По договору между государственным казенным учреждением (заказчик, Сахалинская область) и органом статистики (исполнитель) на 2014 год были оказаны услуги на протяжении 2014 года, но акт об их сдаче-приемке и счет на оплату поступили заказчику только в январе 2015 года, т.е. когда заказчик не располагает бюджетными средствами прошлого года. Следовательно, оплата может производиться только за счет средств 2015 года, но в лимитах 2015 года оплата по договору 2014 года не запланирована.
Как оплатить договор 2014 года в 2015 году? Как производить оплату по аналогичным договорам, услуги по которым оказываются ежемесячно, а оплата за декабрь выставляется только в январе следующего года (услуги телефонной связи, аренда, возмещение коммунальных затрат и т.п.)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации погашение кредиторской задолженности, возникшей при исполнении государственного контракта, заключенного в предыдущем (2014) финансовом году, за счет лимитов бюджетных обязательств, доведенных получателю бюджетных средств на 2015 год, следует осуществить по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств.
В случае, если государственным контрактом предусмотрена оплата за оказанные услуги по окончании расчетного периода, на основании представленных расчетных документов (счета, акты выполненных работ), срок предоставления которых в месяце, следующем за расчетным периодом, принятие денежных обязательств по оказанным услугам за декабрь следует отражать как обязательства, подлежащие исполнению в первом году, следующем за текущим (очередном финансовом году), за счет лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год.
Обоснование вывода:
1. Прежде всего напомним, что согласно п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п. 7 ст. 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени субъекта РФ отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Кредиторская задолженность по оплате товаров (работ, услуг), которая возникла у казенного учреждения на законных основаниях, в соответствии с гражданским законодательством в любом случае должна быть погашена самим учреждением или собственником его имущества в пределах сроков исковой давности.
Как правило, погашение кредиторской задолженности, возникшей у получателей средств бюджета публично-правового образования в прошлом финансовом году, осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом соответствующего публично-правового образования*(1).
Так, согласно абзацу 1 раздела 6 Порядка проведения мониторинга и урегулирования просроченной кредиторской задолженности учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти Сахалинской области, утвержденного постановлением Администрации Сахалинской области от 19.06.2007 N 118-па (далее - Порядок N 118-па), задолженность, возникшая в результате сокращения объема бюджетных ассигнований в результате сокращения расходов областного бюджета, недофинансирования или сокращения лимитов бюджетных обязательств в результате блокировки расходов после заключения учреждениями соответствующих государственных контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), принимается к погашению за счет ассигнований, предусмотренных учреждению на очередной финансовый год.
В случае, если кредиторская задолженность, образовавшаяся в рамках принятых в прошлом году бюджетных обязательств, не соответствует критериям "санкционированной" с учетом положений Порядка N 118-па, погашение такой задолженности за счет лимитов бюджетных обязательств требует согласования с главным распорядителем бюджетных средств.
Обращаем внимание, что погашение задолженности прошлых лет за счет лимитов текущего года без согласования с главным распорядителем бюджетных средств и иными уполномоченными органами в отдельных случаях рассматривается судами в качестве достаточного основания для квалификации данных операций как нецелевого использования бюджетных средств (смотрите, например, определение ВАС РФ от 05.03.2011 N ВАС-1858/11).
При наличии права на оплату в очередном финансовом году (2015) задолженности, возникшей при исполнении государственного контракта, заключенного в предыдущем (2014) финансовом году, погашение указанной задолженности следует осуществлять с соблюдением условия непревышения лимитов бюджетных обязательств, доведенных на очередной финансовый год.
2. В соответствии с п. 318 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, основанием для учета принятых обязательств, а также денежных обязательств, являются документы, подтверждающие их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом. При этом каких-либо особенностей учета получателем бюджетных средств принятых бюджетных обязательств Порядком исполнения казенными учреждениями и органами государственной власти Сахалинской области расходов областного бюджета Сахалинской области, утвержденным приказом Министерства финансов Сахалинской области от 06.02.2012 N 7, не предусмотрено.
Согласно абзацу 7 п. 140 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, бюджетные обязательства по государственным контрактам, принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году, включаются в показатели принятых бюджетных обязательств, которые, в свою очередь, должны быть приняты в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В случае, если условиями государственного контракта срок исполнения бюджетного обязательства был предусмотрен в предыдущем финансовом году, но по каким-либо причинам получателем бюджетных средств оплата денежных обязательств не была осуществлена, сумма неисполненных денежных обязательств, возникших на основании представленных в 2015 году контрагентами расчетных документов, оформленных в декабре 2014 года, подлежит отражению в годовой бюджетной отчетности, сформированной по состоянию на 01.01.2015 в соответствии с требованиями Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (в составе принятых бюджетных обязательств, а также принятых денежных обязательств в Отчете о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128), а также в составе кредиторской задолженности в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169)).
Вместе с тем, если государственным контрактом предусмотрена оплата за оказанные услуги по окончании расчетного периода, на основании представленных расчетных документов (счета, акты выполненных работ), срок предоставления которых в месяце, следующем за расчетным периодом, принятие денежных обязательств по оказанным услугам за декабрь следует отражать как обязательства, подлежащие исполнению в первом году, следующем за текущим (очередном финансовым годом) за счет лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год (смотрите письмо Минфина России от 26.12.2014 N 02-07-10/68478). Соответственно, у получателя бюджетных средств нет оснований для отражения указанных обязательств в составе кредиторской задолженности прошлого года.
При формировании бюджетной отчетности обязательства (денежные обязательства), отраженные в бюджетном учете текущего финансового года, принятые в соответствии с законодательством в пределах лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, в Отчет о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128) текущего финансового года не включаются (письмо Минфина России от 01.04.2011 N 02-06-10/1208).
Таким образом, в целях корректного отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности принятых денежных обязательств получателям бюджетных средств при заключении государственных контрактов целесообразно детально предусматривать порядок осуществления расчетов с контрагентами.
В частности, государственный контракт может быть заключен на период декабрь-ноябрь, а не на период январь-декабрь, что позволит осуществить расчеты в пределах одного финансового года. Также в государственном контракте может быть предусмотрен расчетный период, отличный от месяца (например с 21-го числа одного месяца по 20-е число следующего месяца), что позволит осуществить оплату счета за декабрь в текущем финансовом году.
К сведению:
Согласно нормам п. 5 ст. 217 и п. 2 статьи 219.1 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам и лимиты бюджетных обязательств доводятся до главных распорядителей и получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года. При этом, как правило, лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей бюджетных средств не только на очередной финансовый год, но и на плановый период (смотрите, в частности, ст. 15 Закона Сахалинской области от 17.10.2007 N 93-ЗО "О бюджетном процессе в Сахалинской области", раздел 2 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета Сахалинской области и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета Сахалинской области, утвержденного приказом Министерства финансов Сахалинской области от 29.07.2014 N 18).
При наличии доведенных на очередной финансовый год и плановый период лимитов бюджетных обязательств заключение в соответствии с планом-графиком получателем бюджетных средств в текущем финансовом году контрактов, срок исполнения которых приходится на очередной финансовый год, а также иной год планового периода, не противоречит бюджетному законодательству (смотрите, в частности, письма Минфина России от 30.12.2014 N 02-01-09/68562, от 24.10.2014 N 02-02-07/53958, от 23.09.2013 N 02-14-06/39343).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Погашение казенным учреждением кредиторской задолженности по обязательствам прошлых лет;
- Энциклопедия решений. Сроки контрактов (договоров) с расходными обязательствами, заключаемые госучреждениями.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
12 февраля 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- ст. 9 Закона Ульяновской области от 02.12.2014 N 190-ЗО "Об областном бюджете Ульяновской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
- ст. 12 Закона Омской области от 25.12.2014 N 1694-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов";
- п. 6.3 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи, утвержденного распоряжением Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2007 N 169-р;
- ст. 26 Закона Республики Калмыкия от 15.12.2014 N 89-V-З "О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.