Создается ООО "А". Единственный учредитель - физическое лицо Б. Функции исполнительного органа возлагаются на управляющего - то же физическое лицо Б., которое является одновременно индивидуальным предпринимателем (индивидуального предпринимателя Б.). Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО "А" управляющему от имени ООО "А" будет подписан учредителем ООО "А".
Правомерно ли функции единоличного исполнительного органа при создании общества (до государственной регистрации юридического лица) возложить на управляющего в лице индивидуального предпринимателя при том, что единственный учредитель и индивидуальный предприниматель - одно и то же физическое лицо?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полномочия единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью могут быть переданы управляющему и непосредственно при создании общества (то есть до его государственной регистрации). То обстоятельство, что единственным участником создаваемого общества и управляющим является одно и то же физическое лицо, само по себе закону не противоречит. На наш взгляд, договор между обществом и управляющим в этом случае может быть заключен не ранее государственной регистрации общества.
Обоснование позиции:
1. В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) общество вправе передать по договору полномочия своего единоличного исполнительного органа управляющему. Закон не содержит запрета на передачу функций единоличного исполнительного органа ООО управляющему, который одновременно является единственным участником этого ООО. Одно и то же физическое лицо может одновременно являться и участником ООО, и его руководителем, и (если это лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя) управляющим общества. При этом такое физическое лицо и ООО выступают в качестве самостоятельных участников гражданских отношений. Законодательством не установлено запрета на совершение сделок между участником ООО как физическим лицом и самим обществом. Поэтому гражданин (в том числе зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя) может заключить гражданско-правовой договор с обществом, единственным участником которого он является, в том числе и договор, указанный в ст. 42 Закона об ООО. При этом если в силу основанного на законе полномочия этот гражданин как орган управления ООО уполномочен на заключение такого договора от имени общества (п. 3 ст. 42 Закона об ООО), то само по себе то обстоятельство, что соответствующий договор будет подписан с обеих сторон одним и тем же лицом, не свидетельствует о каком-либо нарушении, о недействительности или незаключенности договора в связи с совпадением должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ). Это связано с тем, что при таких обстоятельствах гражданин выступает от имени ООО как орган общества (что исключает возможность применения п. 3 ст. 182 ГК РФ, согласно которому представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично), а с другой - в качестве физического лица.
2. При учреждении общества должны быть сформированы органы управления общества (п.п. 2, 4 ст. 11 Закона об ООО). Органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью общества, может являться, в частности, единоличный исполнительный орган общества (п. 4 ст. 32, ст. 40 Закона об ООО). Осуществление полномочий такого органа может быть передано обществом управляющему (ст. 42 Закона об ООО).
По смыслу ГК РФ и Закона об ООО единственным основанием возникновения полномочий единоличного исполнительного органа ООО (директора) является решение соответствующего органа общества. Иначе обстоит дело с полномочиями управляющего. Действительно, решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему принимается общим собранием участников или советом директоров общества (пп. 4 п. 2 ст. 33, пп. 2 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО). Однако по смыслу ст. 42 Закона об ООО полномочия, связанные с осуществлением руководства текущей деятельностью общества, возникают у управляющего не на основании решения указанных выше органов, а на основании договора, заключаемого между обществом и управляющим (смотрите также, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 апреля 2011 г. N 13АП-4045/11).
Возможность же заключения юридическим лицом договоров напрямую зависит от наличия у него правоспособности. Последняя, в свою очередь, возникает у юридического лица с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Отсутствие у юридического лица правоспособности на момент совершения сделки означает, что такую сделку нельзя считать состоявшейся (имеющей правовой эффект) в связи с отсутствием субъекта, способного к ее совершению. Отсюда следует, что до государственной регистрации ООО между ним и лицом, указанным в решении единственного участника в качестве управляющего, не может быть заключен договор, а значит, формально не могут возникнуть и основания для приобретения таким лицом полномочий, связанных с осуществлением руководства текущей деятельностью общества.
3. Вместе с тем нельзя не учитывать, что и в случае образования во вновь создаваемом обществе единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора и т.п.) весь объем полномочий возникает у этого органа, разумеется, лишь с момента государственной регистрации ООО, ибо до этого момента отсутствует субъект, чьей деятельностью должен руководить директор. Однако, поскольку, как уже отмечено выше, необходимость формирования органов управления общества при его учреждении (то есть до государственной регистрации) прямо предусмотрена Законом об ООО, сомнений в правомерности образования единоличного исполнительного органа до государственной регистрации общества не возникает (смотрите, например, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2014 г. N 19АП-6934/13). Отсутствуют в законодательстве и положения, прямо указывающие на невозможность принятия при учреждении общества решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему.
Статья 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", устанавливающая исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, не предусматривает возможности для отказа в совершении регистрационных действий при описанных в вопросе обстоятельствах. Более того, заявление о государственной регистрации по форме N Р11001, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, которое в соответствии со ст. 12 указанного закона является одним из документов, на основании которых осуществляется государственная регистрация юридического лица при его создании, предусматривает возможность указания в нем сведений об управляющей организации или об управляющем (листы "Ж" и "З" заявления). Наконец, подтверждение правомерности принятия решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему можно обнаружить и в правоприменительной практике (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2011 г. N Ф04-803/11 по делу N А70-7627/2010).
На основании вышеизложенного мы полагаем, что в приведенной ситуации единственный участник общества вправе принять решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему непосредственно при учреждении общества. При этом договор между обществом и управляющим должен быть подписан не ранее государственной регистрации ООО.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Ответ прошел контроль качества
5 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.