Комментарий к Федеральному закону от 4 ноября 2014 г. N 348-Ф3 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"
Опубликованным законом в I часть Налогового кодекса РФ вводится новый раздел V.2, касающийся такого новшества в законодательстве, как налоговый мониторинг.
Нововведения начнут действовать с 2015 года, а для участников консолидированной группы налогоплательщиков - с 2016 года.
Главные аспекты налогового мониторинга
Налоговый мониторинг - это форма налогового контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.
Главные аспекты, характеризующие налоговый мониторинг
1. Под налоговый мониторинг подпадают только организации (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).
2. Налоговый мониторинг проводится по заявлению организации и на основании решения налогового органа (п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).
3. Мониторинг проводится по месту нахождения налогового органа аналогично камеральной проверке (п. 1 ст. 105.29 НК РФ).
4. Под налоговый мониторинг подпадают только организации, удовлетворяющие необходимым условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).
5. Заявление на установление мониторинга подается организацией не позднее 1 июля (п. 1 ст. 106.27 НК РФ).
6. Организация вправе отозвать свое заявление до принятия налоговым органом решения о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
7. Решение о назначении налогового мониторинга принимается не позднее 1 ноября (п. 4 ст. 105.27 НК РФ).
8. Мониторинг устанавливается на год, следующий за тем, в котором поступило заявление, и осуществляется за период с 1 января по 1 октября (п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ).
9. Налоговый мониторинг может быть прекращен досрочно (ст. 105.28 НК РФ).
10. Вопросы взаимодействия согласовываются специальным регламентом. В частности, решается вопрос о предоставлении проверяющим доступа к информационным системам организации (п. 6 ст. 105.26 НК РФ).
11. По результатам мониторинга может быть принято мотивированное мнение налогового органа (п. 1 ст. 105.30 НК РФ).
12. Организация на мониторинге вправе запросить мотивированное мнение налоговиков (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
13. Разногласия по поводу мотивированного мнения разрешаются путем взаимосогласительной процедуры на уровне ФНС РФ (ст. 105.31 НК РФ).
Условия введения налогового мониторинга
Организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга при выполнении условий, указанных в таблице 1.
Условия, дающие право устанавливать налоговый мониторинг
N п/п | Категория условия | Условие | Величина ограничения |
1 | Размер налогов | Совокупная сумма налогов: НДС, акцизы, на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) | не менее 300 миллионов рублей |
2 | Объем доходов | Суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации | не менее трех миллиардов рублей |
3 | Стоимость активов | Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря | не менее трех миллиардов рублей |
Обратите внимание: все условия должны выполняться одновременно. Размеры налогов, доходов и активов определяются за календарный год, предшествующий году, в котором организация подает заявление.
Как это будет происходить
Итак, организация решается на налоговый мониторинг. С чего ей начать? Подать заявление в свою инспекцию, собрав следующий пакет документов:
1. Регламент информационного взаимодействия по установленной форме.
2. Информация об организациях и физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации с долей участия более 25 процентов.
3. Учетная политика для целей налогообложения на текущий год.
Далее налоговый орган рассматривает заявление и принимает решение о проведении мониторинга либо об отказе в его проведении.
Обратите внимание: отказ должен быть мотивированным, ведь оснований для отказа всего три, и они прямо закреплены в Налоговом кодексе РФ (п. 5 ст. 105.27 НК РФ).
Мониторинг будет осуществляться налоговым инспектором без выхода в организацию с проверкой. Инспектор будет использовать при мониторинге не только данные, предоставленные организацией, но и иные сведения, имеющиеся в распоряжении налоговых органов (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
При обнаружении противоречий от организации потребуют пояснений или соответствующих исправлений в отчетах.
При неудовлетворительном исходе налоговый орган обязан будет составить мотивированное мнение. Согласно статье 105.30 Налогового кодекса РФ это такой документ, в котором изложено мнение налогового органа, отражающее его позицию по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.
Важно: организация, находящаяся на мониторинге, вправе самостоятельно запросить мотивированное мнение налогового органа по той или иной сомнительной ситуации. Данное право, по мнению редакции, может значительно облегчить налогообложение для организации, т.к. позволяет налогоплательщику опираться на профессиональную позицию, а также использовать данный инструмент в своих интересах в случаях судебных разбирательств.
Кроме того, новая формулировка пункта 8 статьи 75 Налогового кодекса РФ обеспечивает неначисление пени на сумму недоимки, которая образуется у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа. Данная норма будет действовать наряду с выполнением письменных разъяснений или разъяснений неопределенному кругу лиц, данных финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти, по вопросам налогового законодательства.
При несогласии с мотивированным мнением налоговиков организация вправе заявить о разногласиях. Их рассматривает уже ФНС России путем проведения так называемой взаимосогласительной процедуры (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Результатом такой процедуры будет либо изменение мотивированного мнения либо оставление его без изменения (п. 3 ст. 105.31 НК РФ).
И еще об одном важном моменте. Налоговый мониторинг отменяет для налогоплательщика проведение камеральных проверок (с учетом исключений, которые закреплены в новом пункте 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ). Отменяются также выездные проверки на период, в течение которого проводится налоговый мониторинг. Однако невыполнение организацией мотивированного мнения налогового органа даст повод налоговикам начать выездную проверку.
И.М. Акиньшина,
консультант по налогам
"Нормативные акты для бухгалтера", N 1-2, январь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.