Нюансы проведения сверки расчетов с бюджетом
Что указать в заявлении о проведении сверки с инспекцией? Сколько времени налоговики будут проводить сверку? Как быть, если выявлены неустранимые расхождения?
Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (утв. приказом ФНС России от 09.09.05 N САЭ-3-01/444@, далее - Регламент) предусматривает случаи, когда налоговики обязаны провести сверку расчетов компании с бюджетом. В частности, сверку проводят:
- при переходе компании из одной инспекции в другую;
- в случае ликвидации (реорганизации) компании;
- в иных случаях, установленных законом (например, при зачете или возврате излишне уплаченного налога).
Кроме того, инициатором сверки расчетов с бюджетом может выступать сама организация (порядок проведения сверки см. в схеме справа).
/------------------------------\ заявление о /---------------\
| Налогоплательщик |--------------------| ИФНС |--------------------\
\------------------------------/ проведении сверки \---------------/ |
| 5 дней | |
| \-----------------\ | | |
| | | |
/------------------------------\ /------------------\ | | |
|Сверяет данные в акте сверки с| |Проводит сверку и |---/ | |
| данными учета | | составляет акт | | |
| | | сверки | \-------------\ |
\------------------------------/ \------------------/ | |
| |
/-------------\ /-------------\ /------------------\ /------------------\ |
| Расхождения | | Расхождения | | Расхождения | | Компания вносит | |
| не выявлены | | выявлены |-| возникли из-за |--------------|исправления в учет| |
| | | | | ошибки компании | | и подает | |
| | | | | | | "уточненку" | |
\-------------/ \-------------/ \------------------/ \------------------/ |
|
/---------------\/-----------------------------------\ /------------------\ |
| Подписывается || Расхождения возникли из-за ошибки | /-------| Расхождения не | |
| акт сверки || инспекции | | | устранены | |
\---------------/\-----------------------------------/ | \------------------/ |
| |
/-----------------------------------\ | /------------------\ |
| Служебная записка в отдел, | | |Подписывается акт | |
| допустивший ошибку | | |сверки с пометкой | |
| | | | "согласовано с | |
| | | | разногласиями" | |
\-----------------------------------/ | \------------------/ |
/---------/ |
/-----------------------------------\ /-------------\ |
| Инспектор исправляет ошибку |--| Расхождения |-------------------/
| | | устранены | 3 дня
\-----------------------------------/ \-------------/
Если в заявлении не указать о личном получении, акт сверки отправят по почте
Чтобы инициировать проведение сверки расчетов, компания пишет в инспекцию заявление в произвольной форме. За основу можно взять бланк заявления, который ранее предлагала использовать ФНС России (форма бланка приведена в приложении к Регламенту проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, утв. приказом ФНС России от 11.01.07 N САЭ-3-25/2@, который в настоящее время утратил силу).
В заявлении компания указывает свое наименование, ИНН/КПП, период сверки, а также перечень налогов с указанием КБК. Если конкретные налоги компания не укажет, инспекторы проведут сверку по всем налоговым обязательствам организации.
Кроме того, в заявлении целесообразно указать почтовый адрес, куда инспекторы направят акт сверки. Если компания хочет получить акт сверки лично, это нужно отразить в заявлении. Иначе проверяющие направят акт по месту нахождения компании.
На составление акта сверки инспектору отводится до 15 дней
Срок проведения сверки и формирования акта не должен превышать 10 рабочих дней с момента подачи заявления (п. 3.1.2 Регламента). Если инспекторы выявят расхождение в данных налоговых органов и налогоплательщика, этот срок может быть увеличен до 15 рабочих дней. Причем в сроках не учитываются дни на доставку акта сверки по почте.
Срок проведения сверки может зависеть от периода, который компания хочет проверить, количества налогов, а также загруженности инспектора. На практике один инспектор готов провести сверку расчетов в день обращения, другой - воспользуется предоставленными законом днями.
Расхождения могут возникнуть из-за ошибок в учете компании или из-за халатности инспекторов
Если в результате сверки инспектор не выявил расхождений, он заполняет раздел 1 акта сверки (форма акта утв. приказом ФНС России от 20.08.07 N ММ-3-25/494@) отдельно по каждому виду налога. При этом указывается сальдо расчетов по налогу с разбивкой на недоимку, переплату, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи, реструктуризированная задолженность, а также "зависшие" и невыясненные платежи.
В случае выявления расхождений инспектор заполняет разделы 1 и 2 акта сверки. В отдельной графе проставляет сальдо на начало и конец сверяемого периода, а также сумму расхождения в рублях. Кроме того, отражают причину расхождения, предложения налогового органа и компании по их устранениям и проставляют пометку "Согласовано с разногласиями". Если выявленные разногласия можно устранить только в судебном порядке, необходимо указать "Разногласия не устранены".
Примечание. Часто расхождения в сверке вызваны технической ошибкой при вводе данных декларации.
Чтобы выявить причину разногласий, контролеры сверяют расчеты налогоплательщика по данным информационных ресурсов инспекции с данными первичных документов компании (п. 3.1.4 Регламента). Если окажется, что расхождения возникли по вине проверяющих, инспектор направляет служебную записку в отдел, допустивший эту ошибку (п. 3.1.5 Регламента).
Чаще всего недочеты возникают по причине некорректного ввода данных декларации. Например, вместо суммы к начислению по декларации в базу занесли данные из графы КБК. Или пропустили одну цифру из суммы налога к уплате. На исправление ошибки контролерам отводится пять рабочих дней. После чего отрывную часть служебной записки передают в отдел работы с налогоплательщиками и в течение трех дней формируют акт сверки (п. 3.1.6 Регламента).
Если ошибку допустила сама компания, инспекция направляет ей соответствующее уведомление (п. 3.4.6 Регламента). В этом случае организация самостоятельно проверяет, верно ли заполнены поля деклараций. Для исправления ошибки и устранения расхождений компания представляет уточненную налоговую декларацию.
Примечание. Срок проведения сверки может зависеть от количества налогов и периода.
Ошибки в реквизитах приводят к невыясненным платежам
Наиболее частая причина налоговой недоимки - техническая ошибка в платежном поручении на уплату налога. Так, платежки с неверно заполненными полями 61, 103-107 не попадают в карточку расчетов с бюджетом и становятся невыясненными налоговыми платежами (абз. 3 п. 13, п. 14 и 15 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 18.12.13 N 125н). Это общий счет по инспекции, куда "стекаются" все платежки с неточными данными.
Если обнаружены невыясненные платежи, компания подает заявление с просьбой уточнить некорректный реквизит (п. 7 ст. 45 НК РФ). В заявлении указывают сведения о платежном поручении, перечисляют допущенные ошибки, приводят правильные реквизиты платежа. К заявлению целесообразно приложить копию платежного поручения и выписку из банка, подтверждающую списание денег со счета.
И. Хорошилова,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 4, февраль 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99