Открытое акционерное общество (ОАО) было создано в результате приватизации. По плану приватизации предполагалось разместить акции Общества 500 работникам предприятия и приравненным к ним лицам. По результатам закрытой подписки приобрели акции Общества менее 500 работников предприятия. Остальные акции были зачислены на лицевой счет номинального держателя (госдоля).
Далее был зарегистрирован дополнительный выпуск акций Общества. Способ размещения - закрытая подписка. Круг потенциальных приобретателей ценных бумаг - Республика в лице Минземимущества субъекта РФ (госдоля). Госпакет акций акционерного общества, аукцион по которым был признан несостоявшимся, был предложен Минземимуществом субъекта РФ к продаже посредством публичного предложения с понижением их первоначальной цены. В результате акции акционерного общества были приобретены единственным физическим лицом.
На сегодня все акции Общества принадлежат единственному акционеру.
С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ. В связи с этим акционерные общества должны внести необходимые изменения в свои уставы (в том числе и в наименование) для приведения их в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 66.3 Закона N 99-ФЗ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в п. 1 ст. 66.3 Закона N 99-ФЗ, признается непубличным.
Есть письмо Банка России от 01.12.2014 N 06-52/9527, согласно которому публичными также являются акционерные общества, осуществлявшие публичное размещение акций или акции которых публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах, до вступления в силу закона N 99-ФЗ.
По смыслу изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, акционерное общество самостоятельно должно определить свой статус (публичное или непубличное).
Должно ли Общество определить свой статус как публичное (был план приватизации, проспект эмиссии ценных бумаг и публичное предложение госдоли)? Либо возможно определить свой статус как непубличное по причине того, что не само Общество предлагало госпакет акций к продаже посредством публичного предложения, а это была воля владельца госпакета (также в процессе приватизации приобрели акции менее 500 человек, но был зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае оснований для признания акционерного общества публичным нет.
Обоснование позиции:
Действительно, с 1 сентября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), которым вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ.
Согласно п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что общество является публичным, а также акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Понятия публичного размещения и публичного обращения ценных бумаг раскрываются в ст. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг).
Под публичным размещением ценных бумаг понимается размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах.
Публичным считается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы. Обратите внимание, не является публичным, например, обращение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов (лица, перечисленные в п. 2 ст. 51.2 Закона о рынке ценных бумаг). Из этого, на наш взгляд, можно сделать вывод, что если круг лиц, среди которых предполагается обращение акций, хоть как-то ограничен, говорить о публичном обращении, а следовательно, и о публичном статусе акционерного общества, не приходится.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что предложение, например, конкретного акционера конкретному лицу (не являющемуся акционером) о приобретении его акций не будет являться публичным размещением, поскольку не адресуется неограниченному кругу лиц. При этом, к сожалению, каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу нам обнаружить не удалось.
Следует также отметить, что порядок обращения ценных бумаг регламентирован главой 6 Закона о рынке ценных бумаг. Согласно п. 2 ст. 27.6 Закона о рынке ценных бумаг публичное обращение эмиссионных ценных бумаг, в том числе их предложение неограниченному кругу лиц (включая использование рекламы), допускается, если иное не предусмотрено указанным Законом, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) регистрация проспекта ценных бумаг (проспекта эмиссии ценных бумаг, плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг), допуск биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг либо допуск эмиссионных ценных бумаг к организованным торгам без их включения в котировальные списки;
2) раскрытие эмитентом информации, а в случае допуска к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых не осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, - в соответствии с требованиями организатора торговли (под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей ее получения. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (п. 1 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг)).
Исходя из изложенного, представляется, что публичное размещение и публичное обращение ценных бумаг возможно только тогда, когда общество само целенаправленно реализует определенную процедуру, имеющую целью размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на организованных торгах, а также выпуск ценных бумаг в свободное обращение. Если опираться на данную точку зрения, публичное размещение и обращение акций - это результат волевых действий общества (регистрация проспекта ценных бумаг, процедура допуска), который не зависит от действий отдельных акционеров. Соответственно, любые последующие действия акционеров, даже связанные с попытками предложить акции неограниченному кругу лиц, не влияют на характеристику публичности (непубличности) отношений. Однако повторимся, ни официальных разъяснений, ни судебной практики по данному вопросу в настоящее время нет.
Положения ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть с 1 сентября 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу (п.п. 1, 3 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Исходя из совокупности перечисленных в вопросе обстоятельств, полагаем, что акционерное общество не отвечает признаку публичности: с уверенностью можно говорить о том, что в настоящий момент не производится публичное обращение акций компании; продажа акций физическому лицу (единственный акционер) в 2007 году едва ли может рассматриваться как публичное размещение акций. Следовательно, оснований для признания акционерного общества публичным нет.
Отдельно отметим, что правоприменительная практика по рассматриваемой проблеме на сегодняшний день еще не сформирована, поэтому изложенная позиция - наше экспертное мнение - на данный момент не может быть подтверждена судебными решениями.
По смыслу изменений, внесенных в ГК РФ Законом N 99-ФЗ, акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус (публичное или непубличное). На публичное общество возлагаются дополнительные обязанности по раскрытию информации. Нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на финансовых рынках, грозит привлечением к административной ответственности по ст. 15.19 КоАП РФ.
Чтобы минимизировать возможность привлечения к ответственности в условиях правовой неопределенности, считаем возможным порекомендовать обществу, которое не планирует осуществлять публичное размещение и публичное обращение акций, дополнительно определить в уставе свой статус как непубличного общества (несмотря на то что Закон N 99-ФЗ такой обязанности не содержит.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Земцов Евгений
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
2 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.