Признаки актов прокурорского реагирования
Анализируются понятия "акты прокурорского реагирования" и "акты прокурорского надзора". Раскрываются основные признаки актов прокурорского реагирования как важнейшего инструмента прокурора в деле обеспечения законности.
Деятельность прокурора направлена на обеспечение исполнения закона. Принимаемые прокурором правовые решения (действия) материализуются посредством издаваемых им правовых актов. Правовые акты прокурора представляют собой регламентированные законом и составленные в определенной форме документы юрисдикционного характера. Не все они являются актами прокурорского реагирования.
Акты прокурорского реагирования - важный инструмент прокурора в деле обеспечения законности. Понятие акта прокурорского реагирования и формы его выражения не закреплены в правовой норме. Отсюда многочисленные интерпретации данного правового явления отечественными учеными. Большинство исследователей отождествляют акты прокурорского надзора и акты прокурорского реагирования*(1). С этим вряд ли можно полностью согласиться.
Во-первых, не все действия прокурора, выраженные в "определенной форме", можно отнести к актам прокурорского реагирования, а лишь те, которые связаны с реагированием прокурора на выявленные нарушения закона.
Во-вторых, не все акты прокурорского реагирования содержат требование об устранении нарушений закона: некоторые включают требования об устранении причин, способствующих нарушениям закона, о недопущении их в будущем, о привлечении к ответственности виновных лиц и т.д.
В-третьих, акты прокурорского реагирования обусловлены полномочиями прокурора. Однако в соответствии с законодательством о прокуратуре РФ и некоторыми другими законами полномочий у прокурора много: полномочия, осуществляемые в порядке прокурорского надзора, ненадзорные полномочия (участие в рассмотрении судами дел), организационные, координационные и т.д. Поэтому важно подчеркнуть, что реагирование на выявленные нарушения закона детерминировано властными полномочиями прокурора и производно от них.
Таким образом, акты прокурорского реагирования и акты прокурорского надзора - далеко не идентичные явления: первое намного шире, чем второе, и включает его.
Чтобы отграничить акты прокурорского реагирования от иных средств обеспечения исполнения закона, необходимо определить признаки*(2) надзорных актов прокурорского реагирования через призму правовых средств прокурора, а точнее, средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Указанные средства обусловлены функциональными полномочиями прокурора. Средства прокурорского реагирования - это предусмотренные законодательством и совершаемые в установленном законом порядке действия прокурора, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, привлечение виновных лиц к ответственности.
Назовем основные признаки актов прокурорского реагирования.
Императивность. Требования, изложенные в акте прокурорского реагирования, носят обязательный характер. Иначе говоря, поднадзорный субъект, орган, должностное лицо обязаны реагировать на принесенный прокурором акт в установленном законом порядке. В случае неисполнения законных требований прокурора лицо, в адрес которого вынесен акт прокурорского реагирования, привлекается к предусмотренной законом ответственности. Прокурор - представитель государства и действует от его имени, т.е. обладает особым статусом. Отсюда государственно-властный характер указанных актов, поскольку в каждом из них выражается воля государства.
Законность. Акт прокурорского реагирования может применяться при условии его строгого соответствия закону как по форме, так и по содержанию. Требования прокурора, изложенные в резолютивной части акта прокурорского реагирования, должны быть законны.
Письменная форма. Материальное выражение акт прокурорского реагирования приобретает в ходе его составления и написания на языке, признанном государственным, т.е. на русском. Как правильно заметили Б.В. Коробейников и В.И. Басков, акты прокурорского реагирования носят процессуальный характер, в связи с чем они должны составляться в определенной форме*(3). Некоторые авторы различают устные и письменные акты прокурорского реагирования*(4). С такой классификацией вряд ли можно согласиться. Во-первых, акт прокурорского реагирования должен быть фиксируемым, т.е. содержать данные о дате и месте его составления и применения (внесения, вручения, направления и т.д.), а также о субъекте, которому он направлен, и о прокуроре, его применяющем. Во-вторых, письменная фиксация акта прокурорского реагирования существенно облегчает прокурору контроль за исполнением изложенных в нем требований. Хотя, безусловно, прокурор может устно разъяснить сущность акта прокурорского реагирования и изложенные в нем требования.
Оперативность. Под оперативностью следует понимать внесение, рассмотрение акта и уведомление прокурора о результатах его рассмотрения в предусмотренные законом сроки. Для подавляющего большинства актов прокурорского реагирования сроки прямо установлены законом. Однако из этого правила есть исключение: в ст. 25.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ", регулирующей применение предостережения о недопустимости нарушения закона, такие сроки не закреплены. Это обусловлено тем, что предостережение о недопустимости нарушения закона может применяться прокурором, когда нарушение закона еще не совершено. Именно в этом отличие данного правового средства от иных средств прокурорского реагирования.
Индивидуальность. Каждый акт - это самостоятельное, отдельное, отличимое от других средство прокурорского реагирования. С одной стороны, акты прокурорского реагирования обладают чертами, позволяющими отнести их к тому или иному виду: протест, постановление, предостережение и т.д., а с другой - каждый из них содержит уникальные данные о времени, месте, субъекте, характере нарушения закона, причинах и условиях его совершения. Индивидуальность обусловливает требование, предъявляемое к любому акту прокурорского реагирования: недопустимо, чтобы акт был составлен по шаблону.
Убедительность. Изложенные в актах прокурорского реагирования мысли и идеи должны быть неопровержимы для адресата. Убедительность есть соответствие требованиям доказательности, аргументированности выводов, решений, предложений. По отношению к актам прокурорского реагирования убедительность понимается более широко и предполагает не только аргументацию выводов, но и юридическую грамотность, знание языка и надлежащее техническое оформление акта.
Опосредованный характер реализации. Суть признака в том, что прокурор не наделен компетенцией самостоятельно устранять выявленные нарушения закона, а обязан направлять предусмотренные законом акты прокурорского реагирования, содержащие требования об устранении выявленных им нарушений закона, органам или должностным лицам, имеющим полномочия на их устранение.
Субъектность. Акты прокурорского реагирования касаются субъектов двух видов. Во-первых, это должностные лица, которые вправе применить тот либо иной акт прокурорского реагирования, т.е. должностные лица прокуратуры Российской Федерации, обладающие соответствующей компетенцией. Во-вторых, это субъекты, в отношении которых могут быть применены акты прокурорского реагирования.
Результативность, т.е. обязательное достижение тех целей, на которые был направлен соответствующий акт прокурорского реагирования.
Список литературы
Березовская С.Г. Прокурорский надзор в советском государственном управлении. М., 1954.
Настольная книга прокурора / под ред. С.И. Герасимова. М., 2003.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003.
Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. / под ред. Г.П. Химичевой. М., 2001.
Прокурорский надзор: учеб. / под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2004.
Прокурорский надзор: учеб. / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2004.
Тагунов Е.Н. Акты прокурора по общему надзору. М., 1957.
С.В. Филипенко,
соискатель УрГЮУ,
начальник управления Генеральной прокуратуры
в Уральском федеральном округе (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", N 6, ноябрь-декабрь 2014 г.
--------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее см.: Березовская С.Г. Прокурорский надзор в советском государственном управлении. М., 1954. С. 73; Тагунов Е.Н. Акты прокурора по общему надзору. М., 1957; Прокурорский надзор: учеб. / под ред. А.Я. Сухарева. М., 2004. С. 19-20; Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. / под ред. Г.П. Химичевой. М., 2001. С. 96; Прокурорский надзор: учеб. / под ред. Ю.Е. Винокурова. М., 2004. С. 160.
*(2) Признак - показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-либо (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 591).
*(3) Прокурорский надзор в Российской Федерации: учеб. М., 2001. С. 145.
*(4) Настольная книга прокурора / под ред. С.И. Герасимова. М., 2003. С. 140.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признаки актов прокурорского реагирования
Автор
С.В. Филипенко - соискатель УрГЮУ, начальник управления Генеральной прокуратуры в Уральском федеральном округе (Екатеринбург)
"Российский юридический журнал", 2014, N 6