Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Вопрос: Возникает ли, и если возникает, то в каком порядке, у бюджетного учреждения денежное обязательство в сумме авансового платежа, оплата которого, согласно условиям договора, предусмотрена в 2014 году, а акт выполненных работ составляется в 2015 году? Как это отражается в Отчете (форма 0503738)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2015 г.)

Возникает ли, и если возникает, то в каком порядке, у бюджетного учреждения денежное обязательство в сумме авансового платежа, оплата которого, согласно условиям договора, предусмотрена в 2014 году, а акт выполненных работ составляется в 2015 году?

Как это отражается в Отчете (форма 0503738)?

 

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Принятое учреждением денежное обязательство в сумме авансового платежа, оплата которого согласно условиям договора предусмотрена в 2014 году, подлежит отражению в бухгалтерском учете учреждения в отчетном (2014) году и, соответственно, в графе 7 Отчета (форма 0503738), представляемого в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год.

В очередном (2015) году денежное обязательство, принятое в результате выполнения контрагентом обязательств в рамках указанного договора, подлежит отражению в бухгалтерском учете учреждения в сумме, подлежащей оплате в 2015 году (в сумме, подлежащей перечислению при окончательном расчете по договору).

 

Обоснование вывода:

Согласно п. 308 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), обязательство учреждения представляет собой обязанность бюджетного (автономного) учреждения предоставить в соответствующем финансовом году определенную сумму денежных средств учреждения.

Сумма принятых бюджетным (автономным) учреждением обязательств списывается в кредит счета 0 502 01 000 "Принятые обязательства" (по соответствующим кодам КОСГУ, выбытий). По дебету данного счета учреждением отражаются суммы принятых денежных обязательств. Таким образом, кредитовое сальдо по счету 0 502 01 000 равно сумме принятых бюджетным (автономным) учреждением обязательств, в пределах которой соответствующие денежные обязательства еще не принимались.

Согласно п. 308 Инструкции N 157н денежные обязательства представляют собой обязанность учреждения уплатить (в соответствующем финансовом году) бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Принципиальное значение имеет вопрос организации учета на счете 502 00 "Принятые обязательства". Для отражения информации на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства" необходимо руководствоваться исключительно определениями понятий "обязательства участника бюджетного процесса", "обязательства учреждения", приведенными в п. 308 Инструкции N 157н, - показатели данного счета напрямую не "привязаны" к информации, отражаемой на иных счетах бухгалтерского учета.

А вот показатели принятых денежных обязательств, учтенные на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства", напротив, должны соответствовать определенным показателям соответствующих счетов бухгалтерского учета (206 00 "Расчеты по выданным авансам", 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" и т.д.). Такой вывод следует из определения понятия "денежные обязательства", которое содержится в п. 308 Инструкции N 157н.

Порядок включения сумм в показатель принятых организацией госсектора денежных обязательств подробно описан в п. 141 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н. Данная инструкция применяется только участниками бюджетного процесса, однако в части формирования показателя принятых денежных обязательств она вполне обоснованно может использоваться и бюджетными учреждениями. Дело в том, что данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность учреждений должны быть сопоставимы у государственных (муниципальных) учреждений вне зависимости от их типа (п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).

Так, например, в части авансовых платежей денежные обязательства должны приниматься бюджетными (автономными) учреждениями на основании договора, предусматривающего авансирование, в сумме аванса (датой, когда необходимо уплатить аванс, не позднее даты перечисления аванса).

При формировании бухгалтерской отчетности следует учесть, что обязательства (денежные обязательства), отраженные в бухгалтерском учете текущего финансового года, но принятые на очередной финансовый год, в Отчет об обязательствах, принятых учреждением (форма 0503738) текущего финансового года (далее - Отчет (форма 0503738)), при составлении отчетности за 2014 год не включаются (смотрите, например, п. 1 письма Минфина России от 17.02.2012 N 02-06-07/552). Кроме того, остатки выданных авансовых платежей, отраженные на начало отчетного периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, и соответствующие обороты, отражающие увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым за отчетный период денежным обязательствам, в счет авансовых платежей прошлых лет, отраженные на начало отчетного периода на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", при определении объема принятых денежных обязательств за отчетный период не учитываются.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации принятое согласно условиям договора денежное обязательство в сумме авансового платежа подлежит отражению в бухгалтерском учете в отчетном (2014) году по кредиту счета 0 502 12 000 "Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год". В свою очередь, согласно абзацу 7 п. 48 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, эта сумма подлежит отражению в графе 7 Отчета (форма 0503738), представляемого в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год. В очередном (2015) году денежное обязательство, принятое в результате выполнения контрагентом обязательств в рамках указанного договора, подлежит отражению в бухгалтерском учете учреждения в сумме, подлежащей оплате в 2015 году (в сумме, подлежащей перечислению при окончательном расчете по договору).

 

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738);

- Энциклопедия решений. Отчетность госучреждений. Отчеты (ф.ф. 0503128, 0503738). Отражение принимаемых обязательств;

- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Особенности отражения показателей годового отчета в разрезе источников финансового обеспечения;

- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Порядок формирования Отчета об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

 

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор Монако Ольга

 

4 февраля 2015 г.

 

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

 

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.