Системы российских и международных стандартов финансовой отчетности, их современное соотношение и перспективы развития
Предметом исследования является современное соотношение систем российских и Международных стандартов финансовой отчетности и проблемы их дальнейшего развития. Целями исследования являются анализ сложившихся на сегодняшний день систем отечественных и Международных стандартов финансовой отчетности, определение их современного соотношения и перспектив развития. Методика исследования включает в себя сравнительный анализ системы российских нормативных документов по бухгалтерскому учету и системы Международных стандартов финансовой отчетности, а также критический анализ элементов данных систем.
В статье детально исследованы системы отечественных и Международных стандартов финансовой отчетности, определено их современное соотношение, выявлены проблемы и перспективы их дальнейшего развития. При этом учтены разработанные Минфином России проекты новых нормативных документов по бухгалтерскому учету, а также представленные Советом по МСФО проекты изменений Международных стандартов финансовой отчетности.
Сформулированные в статье предложения могут использоваться при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Сделаны выводы о сохранении на сегодняшний день существенных различий систем российских и Международных стандартов финансовой отчетности, обоснованы направления дальнейшего развития указанных систем.
Как известно, Планом Минфина России по развитию бухгалтерского учета [15] предусмотрено приведение российских учетных нормативных документов в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование современного соотношения систем отечественных и международных бухгалтерских стандартов как негосударственного, так и общественного (государственного) секторов. Проанализируем данное соотношение и определим проблемы и перспективы изменения указанного соотношения в будущем. При этом будет сделан акцент на наиболее распространенных бухгалтерских стандартах - стандартах негосударственного сектора.
Прежде всего необходимо определиться с тем, что следует понимать под системами российских и Международных стандартов финансовой отчетности. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время в научной и учебной литературе очень часто применяется термин "международные стандарты финансовой отчетности", под которыми понимаются исключительно стандарты для негосударственного сектора. Вместе с тем на сегодняшний день система Международных стандартов финансовой отчетности гораздо шире и включает в себя не только стандарты для негосударственного сектора, но и стандарты для общественного сектора, а также стандарты для малых и средних организаций. Так, в конце XX в. был создан Совет по Международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора, который начиная с 1997 г. разработал и утвердил 32 стандарта для указанного сектора. А в 2009 г. Советом по Международным стандартам финансовой отчетности был выпущен международный стандарт для малых и средних организаций. Таким образом, система Международных стандартов финансовой отчетности в настоящее время гораздо шире по сравнению с той, какой она была до конца XX в. Современная система указанных стандартов представлена на рис. 1.
Система Международных стандартов финансовой отчетности |
| | |
/---------------------\ /---------------------\ /---------------------\
|Система Международных| |Система Международных| |Система Международных|
|стандартов финансовой| |стандартов финансовой| |стандартов финансовой|
| отчетности для | | отчетности для | | отчетности для |
| негосударственного | | общественного | | малых и средних |
| сектора | | (государственного) | | организаций |
| | | сектора | | |
\---------------------/ \---------------------/ \---------------------/
Рис. 1. Современная система Международных стандартов финансовой отчетности
Поскольку, как уже отмечалось ранее, в настоящее время существуют некоторые разночтения при трактовке термина "Международные стандарты финансовой отчетности", введем следующие обозначения. Международные стандарты финансовой отчетности (в широком смысле), включающие стандарты негосударственного и общественного (государственного) секторов, а также стандарт для малых и средних организаций, будем обозначать как МСФО. Международные стандарты финансовой отчетности для негосударственного сектора будем сокращенно называть МСФО НС. Отметим, что в английском оригинале и в русском переводе данные стандарты называются просто "МСФО". Вместе с тем, на взгляд автора, такое название может приводить к возникновению разночтений на практике, поскольку, как отмечалось ранее, в настоящее время система международных стандартов включает не только стандарты для негосударственного сектора, но и стандарты для общественного сектора, а также стандарты для малых и средних организаций. Таким образом, представляется целесообразным указание в сокращенном названии международных стандартов для негосударственного сектора того факта, что данные стандарты предназначены для указанного сектора.
Для Международных стандартов финансовой отчетности общественного (государственного) сектора будем использовать в представленной статье уже известное сокращение МСФО ОС. А международный стандарт для малых и средних организаций обозначим как МСФО для МСО.
Более подробная характеристика систем стандартов, входящих в систему МСФО, представлена в табл. 1
Таблица 1
Сравнительная характеристика систем Международных стандартов финансовой отчетности
Признаки сравнения | Система МСФО | ||
Система МСФО НС | Система МСФО ОС | Система МСФО для МСО | |
Английское полное название системы стандартов и его общепринятое сокращение | В настоящее время: International Financial Reporting Standards (IFRS). Ранее: International Accounting Standards (IAS) | International Public Sector Accounting Standards (IPSASs) | International Financial Reporting Standards for Small and Medium Enterprises (IFRS for SMEs) |
Организация, которая разрабатывает стандарты | Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (англ. The International Accounting Standards Board (IASB)) | Совет по Международным стандартам финансовой отчетности общественного сектора (англ. The International Public Sector Accounting Standards Board (IPSASB)) | Совет по Международным стандартам финансовой отчетности (англ. The International Accounting Standards Board (IASB) |
Количество стандартов, входящих в систему | 28 стандартов с аббревиатурой "IAS" (с 1 по 41 с пропусками отмененных стандартов) и 15 стандартов с аббревиатурой "IFRS" (с 1 по 15) | 31 стандарт (с 1 по 32 стандарт за исключением 15-го стандарта, утратившего силу, начиная с финансовой отчетности за 2013 г.) | Один стандарт, включающий 35 разделов |
Год утверждения первого стандарта, входящего в систему | 1974 г. | 2000 г. | 2009 г. |
Обратимся к системе российских нормативных документов по бухгалтерскому учету. Прежде всего необходимо определиться с используемой терминологией. В настоящее время многими учеными для обозначения указанной системы применяется термин "российские стандарты бухгалтерского учета". Вместе с тем на сегодняшний день отечественная система учетных нормативных документов пока еще не содержит документов, имеющих статус стандартов. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон "О бухгалтерском учете") [13] лишь указывает на то, что такие документы должны быть включены в российскую нормативную систему регулирования бухгалтерского учета. Исходя из сказанного, в представленной статье для обозначения действующих российских нормативных документов по бухгалтерскому учету будем применять термин "РНБУ".
Проведенные исследования позволяют утверждать, что в настоящее время в системе РНБУ, в отличие от системы МСФО, отсутствуют полные комплекты нормативных документов бухгалтерского учета общественного (государственного) сектора и малых и средних организаций. Так, на сегодняшний день для государственного сектора [10] представлены лишь следующие документы:
- Инструкция по применению Единого плана счетов, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н;
- Инструкции по применению планов счетов различных типов государственных (муниципальных) учреждений, утвержденные приказами Минфина России от 06.12.2010 N 162н, от 16.12.2010 N 174н и от 23.12.2010 N 183н;
- Инструкции о порядке составления и представления отчетности, утвержденные приказами Минфина России от 28.12.2010 N 191н и от 25.03.2011 N 33н.
Система же нормативных документов для государственного сектора, содержащих правила бухгалтерского учета различных активов, обязательств, доходов, расходов, финансовых результатов, специфических хозяйственных операций, в настоящее время отсутствует. Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день Минфином России разработаны проекты Концептуальной основы разработки и утверждения национальных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора, Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности в указанном секторе, проект приказа Минфина России "Об утверждении правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора", а также проекты некоторых федеральных стандартов бухгалтерского учета ранее указанного сектора ("Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", "Основные средства", "Аренда", "Обесценение активов"). Обратим внимание на то, что в соответствии с планами Минфина России федеральные стандарты "Основные средства", "Аренда" и "Обесценение активов" должны применяться при составлении бухгалтерской отчетности за периоды, начинающиеся с 01.01.2015 или после этой даты.
В отличие от системы МСФО, в системе РНБУ отсутствуют какие-либо нормативные документы, упрощающие ведение бухгалтерского учета средними организациями. Для малых же организаций в РНБУ [12] не содержится полного комплекта стандартов, регламентирующих упрощенное ведение учета различных активов, обязательств, капитала, доходов, расходов, финансовых результатов и хозяйственных операций. Так, персонально для указанных организаций в настоящее время существуют только Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, Письмо Минфина России от 27.12.2013 N 07-01-06/57795б об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, Рекомендации по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и Обобщение практики применения законодательства ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства". При этом следует отметить, что регламентации указанных Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, не приведены в соответствие с последними изменениями РНБУ (например, содержат счета бухгалтерского учета, применяющиеся в старом плане счетов). Вместе с тем необходимо обратить внимание на то, что начиная с момента утверждения МСФО для МСО российскими учеными [1 и др.] активно обсуждаются вопросы создания отдельных отечественных стандартов бухгалтерского учета для малых организаций. Кроме того, Планом Минфина России на 2012-2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ [15] предусмотрена разработка предложений по осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами. Таким образом, можно ожидать, что в будущем правилам ведения бухгалтерского учета в малых и средних организациях будет уделено еще большее внимание.
Современная система российских нормативных документов по бухгалтерскому учету представлена на рис. 2.
Система отечественных нормативных документов по бухгалтерскому учету |
| | |
/--------------------\ /-----------------------------\ /--------------\
|Система нормативных | | Инструкции по применению | |Рекомендации |
| документов по | |Плана счетов бухгалтерского | | по ведению |
|бухгалтерскому учету| |учета финансово-хозяйственной| |бухгалтерского|
|негосударственного | | деятельности организаций | | учета малыми |
| сектора | | и составлению отчетности | |организациями |
| | |учреждений государственного | | |
| | | сектора | | |
\--------------------/ \-----------------------------/ \--------------/
Рис. 2. Современная система российских нормативных документов по бухгалтерскому учету
Обратимся к соотношению систем отечественных и международных стандартов на современном этапе развития бухгалтерского учета. Прежде всего акцентируем внимание на терминологии, применяемой для обозначения указанных систем. Отметим, что, в отличие от российской системы, в названии международной системы в настоящее время используется термин "финансовая отчетность". Для обозначения же отечественной системы традиционно применяется термин "бухгалтерский учет". Данное несоответствие является следствием значительного отличия в сущности российских и международных стандартов. Отечественные стандарты содержат относительно подробные правила бухгалтерского учета активов, обязательств, капитала, доходов, расходов, финансовых результатов и хозяйственных операций. Международные же стандарты нацелены прежде всего на формирование достоверной информации в финансовой отчетности и содержат лишь основные регламентации, выполнение которых должно обеспечить достижение указанной цели. При этом разработка конкретных правил ведения учета отдается на откуп профессиональному суждению бухгалтера. Так, например, в международных стандартах говорится о том, что амортизация основных средств может рассчитываться методом уменьшаемого остатка, при котором происходят начисление больших сумм амортизации в начале срока полезного использования объекта и постепенное уменьшение таких сумм к концу указанного срока. Как именно должна определяться сумма начисленной амортизации при ранее указанном методе, в МСФО не уточняется. Вместе с тем расчет амортизации при указанном методе может осуществляться несколькими способами, например:
1) исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и ускорения коэффициента (что и предусмотрено Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01);
2) исходя из первоначальной (или переоцененной) стоимости объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта;
3) каким-либо другим способом.
Необходимо отметить, что в отличие от международных стандартов в ПБУ 6/01 четко указывается, что при способе уменьшаемого остатка амортизация основных средств начисляется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, установленного организацией.
Представленный пример не является исключением. Так, в отличие от системы РНБУ в системе МСФО отсутствуют план счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов, регистров учета и финансовой отчетности. Таким образом, для реализации на практике организациям необходимо существенно дорабатывать регламентации МСФО. Правила же РНБУ для их применения на практике такой значительной доработки не требуют. Необходимо отметить, что ранее сказанное справедливо как для российских и международных стандартов негосударственного сектора, так и для стандартов общественного сектора и малых и средних организаций. Обратим внимание на то, что необходимость значительной доработки международных стандартов для применения на практике является одной из серьезнейших проблем внедрения МСФО как в отечественный, так и зарубежный учет.
Далее подробно рассмотрим современное соотношение отдельных систем РНБУ и МСФО (рис. 3).
Составные части МСФО НС | Составные части РНБУ негосударственного сектора |
- | Закон "О бухгалтерском учете" |
Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности | - |
Сами стандарты (43 стандарта) | 24 ПБУ |
- | План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций |
- | Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, материально-производственных запасов, инвентаризации имущества и финансовых обязательств и др. |
Разъяснения (или толкования, интерпретации) | - |
Рис. 3. Современное соотношение составных частей РНБУ и МСФО негосударственного сектора
На основании данных, представленных на рис. 3, можно сделать вывод о том, что в настоящее время состав элементов систем РНБУ и МСФО для негосударственного сектора значительно отличается. Необходимо отметить, что методические указания, традиционно относящиеся в системе РНБУ к третьему уровню, на взгляд автора, нельзя считать полным аналогом международных разъяснений. Действительно, последние, в отличие от отечественных методических указаний, обычно посвящаются решению очень узких вопросов (в то время как российские методические указания содержат более подробные рекомендации по сравнению с нормативными документами, положения которых они развивают). Например, отечественные Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств посвящены достаточно широкому кругу вопросов и содержат более детальные по сравнению с ПБУ 6/01 правила учета указанных активов. А вот, например, Разъяснение ПКР (SIC) 32 "Нематериальные активы - затраты на веб-сайт" предназначено для толкования лишь одного узкого вопроса и не является развитием всех регламентаций по учету нематериальных активов, содержащихся в МСФО (IAS) 38.
Существенно отличаются в настоящее время не только элементы ранее названных систем, но и состав этих элементов, а именно состав международных стандартов [14] и российских положений [11, 16]. Современное соотношение отечественных нормативных документов и Международных стандартов финансовой отчетности негосударственного сектора представлено в табл. 2.
Таблица 2
Современное соотношение нормативных документов и стандартов, входящих в системы РНБУ и МСФО негосударственного сектора
Стандарт | Система МСФО НС | Система РНБУ негосударственного сектора | |||
Российское название стандарта | Английское название стандарта | Действующие РНБУ | Проекты РНБУ | ||
Представление финансовой отчетности | Presentation of Financial Statements | ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" | - | ||
Запасы | Inventories | ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" | Проект ПБУ "Учет запасов" | ||
Отчет о движении денежных средств | Statement of Cash Flows | ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств", ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" | - | ||
Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки | Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors | ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений", ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" | - | ||
События после отчетной даты | Events After the Reporting Period | ПБУ 7/98 "События после отчетной даты" | - | ||
МСФО (IAS) 11 | Договоры подряда | Construction Contracts | ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" | - | |
Налоги на прибыль | Income Taxes | ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" | - | ||
Основные средства | Property, Plant and Equipment | ПБУ 6/01 "Учет основных средств" | Проект ПБУ "Учет основных средств" | ||
Аренда | Leases | Приказ Минфина России от 17.02.1997 N 15 "Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга" | Проект ПБУ "Учет аренды" | ||
Выручка | Revenue | ПБУ 9/99 "Доходы организации" | Проект ПБУ "Доходы организации" | ||
Вознаграждения работникам | Employee Benefits | - | Проект ПБУ "Учет вознаграждений работникам" | ||
Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи | Accounting for Government Grants and Disclosure of Government Assistance | ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" | - | ||
Влияние изменений валютных курсов | The Effects of Changes in Foreign Exchange Rates | ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" | - | ||
Затраты по займам | Borrowing Costs | ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" | - | ||
Раскрытие информации о связанных сторонах | Related Party Disclosures | ПБУ 11/2008 "Информация о связанных сторонах" | - | ||
Учет и отчетность по пенсионным планам | Accounting and Reporting by Retirement Benefit Plans | - | - | ||
Индивидуальная финансовая отчетность | Separate Financial Statements | - | - | ||
Учет инвестиций в ассоциированные и совместные компании | Investments in Associates and Joint Ventures | - | - | ||
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции | Financial Reporting in Hyperinflationary Economies | - | - | ||
Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации | Financial Instruments: Presentation | ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" | - | ||
Прибыль на акцию | Earnings Per Share | Приказ Минфина России от 21.03.2000 N 29н "Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию" | - | ||
Промежуточная финансовая отчетность | Interim Financial Reporting | ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" | - | ||
Обесценение активов | Impairment of Assets | - | - | ||
Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы | Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets | ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" | - | ||
Нематериальные активы | Intangible Assets | ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", ПБУ 17/02 "Учет расходов на НИОКТР" | - | ||
Финансовые инструменты: признание и оценка | Financial Instruments: Recognition and Measurement | ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" | - | ||
Инвестиционная недвижимость | Investment Property | - | - | ||
Сельское хозяйство | Agriculture | - | - | ||
Первое применение МСФО | First-time Adoption of International Financial Reporting Standards | - | - | ||
МСФО (IFRS) 2 | Выплаты на основе долевых инструментов | Share-based Payment | - | - | |
Объединения бизнеса | Business Combinations | - | - | ||
Договоры страхования | Insurance Contracts | - | - | ||
Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность | Non-current Assets Held for Sale and Discontinued Operations | ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" | - | ||
Геологоразведка и оценка минерально-сырьевых запасов | Exploration for and Evaluation of Mineral Resources | ПБУ 24/2011 "Учет затрат на освоение природных ресурсов" | - | ||
Финансовые инструменты: раскрытие информации | Financial Instruments: Disclosures | ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" | - | ||
Операционные сегменты | Operating Segments | ПБУ 12/2010 "Информация по сегментам" | - | ||
Финансовые инструменты | Financial Instruments | ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" | - | ||
Консолидированная финансовая отчетность | Consolidated Financial Statements | - | - | ||
Совместная деятельность | Joint Arrangements | ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" | - | ||
Раскрытие информации об участии в других предприятиях | Disclosure of Interests in Other Entities | - | - | ||
Оценка справедливой стоимости | Fair Value Measurement | - | - | ||
Счета отложенных тарифных корректировок (вступает в силу с 01.01.2016) | Regulatory Deferral Accounts | - | - | ||
Выручка по договорам с клиентами (вступает в силу с 01.01.2017) | Revenue from Contracts with Customers | Некоторым аналогом можно считать ПБУ 9/99 "Доходы организации" | Некоторым аналогом можно считать проект ПБУ "Доходы организации" | ||
... | - | ПБУ 10/99 "Расходы организации" | - |
Необходимо обратить внимание на то, что в табл. 2 неслучайно приведен английский оригинал названий международных стандартов. Действительно, в научной и учебной литературе нередко встречаются различные варианты перевода на русский язык названия одного и того же международного стандарта. Например, название МСФО (IAS) 27 "Separate Financial Statements" часто переводится на русский язык и как "Индивидуальная финансовая отчетность", и как "Отдельная финансовая отчетность". Наименование МСФО (IAS) 37 "Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets" нередко переводится как "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" или как "Резервы, условные обязательства и условные активы". Примеры аналогичных различий можно приводить и далее. Иногда несоответствия переводов являются незначительными, а иногда - существенными для ведения учета и формирования отчетности. Следует признать, что корректность перевода оригинальных англоязычных названий и текстов международных стандартов на другие языки является одной из существенных проблем правильного применения МСФО на практике. Необходимо отметить, что сказанное относится в равной степени к применению МСФО НС, МСФО ОС и МСФО для МСО.
Данные, представленные в табл. 2, со всей очевидностью указывают на несоответствие современных систем РНБУ и МСФО негосударственного сектора. Различие в количестве принятых отечественных и международных стандартов представлено на рис. 4.
Оценивая выявленные отличия, необходимо обратить внимание на то, что поскольку Планом Минфина России на 2012-2015 гг. [15] предусмотрено приведение российских нормативных документов по бухгалтерскому учету в соответствие с МСФО, то в относительно ближайшем будущем возможно внесение изменений в действующую отечественную учетную нормативную базу. Вполне обоснованным при этом будет утверждение новых нормативных документов, имеющих статус федеральных стандартов, поскольку именно такие документы требуются Законом "О бухгалтерском учете". Необходимо отметить, что при утверждении указанных стандартов систему российских нормативных документов по бухгалтерскому учету можно будет обоснованно назвать системой стандартов и использовать для ее обозначения сокращение "РСБУ". Приведение в соответствие с МСФО конкретных отечественных правил бухгалтерского учета детально проанализировано во многих исследованиях [2, 3, 5, 6 и др.].
Далее необходимо обратить внимание на то, что серьезным вопросом при разработке новых нормативных документов, безусловно, является определение очередности создания и утверждения стандартов, посвященных различным объектам учета. Ранее в других статьях [4] автором уже высказывались предложения по данному вопросу. В настоящей статье необходимо добавить, что ввиду активизации работы Совета по МСФО в отношении реформирования международных требований к учету выручки, нецелесообразным пока является создание нового российского стандарта, содержащего правила учета указанного объекта. Действительно, в середине 2014 г. Советом по МСФО был опубликован МСФО (IFRS) 15 "Выручка по договорам с клиентами", который должен вступить в силу с 01.01.2017. Данный стандарт должен привести к значительным изменениям в учете выручки. Вместе с тем указанный стандарт, естественно, еще не апробирован на практике. Следовательно, в будущем еще возможны существенные изменения в международном учете выручки. Таким образом, представляется целесообразным дождаться окончания реформирования правил учета указанного объекта в системе МСФО НС и только после этого создавать соответствующий аналогичный стандарт в системе РНБУ.
По аналогичным причинам не является необходимой в ближайшее время разработка отечественного аналога МСФО (IFRS) 14 "Счета отложенных тарифных корректировок" (или другой вариант перевода на русский язык: "Задолженность по деятельности с управляемым тарифом"). Указанный международный стандарт вступает в силу лишь с 01.01.2016 (хотя допускается его досрочное применение) и, естественно, пока не апробирован на практике. Кроме этого, необходимо отметить, что данный стандарт, по предположению Совета по МСФО, является промежуточным стандартом, который предположительно будет применяться только до тех пор, пока не будет закончен проект Совета, носящий название "Деятельность, осуществляемая по регулируемым тарифам". Таким образом, значительные изменения в правилах учета ранее названных объектов очевидны.
Необходимо обратить внимание на то, что одной из сложностей разработки российских федеральных стандартов, адаптированных к требованиям МСФО, является учет всех последних изменений, внесенных в международные стандарты. Следует отметить, что корректировка регламентаций МСФО является непрерывным процессом. Его неотъемлемой частью являются так называемые ежегодные усовершенствования (англ. Annual Improvements). Кроме того, Совет по МСФО постоянно работает над созданием проектов новых стандартов, а также существенно пересматривает действующие стандарты.
Далее необходимо рассмотреть, на какие проекты Совета по МСФО целесообразно в первую очередь обратить внимание при разработке российских бухгалтерских стандартов. Автор считает, что прежде всего для указанных целей следует исследовать проект Концептуальных основ. Данный документ устанавливает не только основы подготовки финансовой отчетности организаций, но и содержит концепцию, которой должны соответствовать регламентации всех бухгалтерских стандартов. Согласно планам Совета по МСФО, новые Концептуальные основы будут окончательно доработаны только в 2016 г. Следовательно, до указанной даты проблематично будет создать российский аналог такого документа. Вместе с тем откладывать разработку отечественных Концептуальных основ на столь длительный срок (до конца 2016 г.) представляется нецелесообразным. В системе нормативного регулирования, безусловно, должен иметь место документ, определяющий основы ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, на требованиях которого базируются регламентации остальных бухгалтерских нормативных документов. Таким образом, в настоящее время представляются целесообразными создание и включение в российскую систему нормативного регулирования бухгалтерского учета Концептуальных основ учета и финансовой отчетности, отвечающих требованиям современности. При этом в качестве основы могут быть использованы существующие требования действующих и планируемых международных Концептуальных основ. Впоследствии регламентации российских Концептуальных основ могут совершенствоваться, в том числе на базе окончательных изменений, внесенных в их международный аналог.
Для разработки отечественных бухгалтерских стандартов целесообразно также рассмотреть следующие проекты, созданные Советом по МСФО:
1) новый МСФО "Аренда" (окончание работ намечено на 3-4 квартал 2015 г.);
2) изменения, вносимые в МСФО (IAS) 7 (начало повторных обсуждений планируется во 2-м квартале 2015 г.);
3) фундаментальный пересмотр МСФО (IAS) 1, 7 и 8 в отношении раскрытия информации (обсуждения планируется начать в середине 2015 г.);
4) изменения, вносимые в МСФО (IAS) 12 (обсуждения намечены на II квартал 2015 г.);
5) поправки в МСФО (IFRS) 13 (начало работ намечено на I квартал 2015 г.).
Несколько позднее, при условии, что Минфин России решится создать федеральный стандарт, посвященный договорам страхования, могут быть рассмотрены проекты Совета по МСФО, связанные с переработкой МСФО (IFRS) 4. Аналогично в случае разработки отечественного стандарта по учету выплат, основанных на долевых инструментах, целесообразно будет обратить внимание на проекты указанного Совета по изменению МСФО (IFRS) 2. А в случае создания российского стандарта по вознаграждениям работникам и пенсионным планам можно будет рассмотреть проекты Совета по МСФО, касающиеся выплат по окончании трудовой деятельности (в том числе пенсий). В более поздние периоды целесообразно также обратиться к проектам Совета по МСФО по внесению корректив в МСФО (IAS) 21. Заметим, что более позднее обращение к последнему проекту обусловлено тем, что указанный проект пока еще не разработан, и решение о его создании будет принято после проведения ряда исследований.
Необходимо отметить, что при создании отечественных бухгалтерских стандартов, безусловно, должны учитываться и пересмотренные МСФО, новые редакции которых вступят в силу в будущем (например, переработанный МСФО (IFRS) 9, новые правила которого в обязательном порядке должны применяться с 01.01.2018).
Говоря о создании российских федеральных стандартов бухгалтерского учета, нельзя не затронуть вопросы их структуры. Автору представляется, что наиболее оптимальной для данных стандартов будет структура, включающая следующие разделы:
1) цель стандарта;
2) сфера применения стандарта (указываются перечни объектов учета и ситуаций, в которых применяется и не применяется данный стандарт);
3) определения основных категорий, которыми оперирует стандарт и без которых невозможно правильное понимание правил стандарта (например, данный раздел федерального стандарта по учету основных средств может содержать определения указанного учетного объекта, первоначальной стоимости, остаточной стоимости, амортизации, срока полезного использования, амортизируемой стоимости, ликвидационной стоимости и др.);
4) регламентации по бухгалтерскому учету соответствующих объектов и хозяйственных операций (конкретные названия разделов в данном случае зависят от того, для учета какого объекта предназначен стандарт. Например, федеральный стандарт по учету основных средств может содержать такие разделы, как "Критерии признания", "Первоначальная оценка", "Последующая оценка", "Амортизация", "Прекращение признания");
5) требования к раскрытию в финансовой отчетности информации о соответствующих объектах и хозяйственных операциях;
6) дата вступления стандарта в силу.
При разработке российского аналога международных Концептуальных основ в его структуру могут быть включены следующие разделы:
1) цель финансовой отчетности;
2) пользователи финансовой отчетности;
3) отчитывающиеся организации;
4) принципы подготовки финансовой отчетности;
5) элементы финансовой отчетности, характеризующие финансовое положение организации, включая:
а) перечень данных элементов;
б) определения указанных элементов;
в) критерии их признания;
г) требования в отношении прекращения признания вышеназванных элементов;
д) регламентации в отношении оценки элементов финансовой отчетности, характеризующих финансовое положение организации (в том числе определение оценки, перечень видов оценок и их определения);
6) элементы финансовой отчетности, характеризующие финансовые результаты деятельности организации, включая:
а) их перечень;
б) определения данных элементов;
в) критерии признания указанных элементов;
г) порядок прекращения признания вышеназванных элементов;
д) регламентации в отношении оценки элементов финансовой отчетности, характеризующих финансовые результаты деятельности организации.
Далее проведем анализ современного соотношения систем российских и международных стандартов общественного сектора.
Составные части МСФО ОС | Составные части РНБУ общественного (государственного) сектора |
- | Закон "О бухгалтерском учете" |
Концептуальные основы финансовой отчетности в общественном секторе | |
Сами стандарты (31 стандарт) | - |
Инструкции по применению планов счетов бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности |
Рис. 5. Современное соотношение составных частей РНБУ и МСФО общественного (государственного) сектора
Данные, представленные на рис. 5, свидетельствуют о существенном несоответствии на сегодняшний день составов элементов систем РНБУ [10] и МСФО общественного сектора [9]. Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, в настоящее время Минфином России разработаны и представлены на сайте проект Концептуальных основ учета и отчетности указанного сектора, а также проекты ряда федеральных бухгалтерских стандартов для данного сектора. Следовательно, в случае утверждения перечисленных нормативных документов состав элементов системы РНБУ будет практически полностью соответствовать перечню элементов системы МСФО.
Необходимо обратить внимание также на то, что 02.10.2014 на сайте Минфина России [17] был опубликован проект приказа "Об утверждении правил подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора". Согласно данному проекту, программа разработки федеральных стандартов составляется на три календарных года и ежегодно обновляется в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей отчетности, регламентациям МСФО ОС и уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.
Проект указанной программы пока еще не опубликован Минфином России. Однако возможный перечень федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного (общественного) сектора в настоящее время содержится в проекте Концептуальной основы разработки и утверждения национальных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора. Анализ данного перечня указывает на его значительное сходство с составом стандартов, входящих в систему МСФО ОС (табл. 3).
Таблица 3
Современное соотношение планируемых российских и действующих Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора
Стандарт | Система МСФО ОС | Планируемая система российских стандартов для общественного сектора | ||
Российское название стандарта | Английское название стандарта | Название планируемых федеральных стандартов (далее - РСБУ ОС) | Наличие проектов РСБУ ОС | |
МСФО ОС 1 | Представление финансовой отчетности | Presentation of Financial Statements | Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности | Есть |
МСФО ОС 2 | Отчеты о движении денежных средств | Cash Flow Statements | Отчеты о движении денежных средств | Нет |
МСФО ОС 3 | Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки | Accounting policies, changes in accounting estimates and errors | Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки | Нет |
МСФО ОС 4 | Влияние изменений курсов иностранных валют | The Effects of Changes in Foreign Exchange Rates | Влияние изменений курсов иностранных валют | Нет |
МСФО ОС 5 | Затраты по займам | Borrowing Costs | Затраты по займам | Нет |
МСФО ОС 6 | Консолидированные и индивидуальные финансовые отчеты | Consolidated and separate financial statements | Консолидированные и индивидуальные финансовые отчеты | Нет |
МСФО ОС 7 | Инвестиции в ассоциированные субъекты | Accounting for Investments in Associates | Инвестиции в ассоциированные субъекты | Нет |
МСФО ОС 8 | Участие в совместной деятельности | Financial Reporting of Interests in Joint Ventures | Участие в совместной деятельности | Нет |
МСФО ОС 9 | Выручка от обменных операций | Revenue from Exchange Transactions | Доходы государственных (муниципальных) учреждений (объединяет положения МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23) | Нет |
МСФО ОС 10 | Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции | Financial Reporting in Hyperinflationary Economies | - | Нет |
МСФО ОС 11 | Строительные контракты | Construction Contracts | Строительные контракты | Нет |
МСФО ОС 12 | Запасы | Inventories | Материальные запасы | Нет |
МСФО ОС 13 | Аренда | Leases | Аренда | Есть |
МСФО ОС 14 | События после отчетной даты | Events After the Reporting Date | События после отчетной даты | Нет |
МСФО ОС 16 | Инвестиционная недвижимость | Investment Property | Основные средства | Есть |
МСФО ОС 17 | Основные средства | Property, Plant and Equipment | ||
МСФО ОС 18 | Сегментная отчетность | Segment Reporting | Сегментная отчетность | Нет |
МСФО ОС 19 | Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы | Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets | Резервы, условные обязательства и условные активы | Нет |
МСФО ОС 20 | Раскрытие информации о связанных сторонах | Related Party Disclosures | Раскрытие информации о связанных сторонах | Нет |
МСФО ОС 21 | Обесценение активов, не генерирующих денежные средства | Impairment of Non-Cash-Generating Assets | Обесценение активов (объединяет положения МСФО ОС 21 и МСФО ОС 26) | Есть |
МСФО ОС 22 | Раскрытие финансовой информации о секторе государственного управления | Disclosure of Financial Information about the General Government Sector | Нет | |
МСФО ОС 23 | Доходы от необменных операций (налоги и трансферты) | Revenue from Non-Exchange Transactions (Taxes and Transfers) | Доходы государственных (муниципальных) учреждений (объединяет положения МСФО ОС 9 и МСФО ОС 23) | Нет |
МСФО ОС 24 | Представление бюджетной информации в финансовой отчетности | Presentation of Budget Information in Financial Statements | Представление бюджетной информации в финансовой отчетности | Нет |
МСФО ОС 25 | Вознаграждения работникам | Employee Benefits | Вознаграждения работникам | Нет |
МСФО ОС 26 | Обесценение активов, генерирующих денежные средства | Impairment of Cash-Generating Assets | Обесценение активов (объединяет положения МСФО ОС 21 и МСФО ОС 26) | Есть |
МСФО ОС 27 | Сельское хозяйство | Agriculture | Биологические активы | Нет |
МСФО ОС 28 | Финансовые инструменты: представление | Financial Instruments: Presentation | Финансовые инструменты | Нет |
МСФО ОС 29 | Финансовые инструменты: признание и оценка | Financial Instruments: Recognition and Measurement | ||
МСФО ОС 30 | Финансовые инструменты: раскрытие информации | Financial Instruments: Disclosures | ||
МСФО ОС 31 | Нематериальные активы | Intangible Assets | Нематериальные активы | Нет |
МСФО ОС 32 | Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента | Service Concession Arrangements: Grantor | Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента | Нет |
На основании данных, представленных в табл. 3, можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительное сходство, перечни планируемых отечественных и действующих международных стандартов общественного (государственного) сектора все-таки несколько различаются. Количественное несоответствие указанных стандартов наглядно представлено на рис. 6.
Представленное на рис. 6 и в табл. 3 несоответствие планируемых отечественных и действующих международных стандартов общественного сектора объясняется в основном двумя причинами:
1) решением Минфина России объединить регламентации нескольких международных стандартов и создать на их основе меньшее количество федеральных стандартов;
2) отсутствием востребованности правил ряда МСФО ОС для отечественной практики.
Указанные в табл. 3 обобщения требований МСФО ОС в меньшем количестве российских стандартов представляются вполне оправданными и позволяют систематизировать все регламентации по учету определенного объекта в одном стандарте.
Необходимо обратить внимание на то, что при разработке отечественных бухгалтерских стандартов ранее названного сектора должен учитываться тот факт, что МСФО ОС реформируются во взаимосвязи с МСФО НС и, следовательно, изменения, происходящие в системе международных стандартов негосударственного сектора, в будущем приведут и к внесению корректив в систему международных стандартов общественного сектора. Так, например, изменения, коснувшиеся правил формирования консолидированной финансовой отчетности негосударственного сектора, возможно, в будущем затронут и требования по составлению указанной отчетности общественного сектора. Необходимо отметить, что это вполне логично, поскольку для сопоставимости деятельности различных организаций методология учета и формирования отчетности субъектов разных секторов должна быть единой. Заметим, что сказанное относится и к методологии учета и формирования отчетности различных категорий организаций (малых, средних, крупных и крупнейших).
Далее проведем анализ современного соотношения систем российских и Международных стандартов финансовой отчетности для малых и средних организаций (рис. 7).
Составные части МСФО для МСО | Составные части РНБУ для малых организаций |
- | Закон "О бухгалтерском учете" |
Стандарт для малых и средних организаций, включающий 35 разделов | - |
- | Рекомендации по ведению бухгалтерского учета малыми организациями |
Рис. 7. Современное соотношение составных частей РНБУ и МСФО для МСО
На основании данных, представленных на рис. 7, можно наблюдать, что состав элементов систем РНБУ [12] и МСФО для малых и средних организаций [8] в настоящее время существенно отличается. При этом, в отличие от рассмотренных ранее систем отечественных нормативных документов по бухгалтерскому учету общественного и негосударственного секторов, для малых и средних организаций Минфином России пока не опубликованы проекты новых учетных нормативных документов. В научной литературе можно встретить различные точки зрения по данному вопросу. Так, например, некоторые исследователи [1] высказываются за создание отдельного ПБУ для ранее названных организаций. Другие ученые [7] предлагают утвердить целый комплект бухгалтерских стандартов для малых и средних организаций.
Далее автор представит собственную точку зрения по данному дискуссионному вопросу. Автор полагает, что для малых и средних организаций целесообразно было бы разработать систему отдельных федеральных стандартов бухгалтерского учета. Необходимо отметить, что создание таких документов будет соответствовать требованиям Закона "О бухгалтерском учете". Для разработки регламентаций каждого из федеральных стандартов малых и средних организаций в качестве основы целесообразно было бы использовать требования соответствующего раздела МСФО для МСО (табл. 4).
Таблица 4
Рекомендуемая система российских федеральных стандартов бухгалтерского учета для малых и средних организаций и основа для ее разработки
N стандарта | предлагаемые федеральные стандарты бухгалтерского учета для малых и средних организаций | МСФО для МСО как основа для разработки российских стандартов | ||
Название стандарта | N раздела | Российское название раздела МСФО для МСО | Английское название раздела МСФО для МСО | |
1 | Характеристика малых и средних организаций | 1 | Малые и средние организации | Small and Medium-sized Entities |
2 | Концепции и основные принципы | 2 | Концепции и основные ++принципы | Concepts and Pervasive Principles |
3 | Представление финансовой отчетности | 3 | Представление финансовой отчетности | Financial Statement Presentation |
4 | Отчет о финансовом положении | Statement of Financial Position | ||
5 | Отчет о совокупном доходе и отчет о прибылях и убытках | Statement of Comprehensive Income and Income Statement | ||
6 | Отчет об изменениях в капитале и Отчет о совокупном доходе и нераспределенной прибыли | Statement of Changes in Equity and Statement of Comprehensive Income and Retained Earnings | ||
7 | Отчет о движении денежных средств | Statement of Cash Flows | ||
8 | Примечания к финансовой отчетности | Notes to the Financial Statements | ||
4 | Консолидированная и отдельная финансовая отчетность | 9 | Консолидированная и отдельная финансовая отчетность | Consolidated and Separate Financial Statements |
5 | Учетная политика, оценки и ошибки | 10 | Учетная политика, оценки и ошибки | Accounting Policies, Estimates and Errors |
6 | Финансовые инструменты | 11 | Основные финансовые инструменты | Basic Financial Instruments |
12 | Прочие финансовые инструменты | Additional Financial Instruments Issues | ||
7 | Запасы | 13 | Запасы | Inventories |
8 | Инвестиции в ассоциированные предприятия | 14 | Инвестиции в ассоциированные предприятия | Investments in Associates |
9 | Инвестиции в совместную деятельность | 15 | Инвестиции в совместную деятельность | Investments in Joint Ventures |
10 | Инвестиционная недвижимость | 16 | Инвестиционная недвижимость | Investment Property |
11 | Основные средства | 17 | Основные средства | Property, Plant and Equipment |
12 | Нематериальные активы, за исключением деловой репутации | 18 | Нематериальные активы, за исключением гудвилла | Intangible Assets other than Goodwill |
13 | Объединения бизнеса и деловая репутация | 19 | Объединения бизнеса и гудвилл | Business Combinations and Goodwill |
14 | Аренда | 20 | Аренда | Leases |
15 | Оценочные обязательства и условные события | 21 | Оценочные обязательства и условные события | Provisions and Contingencies |
16 | Обязательства и капитал | 22 | Обязательства и капитал | Liabilities and Equity |
17 | Выручка | 23 | Выручка | Revenue |
18 | Государственные субсидии | 24 | Государственные субсидии | Government Grants |
19 | Затраты по займам | 25 | Затраты по займам | Borrowing Costs |
20 | Выплаты, основанные на акциях | 26 | Выплаты, основанные на акциях | Share-based Payment |
21 | Обесценение активов | 27 | Обесценение активов | Impairment of Assets |
22 | Вознаграждения работникам | 28 | Вознаграждения работникам | Employee Benefits |
23 | Налог на прибыль | 29 | Налог на прибыль | Income Tax |
24 | Пересчет операций в иностранной валюте | 30 | Перевод (пересчет) операций в иностранной валюте | Foreign Currency Translation |
25 | Гиперинфляция | 31 | Гиперинфляция | Hyperinflation |
26 | События после окончания отчетного периода | 32 | События после окончания отчетного периода | Events after the End of the Reporting Period |
27 | Раскрытие информации о связанных сторонах | 33 | Раскрытие информации о связанных сторонах | Related Party Disclosures |
28 | Специализированная деятельность | 34 | Специализированная деятельность | Specialised Activities |
... | - | 35 | Переход на МСФО для малых и средних организаций | Transition to the IFRS for SMEs |
Необходимо обратить внимание на то, что автор предлагает разработать комплект стандартов для малых и средних организаций, не являющийся копией перечня разделов МСФО для МСО. Так, например, как видно из табл. 4, в систему российских стандартов для указанных организаций не представляется необходимым вводить стандарт, аналогичный 35-му разделу МСФО для МСО. Вместо шести разделов МСФО для МСО целесообразной является разработка одного отечественного стандарта "Представление финансовой отчетности" на основе объединения регламентаций перечисленных международных разделов. Аналогично автор предлагает создать один стандарт "Финансовые инструменты", используя при этом в качестве основы требования двух международных разделов.
Необходимо отметить, что поскольку с точки зрения рациональности для малых и средних организаций может оказаться целесообразным использование различных вариантов ведения бухгалтерского учета, то желательной является разработка двух систем российских федеральных стандартов: 1) для малых организаций и 2) для средних организаций. Автору представляется, что такое деление систем стандартов было бы полезно и при совершенствовании системы Международных стандартов финансовой отчетности. То есть в систему МСФО целесообразно было бы ввести две разные системы стандартов для малых и средних организаций. Вместе с тем существенным препятствием при этом, безусловно, будут являться значительные затраты на создание отдельных систем стандартов для различных категорий организаций.
Подводя итоги, необходимо отметить, что все системы российских и Международных стандартов финансовой отчетности непрерывно развиваются, и в будущем неизбежно появление новых стандартов, а возможно, и новых систем стандартов.
Список литературы
1. Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 41. С. 22-34.
2. Дружиловская Т.Ю. Отчеты о финансовом положении и результатах деятельности организаций в свете современных требований российских и международных стандартов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. N 3-1. С. 222 - 229.
3. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Новые правила формирования отчета о финансовых результатах некоммерческих организаций и их ожидаемые изменения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 13. С. 14-22.
4. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Реформирование системы нормативного регулирования российского бухгалтерского учета на основе МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2014. N 19. С. 2-18.
5. Дружиловская Э.С. Совершенствование методики бухгалтерской оценки основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 32. С. 8-17.
6. Дружиловская Э.С. Современные проблемы оценки запасов в РСБУ и МСФО и пути их решения // Международный бухгалтерский учет. 2013. N 38. С. 42-54.
7. Миславская Н.А., Дзбоева Д.П. Развитие системы бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства: точка зрения // Международный бухгалтерский учет. 2011. N 21. С. 29-34.
8. МСФО для малых и средних организаций. URL: http://www.ifrs.org/IFRS-for-SMEs/Pages/IFRS-for-SMEs.aspx.
9. МСФО для общественного сектора. Официальный перевод на русский язык. URL: http:// www.minfin.ru/ru/budget/sfo/msfo.
10. Нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности субъектов государственного сектора. URL: http://minfin.ru/ru/budget/bu_gs/index.php.
11. Нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности субъектов негосударственного сектора. URL: http://minfin.ru/ru/accounting/accounting/legislation.
12. Нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности субъектов малого предпринимательства. URL: http://minfin.ru/ru/accounting/buh-otch_mp.
13. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
14. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
15. План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности: утвержден приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440.
16. Проекты ПБУ для негосударственного сектора. URL: http://minfin.ru/ru/accounting/accounting/projects/projects_norm_acts.
17. Проекты стандартов бухгалтерского учета субъектов сектора государственного управления. URL: http://www.minfin.ru/ru/budget/sfo/fsfo.
Э.С. Дружиловская,
кандидат экономических наук,
преподаватель кафедры бухгалтерского учета
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет
"Международный бухгалтерский учет", N 45, декабрь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Международный бухгалтерский учет"
ООО "Издательский дом
"Финансы и Кредит"
Издатель: ООО "Информсервис"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017854
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75,
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet:
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикации научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций. Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН.