9 месяцев - 638 руб. ((255 000 руб. х 1%) / 4). Общая сумма авансовых платежей составит 2 026 руб.
Сумма налога по итогам налогового периода - 2 400 руб. (240 000 руб. х 1%). Следовательно, окончательная сумма налога к уплате равна 374 руб. (2 400 - 2 026).
Из пункта 3 ст. 382 и ст. 385 НК РФ следует, что в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, она уплачивает налог по месту нахождения названного недвижимого имущества. Но для этого необходимо, чтобы данное имущество было поставлено на налоговый учет именно по месту его нахождения.
Однако законодатели учли, что в Крыму и Севастополе для такой постановки на учет в отношении недвижимого имущества перерегистрирующихся юридических лиц требуется время. В связи с этим, пока подобное имущество не поставлено на отдельный налоговый учет (не получено свидетельство об этом), авансовые платежи (налог) можно уплачивать по месту нахождения организации, как и отчитываться по тому же адресу (п. 7 ст. 383 и п. 5 ст. 386 НК РФ).
Надо иметь в виду, что по окончании отчетных периодов представляется налоговый расчет, а по итогам налогового периода другая форма - налоговая декларация *(14). Предельные сроки для их представления установлены следующие: налоговый расчет необходимо подать не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (например, за I квартал надо отчитаться не позднее 30 апреля), декларацию - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода (ст. 386 НК РФ). Именно такие сроки определены для налогоплательщиков Крыма и Севастополя местными законодателями (ст. 5 Закона N 7-ЗРК/2014 и ст. 3 Закона N 80-ЗС).
М.В. Подкопаев,
редактор журнала "Бухгалтер Крыма"
"Бухгалтер Крыма", N 4, апрель 2015 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Опубликован в газете "Крымские известия" 25.11.2014.
*(2) Опубликован в газете "Севастопольские известия" 29.11.2014.
*(3) См. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
*(4) Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
*(5) Подробные рекомендации на эту тему можно найти в нашем журнале, N 1, 2, 2014 (касательно именно основных средств) и N 1, 2, 2015, а также в данном номере (см. стр. 10).
*(6) Утверждено Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25.06.2014 N 2263-6/14.
*(7) Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
*(8) Согласно п. 5 ПБУ 1/2008 она должна быть утверждена не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица и считается применяемой со дня указанной регистрации.
*(9) Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
*(10) См. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ.
*(11) Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
*(12) См. пункт 7 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ.
*(13) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
*(14) Формы и порядок заполнения налогового расчета и налоговой декларации по налогу на имущество утверждены Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"