Новации бухгалтерского законодательства
16 ноября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 N 344-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который разработан с целью уточнения норм Федерального закона "О бухгалтерском учете" и кодификации законодательства в части приведения положений других законодательных актов в соответствие с нормами этого Закона. В статье рассмотрены и проанализированы нововведения указанного Закона.
Применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета
Основные новации связаны с порядком ведения бухгалтерского учета малыми и средними организациями в части применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и возможности руководителей принять ведение бухгалтерского учета на себя. Прежде всего, изменилась юридическая конструкция формирования перечня экономических субъектов, которые вправе вести упрощенный учет, включая составление упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Напомним, что перечень допустимых упрощенных способов ведения бухгалтерского учета приведен в Информационном материале ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства"*(1).
С одной стороны, в ч. 4 ст. 6 сняты ограничения на применение упрощенных способов в отношении ряда некоммерческих организаций. С другой стороны, ст. 6 дополнена ч. 5, которая посвящена субъектам, не применяющим упрощенные способы. К таким экономическим субъектам в соответствии с новой редакцией относятся:
1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством РФ;
2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
4) микрофинансовые организации;
5) организации государственного сектора;
6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
7) коллегии адвокатов;
8) адвокатские бюро;
9) юридические консультации;
10) адвокатские палаты;
11) нотариальные палаты;
12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
В этот список прямо или опосредованно вошли почти все некоммерческие организации, в отношении которых действовали ограничения на применение упрощенных способов в предыдущей редакции бухгалтерского закона.
В целом перечень субъектов, которые могут упрощенно вести бухгалтерский учет, значительно сократился за счет того, что в новой редакции Закона N 402-ФЗ упрощенные способы теперь не могут применять организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту, причем независимо от характера и масштабов деятельности. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в случаях:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на организованных торгах;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Исходя из даты вступления в силу Закона N 344-ФЗ экономические субъекты, которые не вправе вести упрощенный учет, обязаны составлять годовую бухгалтерскую отчетность за 2014 г. по общим правилам. Данный порядок применяется также в случае, когда на основании предыдущей редакции Закона N 402-ФЗ организация вела упрощенный бухгалтерский учет и составляла упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Руководитель субъекта, который не вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, также не вправе принять ведение бухучета на себя. Причем даже в том случае, если организация является некоммерческой или относится к субъектам малого предпринимательства. Данное ограничение установлено в ч. 3 ст. 7 новой редакции Закона N 402-ФЗ. Вести бухгалтерский учет вправе руководители только тех экономических субъектов, которые могут применять упрощенные способы, а также руководители субъектов среднего предпринимательства, не поименованные в ч. 5 ст. 6 новой редакции Закона N 402-ФЗ.
Уточнение терминологии
Часть изменений связана с приведением используемой в законодательстве терминологии в соответствие с Законом N 402-ФЗ и Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". При подготовке Закона N 344-ФЗ было проанализировано более 70 законодательных актов РФ, нормы которых затрагивают вопросы бухгалтерского учета и отчетности. Изменения внесены в положения тех актов, терминология которых препятствует реализации как самих законодательных актов, так и Закона N 402-ФЗ. Речь, в частности, идет о федеральных законах "О банках и банковской деятельности", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "О взаимном страховании", "О сельскохозяйственной кооперации".
Исключение конкретных правил бухгалтерского учета
Исходя из норм Закона N 402-ФЗ порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении конкретных объектов бухгалтерского учета устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. Однако ряд законов содержали нормы, влияющие на конкретные бухгалтерские правила. Для устранения такого противоречия внесены изменения, представленные в таблице.
Таблица
Название закона | Содержание исключенной нормы | Новый порядок регулирования |
ФЗ от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", ст. 31 | Право сторон договора лизинга применять механизм ускоренной амортизации предмета лизинга. 1. Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору лизинга, учитывается на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению. Стороны договора лизинга имеют право по взаимному соглашению применять ускоренную амортизацию предмета лизинга. 2. Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга. | Порядок бухгалтерского учета лизингового имущества регулируется Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15 с учетом нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, принятым позднее. Применение ускоренной амортизации для целей налогообложения регулируется ст. 259.3 Налогового кодекса РФ. |
ФЗ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 22 | 5. Данные о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов подлежат включению в пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности. | Перечисленные данные подлежат отражению не в составе бухгалтерской отчетности, а в годовом отчете организации. |
ФЗ от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", ст. 33.1 | 18. Саморегулируемая организация обязана устанавливать правила саморегулируемой организации, предусматривающие правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, представляемой в саморегулируемую организацию ее членами, порядок представления отчетности и иной информации о деятельности членов саморегулируемой организации. | Саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов вправе устанавливать только правила учета и составления отчетности, представляемой их членами. При этом порядок ведения бухгалтерского учета членов указанных саморегулируемых организаций должен соответствовать общим правилам бухгалтерского учета, устанавливаемым в соответствии с Законом N 402-ФЗ. |
Экспертиза проектов отраслевых стандартов бухгалтерского учета
Еще одно уточнение связано с регулированием бухгалтерского учета в новом формате, в частности с экспертизой проектов отраслевых стандартов. Статья 27 Закона N 402-ФЗ дополнена ч. 15, которой установлено, что экспертиза проектов отраслевых стандартов должна проводиться Советом по стандартам бухгалтерского учета в порядке, аналогичном для проведения экспертизы федеральных стандартов, а именно:
- орган, разработавший проект отраслевого стандарта (Банк России - для кредитных и некредитных финансовых организаций или Минфин России - для иных видов экономической деятельности), представляет проект отраслевого стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета для проведения экспертизы;
- Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проекта отраслевого стандарта и по ее результатам подготавливает мотивированное предложение о принятии или отклонении проекта;
- на основе предложения Совета по стандартам бухгалтерского учета орган, разработавший проект отраслевого стандарта, принимает решение об утверждении отраслевого стандарта.
Возможность изменения действующих правил бухгалтерского учета
Дополнение ст. 30 Закона N 402-ФЗ предусматривает, что органам государственного регулирования бухгалтерского учета (Минфину России как уполномоченному федеральному органу исполнительной власти и Банку России) предоставлено право вносить изменения в правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые действуют в переходный период до утверждения соответствующих федеральных и отраслевых стандартов. Такие изменения должны быть обусловлены изменением законодательства РФ.
Валюта представления консолидированной финансовой отчетности
Следует отметить еще одно нововведение Федерального закона от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", посвященное денежному измерению объектов учета. В соответствии с новой редакцией указанного Закона (ч. 6 ст. 4) консолидированная финансовая отчетность должна представляться пользователям на русском языке с отражением ее показателей в валюте РФ - российских рублях. Введенное дополнительное требование не затрагивает порядок выбора организацией функциональной валюты составления консолидированной финансовой отчетности.
В.В. Приображенская,
Минфин России,
кандидат экономических наук
"Финансы", N 1, январь 2015 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Размещен на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru в разделе "Бухгалтерский учет и аудит - Бухгалтерский учет и отчетность субъектов малого предпринимательства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414