По состоянию на отчетную дату в автономном учреждении в рамках расчетов с ФСС образовалась дебиторская задолженность (счет 4 303 02). Перед составлением бухгалтерской отчетности учредителем рекомендован перенос остатков со счета 4 303 02 на счет 4 210 05.
Соответствует ли перенос дебетового остатка в данном случае требованиям Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н, а также требованиям Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Перенос дебетовых остатков, отраженных по состоянию на отчетную дату на счете 303 02, на иные счета Единого плана счетов не соответствует методологии бухгалтерского учета, применяемой в настоящее время организациями госсектора.
Обоснование вывода:
Напомним, что ведение бухгалтерского учета в автономном учреждении осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н (далее - Инструкция N 183н).
Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат отражению в бухгалтерском учете автономного учреждения на счете 303 02 (п. 263 Инструкции N 157н, п. 158 Инструкции N 183н).
Согласно п. 19 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н), задолженность, образовавшаяся у учреждения в рамках расчетов с ФСС, учитываемая на счете 303 02 по состоянию на отчетную дату, подлежит отражению в строке 512 раздела "Обязательства" Баланса государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730).
Одновременно информация о состоянии расчетов по дебиторской задолженности подлежит раскрытию в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769) (п. 69 Инструкции N 33н).
При этом согласно абзацу 8 п. 69 Инструкции N 33н дебетовые остатки на отчетную дату по счетам бухгалтерского учета, входящим в состав раздела 3 "Обязательства" Плана счетов бухгалтерского учета, в том числе и по счету 303 02, отражаются в Приложении (форма 0503769) по кредиторской задолженности со знаком "минус".
Таким образом, отражение автономным учреждением задолженности в сумме дебетового остатка по счету 303 02 в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности по состоянию на отчетную дату в полной мере соответствует требованиям Инструкций N 157н и N 183н, а также требованиям Инструкции N 33н.
В свою очередь, в соответствии с п. 235 Инструкции N 157н на счете 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" подлежат отражению расчеты:
- с дебиторами по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
- по ожидаемым к поступлению налогам, сборам, иным платежам, обязанность по уплате которых, в соответствии с действующим законодательством РФ, считается исполненной (согласно представленным декларациям (расчетам, иным документам)) для отражения в учете администраторами доходов бюджетов;
- по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций;
- по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренных для отражения на иных счетах учета Единого плана счетов.
При этом порядок отражения расчетов по счету 210 05 автономными учреждениями Инструкцией N 183н не установлен*(1).
Учитывая, что порядок отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности, возникшей у автономного учреждения в рамках расчетов с ФСС, прямо предусмотрен положениями Инструкций N 157н и N 183н, а отражение указанной задолженности в бухгалтерской отчетности соответствует требованиям Инструкции N 33н, перенос указанной дебиторской задолженности (в сумме дебетового остатка, отраженного в бухгалтерском учете на счете 303 02 по состоянию на отчетную дату) на иные счета Единого плана счетов не соответствует применяемой в настоящее время организациями госсектора методологии бухгалтерского учета.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения с прочими дебиторами. Счет 210 05;
- Энциклопедия решений. Новая редакция Инструкции N 157н. Основные изменения;
- Энциклопедия решений. Расчеты госучреждения по платежам в бюджеты. Счет 303 00.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
16 февраля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В проекте приказа Минфина России "О внесении изменений, в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2010 N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению" (подготовлен Минфином России 21.09.2014) порядок отражения автономными учреждениями расчетов на счете 210 05 также отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.