Комментарий к Федеральному закону от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Одним из важнейших экономических показателей стабильности в стране является уровень безработицы и численность экономически активного населения. На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика. Уровень безработицы постепенно снижается. Тем не менее в разных регионах РФ ситуация выглядит по-разному. Моногорода испытывают переизбыток в трудовых ресурсах, так как крупные предприятия не могут предоставить всем желающим работу. На своевременное "выравнивание" ситуации в сфере трудоустройства населения и направлен данный закон.
1. В первую очередь данный закон регламентирует создание информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - система). Система имеет распространение в Интернете и затрагивает прежде всего граждан, имеющих доступ к всемирной сети. Федеральная государственная информационная система отвечает всем современным требованиям в сфере поиска вакансий и персонала. Информационный ресурс направлен на содействие трудоустройству граждан Российской Федерации. Отметим, что подобные системы уже существуют, но не обладают государственным статусом.
Приведем ключевую информацию, содержащуюся в системе:
возможности трудоустройства;
статистическая информация;
информация о работодателях, испытывающих потребность в работниках;
наличие свободных рабочих мест.
Перед системой поставлено несколько задач. Основная задача состоит в сборе, хранении и обработке информации о возможностях трудоустройства. Кроме того, система должна отражать актуальную ситуацию с вакансиями у зарегистрированных работодателей.
2. Вторая часть представленного закона посвящена вопросам содействия со стороны государственных и муниципальных структур работодателям в привлечении трудовых ресурсов. Центральное место в этих вопросах отведено соглашению между субъектом РФ и работодателем, который принимает условия для участия в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов (далее - соглашение).
Участие в программе
В законе определены критерии надежности работодателя. У работодателя должны отсутствовать просроченная задолженность по обязательным платежам в бюджет, а также задолженности по выплате заработной платы.
Соглашение обязано содержать следующие условия:
меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем гражданину, привлеченному для трудоустройства из другого субъекта РФ;
порядок и условия предоставления субъектом РФ работодателю финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом;
порядок и условия участия работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов;
обязательство работодателя не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки;
перечень случаев и оснований, при которых работник имеет право не возмещать расходы на фактически предоставленные меры поддержки;
обязанность работодателя ознакомить работника с условиями соглашения до момента заключения трудового договора.
На основании заключенного соглашения и выполнения некоторых условий трудоустройства работодатель получает сертификат.
Сертификат является документом, который подтверждает участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов. Кроме того, сертификат дает право на получение финансовой поддержки. С каждым работником, привлеченным для трудоустройства из другого субъекта РФ в субъект РФ, включенный в перечень, работодатель обязан заключить трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее трех лет. Перечень субъектов, участвующих в программе, будет утвержден Правительством РФ дополнительно.
Работники, сменившие место жительства, будут получать компенсацию из федерального и регионального бюджетов. Из федерального бюджета будет выплачиваться 150 тысяч рублей, а из регионального - 75 тысяч рублей. Эти средства должны будут пойти на устройство на новом месте жительства и бытовые нужды. Порядок предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, предполагает определенные условия. Прежде всего требуется подтверждение сведений о поступивших не менее чем в течение трех месяцев страховых взносах в государственные внебюджетные фонды и копия трудового договора, заключенного работодателем с каждым из указанных работников.
В случае, когда работник желает расторгнуть свой трудовой договор по собственной инициативе до истечения трех лет, ему придется возместить работодателю средства в размере фактически предоставленных работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты. Порядок возврата денежных средств работником указывается в трудовом договоре. Работодатель, в свою очередь, возмещает субъекту РФ возвращенные уже работником средства, а также остаток средств финансовой поддержки.
В данном законе определены и ограничения для выдачи сертификата. Прежде всего в отношении работодателя не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве или запущенная процедура ликвидации организации. Субъект РФ самостоятельно устанавливает нормативным правовым актом порядок и критерии отбора работодателей.
В заключение стоит отметить, что данный закон позволит повысить уровень внутренней миграции населения. Каждый работодатель, участвующий в программе, сможет снизить затраты на поиск и обучение персонала. А для тех, кто не решался сменить место жительства из-за сложной ситуации на рынке труда, программа по трудоустройству в другие регионы позволит развивать профессиональные навыки и реализовать карьерные амбиции.
М.В. Акиньшин,
консультант по трудовым вопросам
"Нормативные акты для бухгалтера", N 3, февраль 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.