Организация (АО) заключает договор в рамках государственного оборонного заказа с головным исполнителем (АО). Обе организации входят в одну холдинговую структуру. Руководитель головного исполнителя является членом совета директоров организации.
Подлежат ли сделки до их совершения между организациями одобрению советом директоров обществ в порядке, предусмотренном ст. 83 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу (если отсутствуют обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 81 и п. 5 ст. 83 Закона об АО) рассматриваемая сделка должна быть предварительно одобрена по правилам, установленным ст. 83 этого нормативного акта.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 83 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО) одобрения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров требуют сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, а также некоторых других лиц. Руководитель одного акционерного общества, являющийся при этом членом совета директоров другого АО, будет признаваться лицом, заинтересованным в совершении сделки между данными обществами в силу прямого указания закона (абзац 5 п. 1 ст. 81 Закона об АО).
При этом следует учитывать, что в ряде случаев, перечисленных в п. 2 ст. 81 Закона об АО, положения главы XI данного Закона не применяются. К ним относится, в частности, случай заключения сделки, в отношении которой выполняются одновременно два условия:
- совершение сделки обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами РФ;
- расчеты по сделке производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Отношения, связанные с формированием, размещением и выполнением государственного оборонного заказа, государственным регулированием цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу, регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе). Государственным оборонным заказом являются установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Закона об оборонном заказе). Государственный оборонный заказ обязателен для принятия единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), определенным законодательными актами Российской Федерации и актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и (или) иными организациями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, в случае, если претенденты на размещение государственного оборонного заказа путем использования государственным заказчиком конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) отсутствуют или по результатам такого определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не определен головной исполнитель (п. 6 ст. 6 Закона об оборонном заказе).
В то же время Законом об оборонном заказе разграничены понятия "государственный контракт по государственному оборонному заказу" и "контракт". Первым является договор, заключенный государственным заказчиком от имени Российской Федерации с головным исполнителем на поставки продукции по государственному оборонному заказу и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность, вторым - договор, заключенный головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа продукции и предусматривающий обязательства сторон, их ответственность (п. 6, п. 7 ст. 3 Закона об оборонном заказе). При этом государственным заказчиком государственного оборонного заказа являются федеральный орган исполнительной власти или Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", обеспечивающие поставки продукции по государственному оборонному заказу (п. 2 ст. 3 Закона об оборонном заказе). Иными словами, заключение контракта между исполнителем и головным исполнителем для выполнения работ по государственному оборонному заказу, на наш взгляд, не может рассматриваться как размещение государственного оборонного заказа, обязательного для исполнителя (п. 6 ст. 6 Закона об оборонном заказе).
Поэтому, несмотря на государственное регулирование цен на продукцию по государственному оборонному заказу (глава 4 Закона об оборонном заказе), первое условие - об обязательности данной сделки для АО (исполнителя) - отсутствует. Таким образом, рассматриваемая сделка должна быть предварительно одобрена по правилам, установленным ст. 83 этого нормативного акта (если отсутствуют иные обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 81 и п. 5 ст. 83 Закона об АО).
К сведению:
В холдингах нередко встречаются ситуации, когда в совершении сделки заинтересованы все акционеры, поскольку для них в принципе свойственно участие одних и тех же акционеров в уставных капиталах юридических лиц, входящих в холдинг (абз. 2 п. 2 ст. 81 Закона об АО). В этом случае одобрения сделки не требуется, поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразно рассмотреть имеющуюся ситуацию также и с этой точки зрения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
17 февраля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.