Российская коммерческая организация (малое предприятие, применяющее УСН) на праве собственности владеет нежилым помещением площадью 103 кв. м, учитываемым им в составе основных средств и расположенным в г. Москве в жилом многоквартирном доме на первом и втором этажах. Указанное помещение оформлено как единое помещение. Кадастровый номер помещения: 77:06:0009001:2199. Часть помещения используется под офис компании, а часть предоставляется в аренду. Арендаторы осуществляют деятельность по розничной торговле изделиями оптики и по оказанию медицинских услуг. Организации неизвестно, каково назначение помещения в соответствии с кадастровым паспортом объекта недвижимости (или документами технического учета).
Должна ли организация платить налог на имущество в отношении указанного нежилого помещения?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
У Вашей организации отсутствует обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении указанного нежилого помещения.
Обоснование вывода:
Общий порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций установлен положениями главы 30 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 374 НК РФ предусмотрено, что объектами налогообложения для российских организаций признается, в частности, недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
Порядок применения упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) регламентирован положениями главы 26.2 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ, действующим в редакции Федерального закона от 02.04.2014 N 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ", вступившего в силу в этой части с 01.01.2015, применение УСН организациями предусматривает их освобождение, в частности, от обязанности по уплате налога на имущество организаций за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с НК РФ. До 1 января 2015 года организации, применяющие УСН, освобождались от уплаты налога на имущество организаций без указанного исключения (см. также письмо ФНС России от 21.10.2014 N СА-16-7/279@).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация, применяющая УСН и владеющая нежилым помещением, признается плательщиком налога на имущество организаций в отношении этого помещения только в случае, если налоговая база по этому помещению определяется как его кадастровая стоимость.
Следует иметь в виду, что в общем случае налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Исключения составляют отдельные объекты недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п.п. 1, 2 ст. 375 НК РФ).
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении нежилых помещений:
- назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях ст. 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
Как мы поняли, в рассматриваемой ситуации указанное условие в отношении фактического использования помещения выполняется, поэтому, учитывая вышеизложенное, полагаем, что налоговая база по такому помещению может определяться как его кадастровая стоимость, при условии, что его кадастровая стоимость утверждена в установленном порядке.
Также напомним, что налог на имущество организаций наряду с НК РФ устанавливается законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут, в частности, определять особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 НК РФ (ст. 14, п. 3 ст. 12, п.п. 1, 2 ст. 372 НК РФ).
Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций, в том числе особенности определения налоговой базы, на территории г. Москвы определяются положениями Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64).
В соответствии с п. 2.1 ст. 1.1 Закона N 64 (в редакции Закона г. Москвы от 26.11.2014 N 56), вступившим в силу с 01.01.2015, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений, площадь каждого из которых свыше 3000 кв. метров, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В рассматриваемой ситуации площадь принадлежащего организации помещения, находящегося на территории г. Москвы, составляет 103 кв. метра и, соответственно, не превышает 3000 кв. метров, поэтому с учетом изложенных норм полагаем, что налоговая база по такому помещению не должна определяться как кадастровая стоимость такого помещения.
Кроме того, отметим следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на налоговый период не позднее 1-го числа этого налогового периода. Этот перечень направляется в электронной форме в налоговый орган по субъекту РФ и размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (см. также письмо Минфина России от 06.08.2014 N 03-05-04-01/38983).
Так, постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Постановление) определен перечень объектов недвижимого имущества, в том числе нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со ст. 1.1 Закона N 64 (приложение 2 к Постановлению).
При этом применительно к рассматриваемой ситуации обязанность по применению кадастровой стоимости нежилого помещения в качестве налоговой базы по налогу на имущество организаций обусловлена включением этого нежилого помещения в перечень, содержащийся в приложении 2 к Постановлению (письма Минфина России от 26.02.2014 N 03-05-05-01/8066, от 17.02.2014 N 03-05-05-01/6376, от 27.01.2014 N 03-05-05-01/2713 и др., ФНС России от 16.10.2014 N БС-4-11/21488).
Идентификация нежилых помещений в Постановлении осуществляется на основании кадастровых номеров таких помещений с указанием их адресов.
В то же время указанный в вопросе кадастровый номер в приложении 2 к Постановлению отсутствует. Из этого следует, что кадастровая стоимость рассматриваемого нежилого помещения в установленном порядке не утверждена и у организации, соответственно, в отношении данного нежилого помещения отсутствует обязанность по уплате налога на имущество исходя из кадастровой стоимости.
При этом ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (п. 7 ст. 378.2, абзац первый п. 10 ст. 378.2 НК РФ, письмо ФНС России от 09.02.2015 N БС-4-11/1799).
Если объект недвижимости, принадлежащий организации на праве собственности, не включен в утвержденный Постановлением перечень, то налоговая база в отношении данного объекта недвижимого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения (см. письмо Минфина России от 06.02.2014 N 03-05-05-01/4765, а также письма Минфина России от 20.01.2015 N 03-05-04-01/1246, от 18.12.2013 N 03-05-05-01/55962).
Таким образом, поскольку Ваша организация, применяющая УСН, в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ обязана уплачивать налог на имущество организаций только в отношении принадлежащих ей объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, то обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении указанного Вами нежилого помещения у организации отсутствует.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Налогоплательщики при УСН;
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества, налоговая база по которому рассчитывается из кадастровой стоимости;
- Энциклопедия решений. Порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей;
- Энциклопедия решений. Учет платежей, связанных с кадастровым учетом, оценкой и регистрацией прав на недвижимость;
- Энциклопедия решений. Расходы в виде платежей, связанных с кадастровым учетом, оценкой и регистрацией прав на недвижимость.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Гусев Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
12 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.