В составе заявки участника открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг специализированной организации по выполнению отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурсов или аукционов в электронной форме представлены следующие документы, которые, по мнению организации, содержат предложение участника в отношении объекта закупки:
- форма предложения о цене контракта;
- форма предложения о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки по показателю "качество услуг" с приложением пояснительной записки (приложение к заявке на участие в конкурсе). Приложение к заявке на участие в конкурсе содержит подробные предложения участника по юридическому сопровождению деятельности заказчика по подготовке и проведению процедур, по оперативности оказания услуг в соответствии с требованиями порядка оценки, установленного в конкурсной документации;
- форма предложения о квалификации участников закупки по показателю "опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" с приложением копий контрактов сопоставимого характера и объема и соответствующих актов сдачи-приемки оказанных услуг за период 2012-2014 годов.
В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28и-1616 к информации, являющейся приложением к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, относится информация, указанная в следующих формах:
а) форма по установленным в конкурсной документации критериям оценки конкурсных заявок, в которой участник конкурса указал свое предложение об условиях исполнения контракта, в том числе предлагаемую цену контракта;
б) форма в отношении объекта закупки, в которой участник закупки описал в соответствии с требованиями конкурсной документации объект закупки, в том числе указал конкретные значения показателей.
Информация, содержащаяся в вышеназванных формах, является, по мнению Минэкономразвития, предложением участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по смыслу п. 2 части 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и подлежит размещению на официальном сайте. Вместе с тем на практике любые предложения о качестве услуг участников закупки содержат информацию творческого и служебного характера, раскрывающую технологию и методы работы коммерческой организации по предмету закупки. Размещение данной информации в полном объеме на официальном сайте может нарушить права участников на использование такой информации, так как любой другой участник сможет ей воспользоваться для подготовки своих предложений по аналогичным торгам и, используя данные предложения, выиграть торги. В связи с этим непонятно, как выполнить требования Закона N 44-ФЗ и не нарушить права участников. Одни участники могут жаловаться на то, что предложение участника в отношении объекта закупки не размещено, другие - на то, что информация, которая для них является служебной, размещена в открытом доступе. Кроме этого, действия заказчика, разместившего на официальном сайте протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе без информации, предусмотренной п. 2 части 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, то есть с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (часть 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ), содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Какие документы, включаемые участником закупки в состав заявки на участие в открытом конкурсе, заказчик обязан приложить к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе и разместить на официальном сайте в соответствии с частью 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ?
Согласно ч.ч. 10 и 11 ст. 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе фиксируются в соответствующем протоколе (далее - протокол).
Как указано в ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ, к протоколу прилагается информация, предусмотренная п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Протокол с указанными приложениями размещается заказчиком в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте) не позднее рабочего дня, следующего за датой его подписания.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара - также предлагаемую цену единицы товара, наименование страны происхождения товара.
Как верно указано в вопросе, в письме Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616 разъяснено, что информация, которая является предложением участника открытого конкурса в отношении объекта закупки по смыслу п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, содержится в следующих разработанных заказчиком формах:
а) форма по установленным в конкурсной документации критериям оценки конкурсных заявок, в которой участник конкурса указал свое предложение об условиях исполнения контракта, в том числе предлагаемую цену контракта;
б) форма в отношении объекта закупки, в которой участник закупки описал в соответствии с требованиями конкурсной документации объект закупки, в том числе указал конкретные значения показателей.
Однако в данном письме не указано, что заказчик обязан прикладывать к протоколу именно названные формы. Из письма следует, что заказчик должен приложить к протоколу лишь указанную в упомянутых формах информацию.
Какие-либо иные официальные разъяснения по заданному вопросу, в том числе представителей ФАС России, отсутствуют.
Таким образом, в настоящее время ни Минэкономразвития России, ни ФАС России не высказали позицию о том, что заказчику необходимо приложить к протоколу именно предоставленные участниками документы, а не информацию в удобной заказчику форме. Отметим, что, например, в приложении к протоколу, размещенному на официальном сайте УФАС по Московской области, информация, указанная в п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, оформлена в виде таблиц, в каждой из которых содержатся сведения об участниках открытого конкурса (смотрите протокол по ссылке: http://www.zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ok44/view/documents.html?regNu mber=0148100001614000008).
На наш взгляд, из приведенных выше положений Закона N 44-ФЗ следует, что в приложении к протоколу достаточно указать в произвольной форме информацию, относящуюся к предложению участника в отношении объекта закупки, которая повлияла на оценку заявок, однако нет необходимости прикладывать к протоколу все предоставленные заказчиком документы. В частности, такая информация для удобства может быть указана в приложении в виде таблицы.
По вопросу об объеме указываемой в приложении к протоколу информации отметим следующее.
Целями Закона N 44-ФЗ в том числе являются обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). На наш взгляд, требование о составлении приложения к протоколу содержится в Законе N 44-ФЗ именно для обеспечения указанных целей.
Соответственно, приложение к протоколу должно содержать тот объем информации, который достаточен для понимания того, почему заявка каждого из участников конкурса оценена определенным образом. Иными словами, речь идет об информации, содержащей измеряемые показатели, на основании которых осуществляется оценка конкурсной заявки. Таким образом, заказчик должен указать в приложении к протоколу ровно тот объем информации по каждому из оцениваемых показателей, который позволяет определить обоснованность полученной участником оценки по каждому показателю. Как нам представляется, то обстоятельство, что в приложение к протоколу включена не вся информация, содержащаяся в соответствующем разделе заявки участника, а лишь та ее часть, которая использована при оценке заявки, не нарушает положений Закона N 44-ФЗ.
В частности, по нашему мнению, нет необходимости в размещении предложенных участником конкурса организационно-технических решений по исполнению требований технического задания на выполнение работ, оказание услуг, достаточно лишь краткого изложения этого решения с выделением тех моментов, которые отличают конкретное предложение от других предложений и повлияли на количество полученных участником баллов.
Если одним из критериев оценки заявок на участие в конкурсе является квалификация участника закупки (п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), то в приложении к протоколу должна быть указана информация и об этом параметре, обосновывающая оценку участника по этому показателю.
Например, если оценивается количество предоставленных участником исполненных договоров по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которые аналогичны предмету конкурса, то достаточно указать количество договоров, не конкретизируя покупателей или заказчиков, а также условия договоров.
Особо отметим, что в качестве приложения к протоколу заказчик, на наш взгляд, вправе разместить и присланные участниками конкурса документы (либо всю содержащуюся в них информацию). Само по себе это не может рассматриваться как действие, безусловно нарушающее права участников конкурса. Однако, разумеется, нужно учитывать, что при определенных обстоятельствах использование заказчиком в целях исполнения обязанности, предусмотренной ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ, всей информации, содержащейся в заявке участника, может повлечь возникновение спорных ситуаций. Это возможно, например, если заявка включает в себя охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. Размещение таких объектов на официальном сайте по существу представляет доведение их до всеобщего сведения, а это возможно лишь с согласия правообладателя (п. 1 ст. 1229, подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Однако подобные ситуации требуют отдельной оценки в каждом конкретном случае и не могут быть в общем виде рассмотрены в рамках одной консультации.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Штукатурова Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
19 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.