Проверка трудовой инспекцией
Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей периодически проверяется уполномоченными органами. Такое право предоставлено и Государственной инспекции труда - в том числе для проверки деятельности торговых организаций и учреждений.
Общие требования к проведению проверок
Проверка деятельности автосалона Государственной инспекцией труда (ее территориальным органом) должна производиться с соблюдением положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)"*(1), действующего с начала текущего года в обновленной редакции и устанавливающего, в частности, требования к периодичности проверок. Отметим, что плановая проверка деятельности автосалона допускается не чаще одного раза в три года - в сроки, определенные ежегодным планом Государственной инспекции труда. Помимо наименования организации (учреждения), подлежащего проверке, сроков (см. далее) ее проведения, в плане должны быть указаны также цель и основание проверки. Ее целью является, прежде всего, проверка соблюдения владельцем автосалона (его уполномоченным представителем в лице руководителя (директора)) (далее - работодателем) в процессе своей деятельности требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права*(2). На практике в первую очередь Государственной инспекцией труда проверяются соблюдение работодателем порядка:
- принятия и применения локальных нормативных актов (прежде всего правил внутреннего трудового распорядка (ПВТР)), коллективного договора;
- заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
- проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
- установления материальной ответственности сторон трудового договора;
- применения дисциплинарных взысканий;
- разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров (если в процессе деятельности такие споры имели место);
- расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей (если в процессе деятельности несчастные случаи (случаи профессиональных заболеваний) имели место).
Кроме того, проверяется организация у данного работодателя кадрового делопроизводства, и в первую очередь обеспечение сохранности документов и содержащихся в них персональных данных работников.
Основанием для плановой проверки в общем случае является истечение трех лет со дня государственной регистрации работодателя либо со дня окончания проведения его последней плановой проверки. О проведении плановой проверки работодатель уведомляется не позднее чем за три рабочих дня до ее начала - посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Государственной инспекции труда (заказным письмом с уведомлением о вручении) или иным доступным способом.
Внеплановая проверка проводится в сроки, определяемые руководителем Государственной инспекции труда (соответствующего территориального органа) по согласованию с органами прокуратуры, если:
- истекает (истек) срок исполнения работодателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- поступило обращение (сообщение) о следующих фактах, обусловленных деятельностью (действиями или бездействием) работодателя:
- имеет место возникновение угрозы причинения (либо причинение) вреда жизни (здоровью) граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);
- имеет место возникновение угрозы (либо причинение) вреда безопасности государства;
- имеет место возникновение угрозы (либо возникновение) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- имеет место нарушение прав потребителей.
Кроме того, внеплановая проверка организуется территориальным органом Государственной инспекции труда с поступлением соответствующего приказа (распоряжения) ее руководителя (заместителя руководителя), изданного во исполнение поручения Президента (Правительства) Российской Федерации.
При проведении проверки проверяющие обязаны:
- своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- соблюдать законодательство, права и законные интересы работодателя, деятельность которого ими проверяется;
- проводить проверку на основании соответствующего приказа (распоряжения) в пределах установленных сроков (см. ранее) и только во время исполнения служебных обязанностей;
- не препятствовать полномочному представителю работодателя присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- предоставлять полномочному представителю работодателя, присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
- знакомить полномочного представителя работодателя с результатами проверки;
- учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений;
- не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании работодателем, деятельность которого проверяется (проверялась);
- не требовать от работодателя, деятельность которого проверяется, документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством;
- перед началом проведения выездной проверки по просьбе полномочного представителя работодателя ознакомить его с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
- осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
Целью внеплановой проверки, помимо проверки соблюдения работодателем в процессе своей деятельности требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда (возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) или (и) ликвидации последствий причинения такого вреда. О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется не позднее чем за 24 часа до ее начала любым доступным способом. Перечень ограничений, которые проверяющие обязаны соблюдать при проведении проверки, представлен ниже*(3).
При проведении проверки проверяющие не вправе:
- проверять выполнение требований нормативных правовых актов, если такие требования не относятся к полномочиям органа, от имени которых действуют проверяющие;
- осуществлять выездную проверку в отсутствие полномочного представителя работодателя, деятельность которого проверяется;*(4)
- требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
- отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
- распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- превышать установленные сроки проведения проверки;
- осуществлять выдачу работодателю, деятельность которого проверяется, предписаний (предложений) о проведении мероприятий по контролю за его счет.
Отметим далее, что и плановая, и внеплановая проверка автосалона может проводиться Государственной инспекцией труда как в документарной, так и в выездной форме. Рассмотрим особенности их проведения.
N п.п. | Наименование проверки | Срок проведения, не более |
1. | Документарная (выездная) проверка, проводимая на общих основаниях | 20 дней |
2. | Плановая выездная проверка малого предприятия | 50 часов (суммарно) |
3. | Плановая выездная проверка микропредприятия | 15 часов (суммарно) |
4. | Документарная (выездная) проверка, проводимая на особых основаниях*(5) | 40 (20 + 20) дней |
5. | То же, при проведении в отношении предприятия, осуществляющего свою деятельность на территории двух и более субъектов РФ (филиалы, представительства) | Срок устанавливается отдельно по каждому объекту проверки решением руководителя уполномоченного органа |
Особенности проведения документарной проверки
Документарная (в ряде источников - камеральная) проверка проводится уполномоченными лицами Государственной инспекции труда (далее - проверяющими) без выезда в место осуществления работодателем своей деятельности (то есть в контексте данной статьи - без "посещения" автосалона). Заметим, что у работодателя всегда есть шанс свести проверку только к ее документарной "фазе" - при условии, что он как следует подготовился к такой проверке.
В связи с последним замечанием уточним, что предметом документарной проверки (на ее начальном этапе) являются сведения, содержащиеся в документах работодателя, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также используемых им при осуществлении своей деятельности и непосредственно связанных с соблюдением требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. При этом подразумевается, что все необходимые (на данном этапе) сведения (документы) имеются в распоряжении проверяющих, в связи с чем их проверка может быть проведена непосредственно по месту нахождения территориального органа Федеральной инспекции труда.
Отметим, что в ходе такой проверки основное внимание проверяющими обращается на:
- акты предыдущих проверок работодателя (при наличии таковых);
- материалы рассмотрения дел о допущенных работодателем административных правонарушениях;
- иные документы о результатах осуществленных в отношении работодателя мероприятий государственного (муниципального) контроля (надзора) по проверке соблюдения работодателем в процессе своей деятельности требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Если у проверяющих в ходе проверки возникают обоснованные сомнения в достоверности сведений, содержащихся в имеющихся у них документах, либо эти сведения не позволяют в требуемой мере оценить соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то в адрес работодателя направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы*(6). Как правило, проверяющими в рассматриваемой ситуации запрашиваются документы, подтверждающие устранение недостатков, указанных в актах предшествующих проверок (иных мероприятий контроля (надзора)), а также документы, подтверждающие устранение нарушений, в связи с совершением которых работодатель (уполномоченные им лица) привлекался к административной ответственности.
В дополнение к указанным документам могут также запрашиваться:
- основные локальные нормативные акты, коллективный договор, действующие у данного работодателя;
- относящиеся к проверяемому периоду деятельности работодателя (в общем случае - за предшествующие три года) документы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности, а также о разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров и о расследовании несчастных случаев на производстве (случаев профессиональных заболеваний).
Указанные в запросе документы работодатель в течение 10 рабочих дней со дня его получения обязан направить в адрес проверяющих в виде надлежащим образом заверенных копий*(7), в том числе в электронной форме (с соблюдением порядка, определяемого Правительством РФ в отношении удостоверения электронных документов). Если в ходе документарной проверки (на любом из ее этапов) в представленных работодателем документах выявлены ошибки и (или) противоречия либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, имеющимся у проверяющих, то последние вправе потребовать от работодателя письменных пояснений. Работодатель обязан представить такие пояснения в течение 10 рабочих дней. Вместе с письменными пояснениями работодатель вправе представить документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов (содержащихся в них сведений).
Особенности проведения выездной проверки
Если после рассмотрения представленных работодателем пояснений и документов (а равно в отсутствие пояснений) проверяющими будут установлены признаки нарушения требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, то это служит основанием для проведения выездной проверки. Такая проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения работодателя (месту осуществления им своей деятельности), если по итогам документарной проверки не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении проверяющих документах работодателя, деятельность которого проверяется;
- оценить соответствие деятельности работодателя требованиям нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, без проведения соответствующего проверочного мероприятия (мероприятия по контролю).
Выездная проверка начинается с предъявления полномочному представителя работодателя каждым проверяющим служебного удостоверения. После этого полномочный представитель работодателя должен быть ознакомлен с:
- приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Государственной инспекции труда о назначении выездной проверки;
- полномочиями проверяющих;
- целями, задачами, основаниями, сроками и условиями проведения выездной проверки;
- видами и объемом проверочных мероприятий;
- при необходимости - с составом экспертов (представителями экспертных организаций), привлекаемых проверяющими к выездной проверке.
В приказе (распоряжении) о проведении выездной проверки указываются:
- наименование органа, уполномоченного на проведение выездной проверки;
- фамилии, имена, отчества, должности проверяющих, а также (при наличии таковых) привлекаемых к проведению проверки экспертов (представителей экспертных организаций)*(8);
- наименование работодателя, деятельность которого подлежит проверке в соответствии с приказом (распоряжением);
- цели, задачи, предмет и срок проведения проверки;
- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке требования нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- сроки проведения и перечень проверочных мероприятий, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
- перечень административных регламентов проведения проверочных мероприятий (при наличии таковых);
- перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
- даты начала и окончания проведения проверки;
- иные сведения, необходимые для обеспечения законности проверки.
Уточним, что заверенные печатью копии приказа (распоряжения) вручаются полномочному представителю работодателя под роспись (одновременно с предъявлением проверяющими служебных удостоверений, см. выше).
По требованию полномочного представителя работодателя проверяющие, кроме того, обязаны (в целях подтверждения своих полномочий) представить информацию:
- об органах, от имени которых производится проверка;
- о привлекаемых к проверочным мероприятиям экспертах (экспертных организациях)*(9);
- об административных регламентах проведения проверочных мероприятий;
- о порядке проведения проверочных мероприятий на объектах, используемых работодателем в процессе осуществления своей деятельности.
Полномочный представитель работодателя при проведении проверки имеет право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки;
- давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством;
- знакомиться с результатами проверки;
- указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих;
- обжаловать действия (бездействие) проверяющих, повлекших за собой нарушение прав работодателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством.
После ознакомления с перечисленными выше документами (информацией) полномочный представитель работодателя обязан предоставить проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить проверяющим (и экспертам (представителям экспертных организаций)) доступ на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания (строения, сооружения, помещения). Права полномочного представителя работодателя при проведении проверки представлены ниже.
В акте проверки указываются:
1) дата, время и место составления акта;
2) наименование органа, производившего проверку;
3) дата и номер приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) указанного органа;
4) фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
5) наименование проверяемого работодателя, а также фамилия, имя, отчество и должность полномочного представителя работодателя, присутствовавшего при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований охраны труда, их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя (иного уполномоченного должностного лица) предприятия, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием на предприятии указанного журнала;
9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.
10) иные сведения, существенные для объективного отражения результатов проверки.
Оформление результатов проверки
По результатам проверки проверяющими составляется акт (по установленной форме, в двух экземплярах). К акту проверки прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предписания об устранении выявленных нарушений, иные связанные с результатами проверки документы (или их копии). Один экземпляр акта вручается полномочному представителю работодателя под роспись об ознакомлении (об отказе в ознакомлении с актом проверки). В отсутствие полномочного представителя работодателя юридического лица, а также в случае его отказа от росписи об ознакомлении (от ознакомления) с актом проверки один экземпляр акта высылается в адрес работодателя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Открытое акционерное общество "Поллукс"
Журнал учета
мероприятий по контролю
Дата проверки | Должность, фамилия, инициалы проверяющего | Результаты контрольного мероприятия, основные недостатки | Отметка об устранении недостатков |
1 | 2 | 3 | 5 |
Запись о проверке вносится проверяющими в журнал. В записи указываются сведения о наименовании органа, производившего проверку, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях. Кроме того, указываются фамилии, имена, отчества и должности проверяющих, их подписи. Отметим, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ работодатели обязаны вести такой журнал и предъявлять его по требованию проверяющих*(10).
В случае выявления по результатам проверки нарушений нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проверяющие (в пределах полномочий, предусмотренных законодательством) обязаны выдать полномочному представителю работодателя предписание об устранении выявленных нарушений и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Так, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа*(11):
- на должностных лиц - в размере от 1000 до 5000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 1000 до 5000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
- на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию данного должностного лица на срок от одного года до трех лет.
Меры дисциплинарной ответственности за нарушения требований нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, определяются в соответствии с действующими у данного работодателя локальными нормативными актами. Меры дисциплинарной ответственности применяются работодателем в порядке, предусмотренном статьей 193 Трудового кодекса РФ.
Подытоживая, отметим, что в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений работодатель в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган, производивший проверку, письменные возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений (в целом или его отдельных положений)*(12).
М. Васильев,
эксперт журнала
"Российский бухгалтер", N 3, март 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) От 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
*(2) В ходе плановой проверки также проверяется соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
*(3) Выездную проверку, кроме того, только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа (распоряжения) и, если это предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ, копии документа о согласовании проведения проверки.
*(4) За исключением случаев, предусмотренных пунктами 12 и 17 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.
*(5) В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, а в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.
*(6) К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Государственной инспекции труда о проведении документарной проверки.
*(7) Не допускается требовать у работодателя сведения (документы), не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения (документы), которые могут быть получены проверяющими от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
*(8) Требовать нотариального удостоверения представляемых копий документов не допускается, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
*(9) Проводить проверочные мероприятия вправе только лица, указанные в приказе (распоряжении).
*(10) Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью работодателя.
*(11) При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается об этом соответствующая запись.
*(12) К возражениям могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность таких возражений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.