В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.
Вправе ли главный распорядитель бюджетных средств передать полномочия по осуществлению финансового контроля и финансового аудита в централизованную бухгалтерию, которая осуществляет ведение бухгалтерского учета и составление отчетности главного распорядителя бюджетных средств и его подведомственных учреждений?
В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона N 7-ФЗ*(1), п. 3.23 ст. 2 Федерального закона N 174-ФЗ*(2) контроль деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений осуществляется:
- федеральными государственными органами, выполняющими функции и полномочия учредителя, в отношении федеральных учреждений;
- в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, в отношении учреждений субъекта РФ;
- в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в отношении муниципальных учреждений.
Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены ст. 160.2-1 БК РФ, согласно ч. 1 которой главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств производит внутренний финансовый контроль, направленный:
- на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
В силу ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:
- оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
- подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
Например, Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193 (далее - Правила N 193).
Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности согласно п. 2 Правил N 193.
На основании п. 10.1, п. 11 ст. 161 БК РФ казенное учреждение, органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности.
Передачу иных полномочий, в том числе по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита от органов местного самоуправления централизованной бухгалтерии, БК РФ не предусматривает.
Таким образом, с учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит подведомственных учреждений производит главный распорядитель бюджетных средств - его руководитель, заместитель или иное уполномоченное должностное лицо.
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 января 2015 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"