ООО переименовано в феврале 2015 года. Годовая отчетность за 2014 год представлена аудиторской проверке с новым наименованием согласно протоколу единственного участника Общества от февраля 2015 года. Общество в своей пояснительной записке в разделе "События после отчетной даты" отразило информацию о переименовании, указав старое и новое свои наименования со ссылкой на решение участника. Аудируемое лицо (ООО) подлежит обязательному ежегодному аудиту на основании п. 4 части 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Аудит проведен аудиторской организацией (т.е. не индивидуальным аудитором). На дату формирования и подписания отчетности аудируемое лицо переименовано, о чем имеется свидетельство о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
Аудиторское заключение следует выдавать Обществу на старое или новое наименование? Надо ли в нем приводить какие-то пояснения в связи с переименованием Общества?
Вправе ли ООО (аудируемое лицо) при составлении годовой бухгалтерской отчетности указывать свое новое наименование?
В рамках заданного вопроса мы не рассматриваем детально порядок применения Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010) "Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности" (приложение N 1 к приказу Минфина России от 20.05.2010 N 46н).
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При переименовании юридического лица (экономического субъекта) не происходит его реорганизации, юридическое лицо со старым наименованием не прекращается, не изменяет организационно-правовой формы и т.п. Таким образом, если в ЕГРЮЛ внесены соответствующие изменения, то бухгалтерская (финансовая) отчетность должна быть составлена экономическим субъектом с новым наименованием. Соответственно, новое наименование экономического субъекта должно фигурировать в аудиторском заключении.
Обоснование вывода:
Аудиторское заключение представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица (часть 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", далее - Закон N 307-ФЗ).
В соответствии с частью 2 ст. 6 Закона N 307-ФЗ аудиторское заключение, помимо прочего, должно содержать:
- указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица) (п. 2 части 2 ст. 6 Закона N 307-ФЗ);
- сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения (п. 3 части 2 ст. 6 Закона N 307-ФЗ);
- перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, с указанием периода, за который она составлена, распределение ответственности в отношении указанной бухгалтерской (финансовой) отчетности между аудируемым лицом и аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (п. 5 части 2 ст. 6 Закона N 307-ФЗ);
- указание даты заключения (п. 8 части 2 ст. 6 Закона N 307-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете. Под экономическим субъектом применительно к рассматриваемой ситуации следует понимать коммерческую организацию (п. 1 части 1 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (часть 1 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).
Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (часть 8 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете).
При этом следует иметь в виду, что в результате переименования организации не происходит ее реорганизации с точки зрения гражданского законодательства. Иными словами, не может идти речи о правопреемстве, поскольку юридическое лицо (экономический субъект) со старым наименованием не прекращается, не меняет организационно-правовой формы и т.п., а лишь вносятся изменения о нем в сведения о юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Факт изменения наименования юридического лица, в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", удостоверяется свидетельствами о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 14953/11, п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве").
Аналогичные выводы об отсутствии оснований для применения правил о правопреемстве при переименовании юридического лица, по нашему мнению, следуют из п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 N 19.
Таким образом, полагаем, в рассматриваемой ситуации при выдаче аудиторского заключения следует исходить, прежде всего, из того, что аудиторское заключение выдается (представляется) в отношении бухгалтерской отчетности действующего экономического субъекта (юридического лица). При этом если на момент формирования (подписания) бухгалтерской отчетности юридическое лицо (экономический субъект) существовало с новым наименованием, то и в отчетности должно фигурировать наименование в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ (п. 14 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"). Соответственно, аудиторское заключение должно содержать сведения о действующем аудируемом лице, его реквизиты (включая новое наименование).
В отношении указания в аудиторском заключении информации об изменении наименования аудируемого лица заметим, что, по нашему мнению, организации следует руководствоваться Федеральным стандартом аудиторской деятельности 3/2010 "Дополнительная информация в аудиторском заключении" (утвержден приказом Минфина России от 20.05.2010 N 46н, далее - ФСАД 3/2010).
Согласно п. 3 ФСАД 3/2010 если аудитор считает необходимым привлечь внимание пользователей бухгалтерской отчетности к отраженному в этой отчетности обстоятельству, которое, согласно суждению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями, то он включает в аудиторское заключение часть, в которой приводится дополнительная информация, относящаяся к обстоятельству, отраженному в бухгалтерской отчетности, которое, по мнению аудитора, настолько важно, что является основополагающим для понимания бухгалтерской отчетности ее пользователями (далее - привлекающая внимание часть).
Привлекающая внимание часть включается в аудиторское заключение при условии, что аудитор получил достаточные надлежащие аудиторские доказательства того, что указанное обстоятельство существенно не искажено.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
24 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.