Вправе ли работодатель при приеме на работу нового сотрудника (например водителя автомобиля, машиниста поезда, машиниста трактора и других) не направлять его на предварительный медицинский осмотр, а воспользоваться результатами осмотра, проведенного в период работы у предыдущего работодателя (по такой же должности) либо пройденного работником самостоятельно, если срок действия результатов этого осмотра не истек?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Каждый работодатель перед приемом на работу сотрудника из перечисленных в ст. 213 ТК РФ категорий обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, который проводится за счет собственных средств работодателя. Наличие у работника заключения по результатам медицинского осмотра, проведенного в период работы у предыдущего работодателя, значения не имеет.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 69 ТК РФ обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Так, в частности, Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанность по прохождению предварительного медицинского осмотра для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, (часть первая ст. 213, ст. 328 ТК РФ).
Прием таких работников на работу производится после прохождения обязательного предварительного медицинского осмотра в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (далее - Порядок).
Как установлено в п.п. 7 и 8 Порядка, предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного под роспись лицу, поступающему на работу, работодателем. По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией в соответствии с п.п. 12 и 13 Порядка оформляется медицинское заключение о состоянии здоровья работника в двух экземплярах, один из которых выдается на руки поступающему работнику (п. 14 Порядка).
Также согласно п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (далее - Закон N 52-ФЗ) и п. 33 Порядка данные о прохождении медицинских осмотров вносятся в медицинскую книжку работника. В то же время фактически в настоящее время существует только одна форма личной медицинской книжки, утвержденная приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402. Из п. 1.1 данного приказа следует, что книжки указанной формы выдаются не всем работникам, подлежащим обязательному медосмотру, а только работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Для иных же категорий работников форм медицинской книжки не установлено, следовательно, выполнить требование п. 5 ст. 34 Закона N 52-ФЗ и п. 33 Порядка в отношении них невозможно, иметь медицинскую книжку такие работники не должны, у них может быть на руках только медицинское заключение.
Трудовое законодательство не предусматривает каких-либо исключений из данного порядка, поэтому каждый работодатель перед приемом на работу сотрудника из перечисленных в ст. 213 ТК РФ категорий обязан направить его на предварительный медицинский осмотр, который проводится за счет собственных средств работодателя (часть вторая ст. 212 и часть седьмая ст. 213 ТК РФ). Наличие у работника заключения по результатам медицинского осмотра, проведенного в период работы у предыдущего работодателя, значения не имеет.
Данная позиция подтверждается и судебной практикой. Как указывают судебные органы, в необходимых случаях работодатель должен направить на предварительный медицинский осмотр каждого работника, поступающего на работу (смотрите, например, решение Центрального районного суда г. Тулы Тульской области от 15.01.2014 по делу N 2-21/2014, решение Лесосибирского городского суда Красноярского края от 11.08.2014 (извлечение)).
Также суды указывают на то, что действительно специальных сроков действия заключения по результатам предварительного медицинского осмотра законодательство не устанавливает. Однако несмотря на наличие медицинского заключения, полученного работником ранее, расхождение между датой приема на работу и датой медосмотра свидетельствует об отсутствии прохождения медицинского осмотра именно по направлению работодателя, принимающего на работу, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности (смотрите, например, решение Вологодского городского суда Вологодской области от 11.12.2013 по делу N 12-132/2013, решение Московского районного суда г. Чебоксары по делу N 2-4957-12 (извлечение)).
В заключение отметим, что в настоящее время за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных предварительных медицинских осмотров устанавливается административная ответственность работодателя и его должностных лиц по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 110 000 до 130 000 рублей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим
17 марта 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.