Дюжина аргументов, которые объяснят убыток в налоговой отчетности
Целесообразно приводить как можно больше причин убытков. Объяснения не должны быть голословными, их нужно подтвердить. Любая компания может ссылаться на кризис и девальвацию рубля.
Многие компании завершили 2014 год с убытком. У каждой организации свои на то причины. Конечно, практически на всех повлияла ситуация в экономике страны. Но вряд ли налоговикам будет достаточно такого объяснения. Наверняка они захотят узнать, что конкретно привело к убытку, и потребуют обосновать его размер.
Теперь инспекторы могут запрашивать такие пояснения в рамках камеральной проверки декларации по налогу на прибыль (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Более того, инспекторы вправе вызвать руководителя организации на "убыточную" комиссию (письма ФНС России от 17.07.13 N АС-4-2/12722 и УФНС России по г. Москве от 07.06.12 N 13-11/050285).
Редакция журнала РНК подготовила список аргументов, с помощью которых компания может объяснить причину убытка за 2014 год. С помощью независимых экспертов разберемся, кому какие аргументы больше подойдут. Эти же доводы можно использовать для объяснения причин убытка по итогам I квартала 2015 года.
1. Организация из-за кризиса сократила объемы производства или из-за снижения спроса упали объемы продаж
В производственной и строительной сферах убыток мог возникнуть из-за того, что в течение 2014 года компания уменьшила объемы выпуска продукции или строительства. Необязательно из-за кризиса. Причиной для сокращения объемов могла стать плановая реконструкция производственных помещений, переезд складов, обновление оборудования и др.
Аналогичная ситуация могла возникнуть и в других отраслях экономики. Хотя в торговле и сфере услуг падение объемов продаж во многом вызвано именно кризисом, повлекшим снижение потребительского спроса.
При сокращении объемов производства или продаж прямые расходы организации снижаются. Однако большинство косвенных расходов остается на прежнем уровне (п. 1 и 2 ст. 318 НК РФ). Это и приводит к образованию убытка в налоговом учете.
Надежда Абакумова, главный юрисконсульт по налоговому праву сети кофеен "Шоколадница", рекомендует убыточным организациям, ссылающимся на снижение объемов производства или продаж, подготовить документы, подтверждающие этот факт. Например, оформить отчет о динамике объемов производства или продаж за истекший год (с разбивкой по месяцам). Его целесообразно составлять не только в денежных показателях, но и в натуральных измерителях (штуках, тоннах, метрах и т.п.). Производственные компании могут также подготовить расчет себестоимости единицы продукции.
Организации, оказывающие услуги физическим лицам (салоны красоты, ремонтные мастерские и др.), могут предъявить налоговикам журналы учета клиентов или иные документы, свидетельствующие о снижении потока покупателей. Но лучше самим проанализировать эти документы и составить отчет или справку за год с указанием количества клиентов по месяцам.
Если организация сократила объем производства из-за реконструкции или ремонта, для подтверждения этого факта ей потребуется приказ о проведении соответствующих работ, договоры с подрядчиками, сметы и акты выполненных работ.
2. Уменьшился ассортимент товаров из-за российского эмбарго на западные продукты питания
На деятельности торговых организаций, ресторанов и компаний, использующих в производстве импортные составляющие, в дополнение к кризису сказались российские антисанкции. Прежде всего запрет на ввоз в Россию продуктов питания из стран Евросоюза, США, Канады, Австралии и Норвегии (Указ Президента РФ от 06.08.14 N 560).
Наталья Шамонова, аудитор OOO "Группа Финансы", напомнила, что запрет распространяется на молоко, сыры, молочные продукты, мясо и мясные продукты, рыбу и морепродукты, фрукты, овощи и орехи из этих стран (постановление Правительства РФ от 07.08.14 N 778). Организации оптовой и розничной торговли, в ассортименте которых присутствовали перечисленные товары, вынуждены были искать новых поставщиков, выстраивать с ними взаимодействие, налаживать доставку товаров. Причем делать все это в очень сжатые сроки. Это привело к росту текущих затрат и могло повлечь образование убытка. Например, если компания занималась исключительно импортными продуктами питания.
Замещение продуктов из Европы производится преимущественно из очень удаленных от России регионов. В основном из Латинской Америки, Южной Африки, Китая. Поэтому в течение второй половины 2014 года наблюдался значительный рост транспортных расходов на доставку товаров. Большинство из этих затрат пришлось на организации оптовой торговли. Это могло привести к образованию у них убытка.
Введение продуктового эмбарго отразилось и на перевозчиках. Они лишились постоянных клиентов, что сказалось на уровне доходов. Кроме того, перевозчикам пришлось кардинально изменить маршруты, перестроить логистические цепочки. Дополнительные затраты на эти цели также могли стать причиной убытка.
Чтобы подтвердить расходы, возникшие в связи с введением продуктового эмбарго, организации необходимо предъявить налоговикам новые контракты на поставку продукции, товарные и транспортные накладные, документы на международную перевозку. Эти расходы являются экономически обоснованными и удовлетворяют критериям, установленным статьей 252 НК РФ. Поэтому у налоговиков не должно возникнуть претензий.
3. Возросла стоимость кредитов из-за повышения Банком России ключевой ставки и закрытия внешних рынков заимствований
В течение 2014 года Банк России несколько раз повышал ключевую процентную ставку - с 5,5 до 17% годовых (информация Банка России б/н от 03.03.14, от 25.04.14, от 25.07.14, от 31.10.14, от 11.12.14 и от 16.12.14). Это привело к значительному росту процентов, под которые банки выдают кредиты. То есть повлекло увеличение затрат у заемщиков, что также могло привести к убыткам по итогам года. Особенно в совокупности с другими неблагоприятными обстоятельствами.
По мнению Ольги Черевадской, аудитора, победителя Всероссийского конкурса "Лучший аудитор России", удорожание кредитов могло негативно сказаться на организациях любой сферы деятельности. Значит, ссылаться на эту причину убытков вправе любые компании, привлекавшие заемные средства в 2014 году.
Но логичнее заявлять об удорожании кредитов тем организациям, которые заключили новые кредитные договоры в ноябре или декабре 2014 года. Именно в эти месяцы Банк России поднял ключевую процентную ставку более чем в два раза - с 8% годовых, действовавших с 28 июля 2014 года, до 17% годовых, установленных с 16 декабря 2014 года.
Еще одной причиной для удорожания заемных средств является закрытие международных рынков заимствований для российских банков с государственным участием и некоторых компаний. Такое ограничение страны Запада ввели летом 2014 года. Это обстоятельство также могло привести к росту расходов и образованию у организации убытка.
Чтобы доказать, что убыток возник из-за роста затрат по кредитам, организации понадобятся кредитные договоры с банками или другими заимодавцами, платежные документы об уплате процентов. Кроме того, целесообразно составить расчет суммы процентов, учтенных при расчете налога на прибыль за 2014 год (ст. 269 НК РФ). Ведь проценты по долговым обязательствам отражаются в налоговом учете по особым правилам.
Если организация постоянно заключает краткосрочные договоры займа или пользуется овердрафтами, имеет смысл объединить информацию по всем заимствованиям в одну справку. В ней следует показать рост процентных ставок по привлеченным средствам за 2014 год и сумму уплаченных и учтенных процентов.
4. Девальвация рубля, повлекшая существенный рост затрат
Существенное падение курса рубля по отношению к основным иностранным валютам в течение 2014 года повлияло практически на всех. На деятельности большинства компаний девальвация рубля сказалась крайне негативно. Особенно на туристических компаниях и организациях, занимающихся импортом товаров иностранного производства или переработкой импортного сырья. Для многих из них девальвация рубля стала причиной значительного роста затрат, что и привело к убыткам.
Денис Савин, юрист налоговой практики юридической фирмы "Базаров, Голиков и партнеры", добавил, что падение курса рубля могло повлечь образование убытка и в тех компаниях, которые брали займы в иностранной валюте. Ведь у них возросли расходы на уплату процентов по таким кредитам.
На девальвацию рубля как на причину образования убытка могут ссылаться все организации, имеющие кредиторскую задолженность в иностранной валюте. Чтобы подтвердить влияние этого факта, необходимы договоры с контрагентами, заключенные в валюте, платежные документы, товарные накладные, акты выполненных работ или оказанных услуг. Для наглядности можно составить справку, показывающую рост цен в рублях за 2014 год на отдельные товары или услуги, приобретаемые организацией.
Кроме того, целесообразно объяснить, почему компания не могла повышать цены на товары вслед за ослаблением рубля. Можно сослаться на то, что иначе эти товары просто не продать. Покупательский спрос в период кризиса и так падает. Дальнейшее повышение цен не способствует росту продаж и в конечном итоге может привести к еще большим убыткам.
5. Организация из-за падения спроса вынуждена была снизить цены
В условиях кризиса, когда цены и затраты растут, многие компании, чтобы привлечь покупателей, идут на снижение отпускных цен. Иначе они вообще не смогут продать произведенную продукцию или приобретенные товары. Понижение цен само по себе или в совокупности с другими факторами может привести к образованию налогового убытка.
Галина Беликова, заместитель главного бухгалтера сети "Л'Этуаль" (ООО "Алькор и Ко"), отмечает, что обычно компании снижают цены не на всю продукцию. Понижение цен из-за падения спроса характерно для автомобильных дилеров, магазинов одежды и электроники. Это связано еще и с тем, что старые коллекции устаревают, появляются новые модели. То есть такие компании могут объяснить снижение цен тем, что старались избавиться от устаревших моделей и сократить складские расходы на их хранение.
Кроме того, можно указать, что вырученные средства организация планирует потратить на приобретение новых коллекций. В условиях удорожания заемных средств выгоднее продать имеющийся товар побыстрее и подешевле, а полученные деньги потратить на закупку новых партий, нежели брать на это кредит.
Даже если компания продает продукцию или товары с убытком, это не является основанием для доначисления налогов. Чтобы обосновать снижение цен, необходима маркетинговая политика. В этом документе следует указать причины снижения цены (например, сезонные колебания спроса, приближение даты окончания срока годности товара, продвижение товаров на новые рынки), наименования товаров, сроки действия акции. Кроме того, целесообразно оформить приказы руководителя организации о снижении цен на товары.
Павел Дербенцев, ведущий аудитор ООО "Аудиторская компания "Аудит Проф Гарант", рекомендует также составить служебную записку, свидетельствующую о снижении объема продаж. Лучше, если это сделает отдел продаж или другое подразделение, ответственное за сбыт. Как вариант, в служебной записке можно указать меры, предлагаемые сотрудниками этого отдела (например, снижение отпускных цен или предоставление скидок постоянным покупателям).
6. Разорился поставщик сырья или основной покупатель, ключевой клиент сократил объем закупок или аннулировал крупный заказ
Если работа организации построена на взаимодействии с конкретным поставщиком или клиентом, потеря этого контрагента может не только привести к убыткам, но и поставить ее существование под угрозу.
Аналогичные последствия могут возникнуть, если ключевой покупатель в 2014 году сократил объем закупок или отказался от специфического заказа (опять же из-за кризиса). Изготовленную для него продукцию организация вынуждена была продавать ниже себестоимости либо вообще не смогла реализовать. То есть убытки возникли у нее от выполнения заказа, деньги за который она так и не получила.
Алексей Спирихин, старший аудитор ООО "Алинга Консалтинг", считает, что в подобной ситуации необходимо приводить любые аргументы и доказательства, свидетельствующие о неизбежности получения убытков. Прежде всего, нужно предъявить налоговикам переписку с ключевым контрагентом, соглашение о расторжении договора. Если поставщик или клиент обанкротился или принял решение о добровольной ликвидации или реорганизации, потребуются сведения из общедоступных источников о начале процедуры ликвидации, реорганизации или банкротства.
Кроме того, следует доказать, что деятельность организации действительно зависит от сырья поставщика или заказов клиента. Необходимо рассчитать удельный вес этого контрагента в общей структуре затрат или объеме продаж. Эти сведения можно оформить как справку или служебную записку.
Целесообразно также проанализировать динамику производственных показателей с момента прекращения поставки сырья или сокращения продаж. Большим плюсом является наличие у компании плана мероприятий, направленных на выход из сложившейся ситуации. Хотя организация не обязана объяснять налоговикам, что она намерена делать, чтобы стать прибыльной. Такие решения находятся в плоскости предпринимательской деятельности, а не налогового контроля.
7. Наличие у организации крупных единовременных затрат в течение года
К возникновению убытка по итогам 2014 года могло привести проведение дорогостоящего ремонта, закупка нового оборудования в кредит или другие крупные разовые траты.
Мария Рудакова, руководитель налоговой практики компании Fulbright's legal services, считает, что на это обстоятельство могут ссылаться организации любой сферы деятельности. Главное, подтвердить реальность и необходимость этих расходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). Иначе налоговики могут посчитать их экономически не оправданными, исключить из расчета и пересчитать налог на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ).
Состав подтверждающих документов зависит от вида единовременных затрат. Если организация отремонтировала помещение (офис, склад, производственный цех), ей понадобятся приказ руководителя о проведении ремонта, договоры с подрядчиками или исполнителями, сметы, акты выполненных работ, накладные на приобретение материалов для ремонта и др.
Если компания провела ремонт в арендованном помещении, потребуется также договор аренды или субаренды. В нем должно быть указано, что арендодатель не возмещает арендатору (субарендатору) расходы не текущий ремонт помещения (п. 2 ст. 260 НК РФ и п. 2 ст. 616 ГК РФ).
Если компания оплатила дорогостоящее маркетинговое исследование, необходимы договор с исполнителем, его отчет, содержащий итоги исследования, и акт выполненных работ (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Дополнительным плюсом будут документы, связанные с выбором исполнителя (анализ рынка маркетинговых услуг перед заключением договора, переписка с потенциальными партнерами об условиях соглашения и проведения исследования, сведения о примерной стоимости аналогичных работ у других исполнителей и др.). Кроме того, нужно объяснить, зачем компании понадобилось маркетинговое исследование и как она использовала его результаты.
8. Компания финансировала новые проекты, которые пока не запустила, или вкладывала в освоение новых видов деятельности
Убыток по итогам 2014 года мог возникнуть из-за того, что организация вложила значительные средства в освоение новых рынков или видов деятельности. При расчете налога на прибыль такие расходы учитываются в полном объеме (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Из-за кризиса, девальвации рубля и недостатка финансирования компания могла свернуть эти проекты, так и не запустив их. Либо вышла на новый рынок или начала производить новый товар, но впоследствии признала это нерентабельным и закрыла проект.
Оксана Ефимьева, налоговый юрист банка, считает, что такое объяснение убытка больше подойдет производственным или строительным компаниям, вкладывающим крупные инвестиции в новые проекты. Хотя подобная ситуация может возникнуть в деятельности практически любой организации.
Минфин России согласен, что расходы, которые связаны с подготовительной деятельностью и пока не приносят доходов, формируют убыток отчетного периода (письма от 26.08.13 N 03-03-06/1/34810 и от 20.09.11 N 03-03-06/1/578). Такого же мнения придерживаются и налоговики (письмо ФНС России от 21.04.11 N КЕ-4-3/6494).
Чтобы обосновать размер убытка, организации потребуется бизнес-план или проект. В нем излагается суть проекта, его ориентировочная стоимость и сроки реализации. Желательно, чтобы в бизнес-плане был просчитан срок, по истечении которого проект начнет окупаться и будет приносить прибыль. Этим компания сможет доказать, что расходы она осуществляла в рамках деятельности, направленной на получение дохода (абз. 4 п. 1 ст. 252 НК РФ).
Кроме того, необходимы документы, подтверждающие расходы на реализацию проектов (договоры, акты выполненных работ, товарные накладные, платежные документы и др.).
9. Организация была создана в истекшем году, для ее запуска потребовались значительные вложения, которые пока не окупились
Вновь созданная организация обычно какое-то время работает в убыток. Ведь для открытия нового бизнеса необходимы значительные инвестиции. Лишь когда положение компании на рынке упрочится, она начнет окупать затраты и будет получать прибыль.
Срок окупаемости зависит от вида деятельности. В производстве и сфере услуг этот срок может составлять несколько лет. Значит, в течение всех убыточных лет организации придется объясняться с налоговиками (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Денис Скрябин, управляющий партнер юридической фирмы "Скрябин и партнеры", отметил, что контролирующие органы разрешают вновь созданным организациям признавать текущие расходы даже при отсутствии доходов (письма Минфина России от 21.04.10 N 03-03-06/1/279 и от 17.07.08 N 03-03-06/1/414, УФНС России по г. Москве от 11.01.12 N 16-15/000705@ и от 03.07.07 N 20-12/062179). Речь идет, например, о расходах на аренду, содержание и ремонт помещений, подбор персонала, оплату труда работников, командировочных и представительских расходах, затратах на оплату консультационных и юридических услуг.
Для подтверждения этих расходов необходим стандартный пакет документов. Так, чтобы подтвердить расходы на оплату услуг сторонних организаций, достаточно договора и акта об оказании услуг. В некоторых случаях потребуется еще и отчет исполнителя (например, по консультационным услугам).
Для наглядности вновь созданная организация может собрать информацию по всем расходам за год в бухгалтерской справке или ином аналогичном документе. Ее целесообразно оформить как расшифровку затрат. Плюсом является наличие бизнес-плана. Но если из-за кризиса или по другим причинам новая компания выбилась из этого плана, его налоговикам лучше не предъявлять. Так как они наверняка потребуют дополнительных пояснений.
10. Нарушились хозяйственные связи из-за смены собственников компании или из-за изменений у ее контрагентов
Убыток может возникнуть из-за организационных причин. Например, из-за смены собственника компании, повлекшей отстранение прежнего генерального директора или уход всего руководства и разрушение наработанных хозяйственных связей (ст. 75 и ч. 4 ст. 81 ТК РФ). Аналогичные изменения могут произойти и у контрагентов. Чтобы наладить взаимоотношения или установить новые контакты, необходимо время. На это и нужно ссылаться при объяснении убытков.
По мнению Ольги Боровковой, главного методолога энергетической компании, члена Палаты налоговых консультантов РФ, организация должна убедить налоговиков, что нарушение хозяйственных связей является временным и носит вынужденный характер. Для этого можно представить документы, свидетельствующие о смене собственника компании, решения общего собрания участников или акционеров о расторжении трудового договора с прежним директором и назначении нового. Если организационные изменения произошли у контрагента, понадобятся уведомления от его нового руководителя или иная переписка.
Факт нарушения деловых контактов можно подтвердить с помощью соглашений о досрочном прекращении договоров, уведомлений об изменении существенных условий договоров, протоколов разногласий и дополнительных соглашений к контрактам. Главное для организации - доказать инспектору, что она стремится найти выход из сложившейся ситуации. В этом помогут проекты договоров и переписка с новыми поставщиками или покупателями, маркетинговая политика или бизнес-стратегия, планы продаж и даже протоколы совещаний руководства.
11. Организация применила амортизационную премию по недвижимости или другому дорогостоящему объекту
Причина убытка может заключаться в применении организацией определенных правил налогового учета. Например, налоговый убыток нередко возникает из-за начисления амортизационной премии по любому дорогостоящему объекту основных средств. Особенно по недвижимому имуществу. Поскольку в бухучете амортизационная премия не применяется, в бухгалтерской отчетности компании может быть отражена прибыль.
Елена Куранова, независимый эксперт по налогообложению, напомнила, что амортизационную премию по приобретенным объектам ОС вправе применять любые компании, находящиеся на общей системе налогообложения (п. 9 ст. 258 НК РФ). Организация может единовременно включить в расходы не более 10 или 30% от первоначальной стоимости основного средства (абз. 2 п. 3 ст. 272 НК РФ). Размер премии зависит от того, к какой амортизационной группе отнесен объект ОС.
Применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью организации (письма Минфина России от 30.10.14 N 03-03-06/1/55106 и от 06.05.09 N 03-03-06/2/94, УФНС России по г. Москве от 13.08.12 N 16-15/074032@). Это право должно быть установлено в учетной политике для целей налогообложения (п. 7.1 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС России от 26.11.14 N ММВ-7-3/600@). Там же необходимо прописать порядок начисления амортизационной премии и указать ее размер. Компания вправе предусмотреть, как она применяет премию - ко всем объектам ОС или выборочно (письма Минфина России от 30.10.14 N 03-03-06/1/55106 и от 17.11.06 N 03-03-04/1/779).
Если налоговый убыток возник из-за начисления амортизационной премии, организации необходимо предъявить инспекторам приказ об учетной политике для целей налогообложения или выписку из него. Кроме того, потребуются первичные документы на приобретение основного средства, приказ о вводе его в эксплуатацию и налоговые регистры о начислении амортизационной премии.
12. Возникла форс-мажорная ситуация (авария, пожар, стихийное бедствие и т.п.)
Чрезвычайная ситуация или стихийное бедствие также могут привести к убыткам. Ведь на ликвидацию их последствий потребуются дополнительные расходы и время, в течение которого деятельность организации, скорее всего, будет парализована. Такие расходы и потери от чрезвычайных ситуаций организация вправе признать при расчете налога на прибыль (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Анастасия Грачева, ведущий специалист по налогообложению Crocus Group, отметила, что факт возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, урагана, затопления помещения, обрушения кровли) необходимо подтвердить. Нужно получить справку или заключение МЧС России, Государственной противопожарной службы РФ, МВД России или иного компетентного органа (в зависимости от ситуации).
Кроме того, следует доказать причинно-следственную связь между стихийным бедствием и причинением организации ущерба (письмо УФНС России по г. Москве от 23.10.06 N 20-12/92773). Целесообразно составить протокол осмотра места происшествия или акт.
Чтобы подтвердить факт порчи или утраты имущества, необходимо провести инвентаризацию (п. 27 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н). Результаты ее проведения оформляют актом инвентаризации, сличительными ведомостями или иными документами, применяемыми в компании. Именно по этим документам определяют размер ущерба.
Даже если виновник происшествия установлен (например, пожар на складе произошел по вине охранника), организация вправе сослаться на чрезвычайное обстоятельство как на причину убытка. Ведь потери от пожара она вправе единовременно признать при расчете налога на прибыль (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ). Наличие или отсутствие виновного лица на признание этих потерь не влияет.
Более того, вряд ли виновник сможет быстро компенсировать компании сумму ущерба. Скорее всего, взыскивать ее придется через суд. На это могут уйти годы. Сумму ущерба, признанную виновным лицом или судом, организация включит во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Е. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 6, март 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99