Предприятие (ЕСХН) получило субсидию по уходу за многолетними насаждениями и на закладку новых садов.
Считается ли указанная субсидия доходом и подлежит ли она налогообложению?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Полученные налогоплательщиком субсидии по уходу за многолетними насаждениями и на закладку новых садов в общем порядке должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН в качестве внереализационных доходов.
Обоснование вывода:
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (далее - ЕСХН) относится к специальным налоговым режимам (п. 2 ст. 18 НК РФ), порядок применения которого регламентируется главой 26.1 НК РФ.
Так, порядок определения доходов при ЕСХН установлен в ст. 346.5 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиком учитываются:
- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Согласно ст. 41 НК доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (в той мере, в какой такую выгоду можно оценить), и определяемая для организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
Очевидно, что получение организацией денежного финансирования в виде субсидии (в том числе целевой) отвечает приведенному в ст. 41 НК РФ понятию дохода. А поскольку субсидия не является доходом от реализации, то она может быть отнесена к внереализационным доходам.
При этом установлено, что в целях налогообложения ЕСХН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ*(1).
В частности, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налогооблагаемой базы не учитываются средства целевого финансирования (имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования). При этом здесь же приведен и перечень получаемого налогоплательщиком имущества, относящегося к средствам целевого финансирования.
Однако получаемые организацией - плательщиком ЕСХН субсидии (либо иное финансирование), в том числе на конкретные цели (в данном случае - по уходу за многолетними насаждениями и на закладку новых садов), не указаны в числе относящихся к средствам целевого финансирования в понимании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.
Подпункт 19 п. 1 ст. 251 НК РФ, касающийся непосредственно сельскохозяйственных товаропроизводителей, предусматривает невключение в состав налогооблагаемых доходов стоимости полученных ими мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней. Но к денежному финансированию указанная норма не относится.
Учитывая, что в данном случае организация является коммерческой, к ней неприменимы и положения п. 2 ст. 251 НК РФ, на основании которых в целях налогообложения не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.
Статья 251 НК РФ не предусматривает каких-либо иных оснований для невключения в число налогооблагаемых доходов рассматриваемых субсидий. Отметим, что перечень приведенных в ст. 251 НК РФ доходов, не учитываемых при налогообложении, является исчерпывающим.
В связи с чем получаемые налогоплательщиком ЕСХН субсидии по уходу за многолетними насаждениями и на закладку новых садов в общем порядке должны учитываться при определении налоговой базы по ЕСХН в составе внереализационных доходов.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Общий порядок определения доходов при ЕСХН;
- Энциклопедия решений. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы при ЕСХН;
- Энциклопедия решений. Внереализационные доходы при ЕСХН.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Ответ прошел контроль качества
12 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Кроме того, при определении налоговой базы по ЕСХН налогоплательщик-организация не учитывает доходы, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным п.п. 1.6, 3 и 4 ст. 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ (это ставки по доходам контролируемых иностранных компаний, доходам от получения дивидендов, а также от некоторых видов долговых обязательств).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.