Активы, на которые получены документы, подтверждающие исключительное право на актив (патенты), создаются бюджетным учреждением в рамках приносящей доход деятельности. В настоящее время стоит вопрос о принятии указанных активов к балансовому учету.
Какие нужны документы, чтобы поставить на баланс патенты на научные изобретения? Как определить стоимость патента?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Принятие к учету нематериальных активов, на которые получены документы, подтверждающие исключительное право на актив (патенты), бюджетным учреждением должно соответствовать требованиям п.п. 56-57 Инструкции N 157н, в том числе и в части требований к документальному подтверждению существования актива и исключительного права на актив. При этом операции по поступлению объектов указанных нематериальных активов оформляются бухгалтерскими записями на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) или Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).
В настоящее время единой методики расчета первоначальной стоимости нематериальных активов, создаваемых бюджетными учреждениями, нет. Поэтому в каждом конкретном учреждении следует разработать собственную методику исходя из специфики деятельности учреждения. Общий перечень расходов, формирующий первоначальную стоимость нематериальных активов, перечислен в п. 62 Инструкции N 157н.
Обоснование вывода:
Согласно п. 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), к бухгалтерскому (бюджетному) учету в качестве нематериальных активов принимаются нематериальные объекты (отсутствует материально-вещественная форма), исключительные права на которые принадлежат учреждению на праве оперативного управления или приобретены по договору лизинга (сублизинга), предназначенные для неоднократного или постоянного использования в процессе деятельности учреждения:
- при производстве готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг);
- для осуществления государственных полномочий (функций);
- для управленческих нужд.
Активы, удовлетворяющие перечисленным выше условиям, учитываются в составе нематериальных активов независимо от их стоимости, если:
- существование актива подтверждено документально;
- имеется возможность идентификации (выделения, отделения) данного актива от другого имущества;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- объект способен приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
- не предполагается последующая перепродажа данного актива.
Согласно п. 57 Инструкции N 157н в составе нематериальных активов бюджетные учреждения не учитывают:
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, не давшие ожидаемых и (или) предусмотренных договором (государственным (муниципальным) контрактом) результатов;
- незаконченные и не оформленные в установленном законодательством РФ порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы;
- материальные объекты (материальные носители), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Наличие исключительных прав учреждения на нематериальный актив должно быть подтверждено документально. Иными словами, в случаях, установленных действующим законодательством, у госучреждения в наличии должны быть документы, подтверждающие исключительное право на актив или исключительное право на результаты научно-технической деятельности, охраняемые в режиме коммерческой тайны, включая потенциально патентоспособные технические решения и секреты производства (ноу-хау).
К таким документам, в частности, относятся патенты; свидетельства; иные охранные документы; договоры об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации; документы, подтверждающие переход исключительного права без договора.
Нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной (фактической) стоимости (п.п. 23, 62 Инструкции N 157н), определяемой в соответствии с требованиями п. 62 Инструкции N 157н и формируемой, при необходимости, на счете 106 02 "Вложения в нематериальные активы", которая складывается в том числе из:
- расходов по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива;
- расходов на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и имущества, амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, задействованным при создании актива;
- иных расходов, непосредственно связанных с созданием актива и обеспечением условий для его использования в запланированных целях;
- регистрационных сборов, государственных пошлин, патентных пошлин и иных подобных платежей, произведенных в связи с получением исключительных или имущественных прав на созданные объекты;
- стоимости консультационных и информационных услуг, связанных с созданием объекта.
Пункт 62 Инструкции N 157н содержит также перечень затрат учреждения, которые не подлежат включению в сумму фактических вложений, это:
- общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с созданием объекта;
- расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам предшествующих отчетных периодов, которые были признаны доходами и расходами;
- расходы, непосредственно связанные с созданием образцов новых изделий (опытных образцов). Указанные расходы по результатам научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ принимаются в состав нефинансовых активов учреждения.
В настоящее время единой методики расчета первоначальной стоимости нематериальных активов, создаваемых бюджетными учреждениями, нет. Поэтому в каждом конкретном учреждении следует разработать собственную методику исходя из специфики деятельности учреждения. Также по указанному вопросу учреждение может обратиться к учредителю, так как возможно, что подобная методика разработана на ведомственном уровне.
Операции по поступлению объектов нематериальных активов оформляются бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов (п. 63 Инструкции N 157н). Первичные документы, на основании которых бюджетным учреждением принимаются к учету нематериальные активы, перечислены в п. 15 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
В частности принятие к бухгалтерскому учету положительных результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сумме произведенных затрат, принятие к бухгалтерскому учету нематериальных активов по первоначальной стоимости, сформированной при их изготовлении хозяйственным способом, осуществляется на основании Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) или Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306031).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
12 февраля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.