В рамках ежегодной инвентаризации в адрес контрагентов направляются акты сверки расчетов для подтверждения задолженности. По задолженности покупателей, поставщиков, прочих дебиторов все ясно.
Нужно ли направлять акты сверок по задолженности физических лиц по займам, ипотечному кредиту, учитывая, что в основном это работники предприятия? Есть ли специальные требования к порядку оформления и подписания таких актов?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Обязательное составление актов сверки расчетов с дебиторами - физическими лицами не предусмотрено правовыми нормами, и соответственно, специальные требования к порядку оформления и подписания таких актов отсутствуют.
Организация вправе самостоятельно определить в учетной политике порядок оформления и документооборот указанных актов сверки.
Обоснование позиции:
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) предусмотрена обязательная инвентаризация активов и обязательств. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).
Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года (п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, далее - Методические указания, ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ).
Согласно п. 6 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств (п. 38 ПБУ 4/99).
В соответствии с п. 1.3 Методических указаний инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств.
Пунктами 3.44 и 3.48 Методических указаний определено, что инвентаризация соответствующих расчетов с покупателями, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами заключается в документальной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета.
Согласно п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.
Пункт 74 Положения N 34н, в свою очередь, обязывает согласовывать отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом с соответствующими организациями. Такие величины должны быть тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
Иными словами, законодательство о бухгалтерском учете не требует наличия документа, подтверждающего тождественность отражаемых в учете и отчетности величин расчетов, за исключением указанных в п. 74 Положения N 34н. И организация имеет право настаивать на правильности своих записей (пока их неправильность не будет доказана контрагентом) и признавать свои расчеты верными и в отсутствие актов сверки.
Для оформления инвентаризации рекомендовано применять определенные Методическими указаниями формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (п. 2.14 Методических указаний), среди которых, равно и среди форм, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, такая форма как акт сверки расчетов, порядок ее заполнения, обязательные реквизиты (или ее содержание) не упомянуты.
С учетом этого, организация вправе самостоятельно принять решение о том, использовать ли в целях проверки обоснованности данных учета акт сверки, а также определить в учетной политике порядок его оформления и необходимый документооборот (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Применяемая при оформлении результатов инвентаризации форма Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами форма N ИНВ-17 предусматривает отражение сумм дебиторской и кредиторской задолженности, как подтвержденных, так и не подтвержденных контрагентами.
Именно на это обстоятельство указывается и в официальных разъяснениях, посвященных, в частности, признанию расходов на формирование резервов по сомнительным долгам в целях налогообложения прибыли организаций. В них говорится о том, что налоговое законодательство не содержит правил, ограничивающих использование в целях расчета налоговой базы величин, не подтвержденных дебиторами. Поэтому при определении суммы сомнительной задолженности для налогообложения следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам, подтвержденными результатами инвентаризации, не ограничиваясь только суммами дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами (письма Минфина России от 26.07.2006 N 03-03-04/1/612, УФНС России по Хабаровскому краю от 18.07.2011 N 07-79/15270).
Кроме того, акт сверки, не являясь первичным документом, призван помочь в выявлении ошибок в расчетах с контрагентами, при этом его составление носит не обязательный, а, скорее, вспомогательный характер (письмо ФНС России от 06.12.2010 N ШС-37-3/16955, постановление ФАС Уральского округа от 10.11.2009 N Ф09-8688/09-С3). А непосредственно подписание акта сверки сторонами означает подтверждение наличия задолженности или исполнение сторонами своих обязательств и отсутствие каких-либо претензий друг к другу. При этом акт сверки не является гарантией или обеспечением обязательства погашения задолженности.
Это означает, что организация имеет право настаивать на правильности своих записей (пока их неправильность не будет доказана контрагентом) и признавать свои расчеты верными и в отсутствие актов сверки.
Таков общий порядок использования актов сверки. В то же время в ряде случаев нормативными актами предусмотрено составление подобных документов.
Так, п. 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124), предусмотрено, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, а также порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта. Акт сверки расчетов составляется не реже 1 раза в квартал.
В свою очередь, пп. "д" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, устанавливается обязанность исполнителя производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
То есть такая проверка не "привязана" к проводимой при составлении годовой бухгалтерской отчетности инвентаризации и не предполагает составления встречного документа потребителем.
Поэтому повторим, в целях инвентаризации расчетов бухгалтерское законодательство позволяет организовывать документооборот необходимым и удобным для организации образом - с использованием актов сверки расчетов или без них.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
5 февраля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.