Акционерное общество создавалось как закрытое и до сегодняшнего дня не вносило в свой устав изменений, связанных с переименованием общества в непубличное. ЗАО никогда не размещало ценных бумаг путем открытой подписки.
Какую информацию обязаны раскрывать непубличные акционерные общества, не осуществляющие публичное размещение ценных бумаг (ценные бумаги - обыкновенные именные бездокументарные), в том числе в соответствии с Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Банком России 30.12.2014 N 454-П?
Каков порядок раскрытия такой информации и какая ответственность предусмотрена, если такая информация не раскрывается?
Прежде всего отметим, что указанное в вопросе Положение Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (далее - Положение) является подзаконным нормативным правовым актом, принятым в развитие норм федеральных законов, в частности ст.ст. 22 и 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) и ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) (преамбула Положения).
В результате же принятия Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), внесшего изменения в ГК РФ, связанные с делением хозяйственных обществ на публичные и непубличные, положения указанных выше статей Закона N 39-ФЗ и Закона N 208-ФЗ не изменились по сравнению с тем, как они были сформулированы на тот момент, когда акционерные общества делились на закрытые и открытые.
Кроме того, из п. 9 ст. 3 Закона N 99-ФЗ вытекает, что до первого изменения уставов закрытых акционерных обществ (далее также - ЗАО) к ним продолжают применяться нормы Закона N 208-ФЗ о ЗАО.
Следовательно, в рассматриваемом случае в отношении ЗАО действуют те же положения законов о раскрытии информации, которые имели место до внесения соответствующих изменений в ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 30 Закона N 39-ФЗ под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение.
В силу п. 4 ст. 30 Закона N 39-ФЗ на эмитента возлагается обязанность осуществлять раскрытие информации на рынке ценных бумаг (в форме ежеквартального отчета эмитента, сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента и сообщений о существенных фактах) в случае регистрации проспекта ценных бумаг, а также в случае допуска биржевых облигаций или российских депозитарных расписок к организованным торгам с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг для такого допуска.
Пункт 2 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусматривает, что обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, осуществляется в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг (в объеме и порядке, которые установлены Банком России).
Из вышеизложенного следует, что ЗАО обязано раскрывать информацию, предусмотренную законодательством, только в том случае, если оно размещает свои ценные бумаги путем открытой подписки, либо тогда, когда, размещая такие бумаги путем закрытой подписки, обязано регистрировать проспект ценных бумаг. Исходя же из положений ст. 22 Закона N 39-ФЗ оснований для регистрации проспекта ценных бумаг ЗАО, размещаемых путем закрытой подписки, не имеется.
О том, что раскрытие информации акционерным обществом осуществляется только в случае публичного размещения им ценных бумаг, допуска их к торгам либо при регистрации проспекта ценных бумаг, свидетельствуют и нормы Положения (смотрите п.п. 3.1, 10.1, 12.2, 67.2, 69.2).
Таким образом, в ситуации, изложенной в вопросе, общество не обязано раскрывать информацию в объеме и в порядке, предусмотренных Положением.
Отметим также, что в случае изменения устава ЗАО, в результате которого общество будет признаваться непубличным, у него также не возникнет обязанности раскрывать указанную информацию, если только такое общество не будет осуществлять публичное размещение своих ценных бумаг. Ведь по смыслу п.п. 1 и 2 ст. 66.3 и п. 1 ст. 97 ГК РФ непубличное акционерное общество отличается от публичного как раз тем, что не вправе публично размещать свои акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции, а также допускать их к обращению на организованных торгах.
На это указывают также и положения ГК РФ, согласно которым публичное раскрытие информации, предусмотренной законом, напрямую установлено только для публичных акционерных обществ (п. 6 ст. 97 ГК РФ).
В заключение отметим, что законодательством предусмотрена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством (ст. 15.19 КоАП РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
27 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.