В организации работают несколько сторожей. Все оформлены по срочному трудовому договору. Есть график сменности. Несколько сторожей по их письменному заявлению (семейные обстоятельства) оформлены на 0,5 ставки. Один из сторожей заболел, находился на больничном 14 дней, по окончании принес больничный лист. Он работает в организации по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок; это основное (единственное) место работы сотрудника. Неполный рабочий день установлен этому сотруднику по его собственной инициативе, на основании заявления. ФСС отказался принимать больничный лист, указав, что сторож не может работать в организации на 0,5 ставки.
Прав ли ФСС? Что нарушила организация в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
ФСС имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Работодатель может установить неполное рабочее время сотруднику, работающему сторожем, на основании его заявления. Сама по себе выплата пособия по временной нетрудоспособности сотруднику, работающему сторожем на условиях неполного рабочего времени, не может рассматриваться как выплата, произведенная с нарушением законодательства Российской Федерации.
Обоснование вывода:
На основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью первой ст. 93 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При этом законодательство не содержит норм, запрещающих устанавливать каким-либо категориям работников неполное рабочее время.
Кроме того, в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" Верховный Суд РФ указал, что, исходя из содержания ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и ч. 2 ст. 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой ст. 22 ТК РФ, работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
Соответственно, по соглашению между работником и работодателем неполное рабочее время может быть установлено любому работнику организации, в том числе и сторожу.
Таким образом, в рассматриваемом случае работодатель может установить неполное рабочее время сотруднику, работающему сторожем, на основании его заявления. Иными словами, устанавливая сторожу неполное рабочее время в установленном ст. 93 ТК РФ порядке, работодатель не нарушает законодательство Российской Федерации.
Согласно части третьей ст. 93 ТК РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений трудовых прав. Так, при временной нетрудоспособности работодатель обязан выплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами (ст. 183 ТК РФ).
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) установлен перечень лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, в частности, к ним относятся граждане, работающие по трудовым договорам. В таком случае сторож, работающий на условиях неполного рабочего времени, как и другие граждане, работающие по трудовым договорам, является застрахованным лицом (ч. 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения работодателем работнику пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме*(1) и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч.ч. 1, 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
Как следует из п. 23 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, работникам, которым установлено неполное рабочее время, листок нетрудоспособности выдается на общих основаниях.
Согласно п. 16 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375, застрахованному лицу, которому установлено неполное рабочее время, средний дневной заработок исчисляется в том же порядке, что и остальным лицам, работающим по трудовым договорам, а именно по правилам, установленным пунктами 15.1-15.3 этого же Положения.
Таким образом, ни законодательство об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, ни трудовое законодательство не содержат норм, которые ограничивали бы в праве на получение пособия по временной нетрудоспособности сотрудников (независимо от того, работу по какой должности (профессии) они выполняют), работающих на условиях неполного рабочего времени. Следовательно, сама по себе выплата пособия по временной нетрудоспособности сотруднику, работающему сторожем на условиях неполного рабочего времени, не может рассматриваться как выплата, произведенная с нарушением законодательства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цезарева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
3 апреля 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.