На основании п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" организацией заключен контракт до 100 тыс. руб. (приобретение товара). Была сделана предоплата. При получении товара оказалось, что одной из двух позиций в наличии не оказалось.
Можно ли заключить дополнительное соглашение к договору об уменьшении суммы контракта более чем на 10% от его стоимости?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заключение указанного в вопросе соглашения является нарушением законодательства о контрактной системе. Если количество и стоимость товара, потребность в поставке которого отпала, превышает 10% от предусмотренного контрактом количества товара и цены контракта, стороны вправе заключить соглашение о расторжении контракта. В этом случае оплате будет подлежать лишь фактически поставленное количество товара.
Обоснование вывода:
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством РФ, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 34 указанного Закона). Перечень этих случаев является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ ряд положений этой статьи не распространяется, в частности, на контракты, заключаемые по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако это не относится к упомянутому выше требованию об указании в контракте твердой цены, которая может быть изменена лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Согласно пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается, в частности, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Возможности уменьшения предусмотренного контрактом количества товаров (и, соответственно, цены контракта) более чем на 10% только лишь по основаниям, приведенным в вопросе, Закон N 44-ФЗ не предусматривает. Это в полной мере относится и к контрактам, заключаемым на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Поэтому в приведенной ситуации изменить соответствующие условия контракта нельзя. В таких случаях запрет на изменение контракта не оставляет много вариантов разрешения подобных ситуаций. Одним из наиболее очевидных является расторжение контракта по соглашению сторон после приемки фактически необходимого количества товара. Часть 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо устанавливает, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. При этом для расторжения контракта по соглашению сторон каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно обоюдного согласия сторон на расторжение договора.
Заметим, что именно такие разъяснения даны в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354 относительно исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", устанавливавшим аналогичные, по сути, ограничения на изменение контрактов. Федеральное казначейство рекомендовало при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон (смотрите также ответ на вопрос N 5 в письме Федерального казначейства от 12.05.2010 N 42-7.4-05/8.5-305).
Таким образом, если в ходе исполнения контракта потребность в поставке части товара отпала, заказчик может заключить с поставщиком соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически поставленное количество товара.
В заключение отметим, что приведенные выше разъяснения, на наш взгляд, безусловно, актуальны применительно к "длящимся" отношениям, основанным, например, на контрактах, предусматривающих оказание услуг по водо-, газо-, электроснабжению, выполнение строительных работ и т.п. В отношениях же, которые основаны на контрактах, предусматривающих разовую поставку товара, при определенных обстоятельствах соглашение о расторжении контракта при изложенных в вопросе обстоятельствах, на наш взгляд, может квалифицироваться как притворная сделка (п. 2 ст. 170 ГК РФ), прикрывающая соглашение об изменении условий контракта о количестве товара и цене. Повторим, что формально расторжение контракта по соглашению сторон в приведенной ситуации не противоречит закону, однако квалификация соответствующего соглашения зависит от конкретных обстоятельств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
10 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.